27 июля 2021 02:05

27 июля 2021 02:05

фото: Валерий Кузнецов

Выявить нарушения и добиться их устранения

Человек, уничтожающий природу, разрушает самого себя. Об этом ещё 100 лет назад писал Георгий Вернадский. Сегодня защита окружающей среды стала приоритетной задачей не только для государства, но и для ОАО «Российские железные дороги». На Горьковской магистрали на страже природы стоит Центр охраны окружающей среды.

2-1.jpgЮрий Большаков, начальник  Центра  охраны окружающей среды ГЖД

Наш центр организует взаимодействие с подразделениями в границах полигона дороги для снижения экологического воздействия предприятий на окружающую среду и непосредственно на человека. Также наша обязанность – постоянный мониторинг и контроль устранения нарушений, которые выявляются в процессе проверок. В ведении центра находятся пять лабораторий, которые осуществляют производственный контроль на местах.
Центр постоянно взаимодействует со всеми регионами в границах Горьковской железной дороги. Прямое взаимодействие налажено с органами Росприроднадзора и Роспотребнадзора во всех областях и республиках. Наиболее успешное сотрудничество сложилось с Нижегородской и Кировской областями, Республикой Татарстан, Удмуртией.


У нас разработана годовая программа в рамках стратегии ОАО «РЖД». Она включает в себя 14 направлений деятельности. Это и работа по сокращению выбросов в атмосферу и снижению сбросов сточных вод, и просветительские лекции об экологической безопасности для детей, и посадка деревьев, в частности на особо охраняемых природных территориях. В этом году уже высажено 25 тыс. деревьев. Проводятся занятия с юными железнодорожниками на обеих детских железных дорогах, ведь именно в детстве у человека нужно формировать экологическую ответственность. Были организованы десятки экологических субботников, результатом которых стала утилизация сотен тонн мусора на полигоне дороги. Участие в помощи природе приняли тысячи неравнодушных людей. И, конечно, возглавили это движение наши железнодорожники.


Центр организует рейды для осмотра состояния полосы отвода. Это особенно важно, поскольку постоянно возникают несанкционированные свалки около железнодорожных путей. По результатам рейдов составляется акт проверки с приложением фотоматериалов. Нельзя убрать только в полосе, поэтому мы обращаемся к главам администраций районов, в отделы благоустройства. К сожалению, многие свалки возникают снова в тех же местах, особенно рядом с гаражными кооперативами и дачными посёлками. Эта проблема пока не решена.


Проектов множество. Например, в прошлом году мы начали акцию «Ижевская крышечка». На привокзальной площади Ижевска был установлен контейнер в форме сердца, куда все желающие могут бросать пластиковые крышки для их дальнейшей переработки. На сегодняшний день собрано уже около тонны таких крышек. Деньги от реализации проекта поступят через фонд «Благодар» больным детям. В будущем мы хотим распространить этот проект на все региональные центры нашей дороги.
4 июня были подведены итоги деятельности за первый квартал этого года. Горьковской дороге удалось снизить выбросы в атмосферу на 3%, сброс сточных вод сократился на 6,9% по сравнению с показателями прошлого года. В этом году мы подготовили проектную документацию для строительства новых очистных сооружений на станции Вековка. Новая система позволит снизить сброс недостаточно очищенных сточных вод сразу на 90% в целом по Горьковской железной дороге.


Строительство должно начаться в 2020 году. Также ведётся работа по подготовке строительства очистных сооружений на станции Нижний Новгород-Сортировочный. Сегодня наш центр поставил вопрос о закрытии очистных со-оружений на станции Шлаковая, чтобы прекратить загрязнение реки Вятки. Сточные воды будут вывозиться на очистные сооружения, соответствующие экологическим требованиям.


Вместе с дирекцией по тепловодоснабжению мы боремся за минимизацию выбросов в атмосферу. Главный инструмент – это перевод котельных на более экологичные виды топлива. Построены новые газовые котельные на станциях Вековка, Сергач, проведена реконструкция котельной в санатории-профилактории «Железнодорожник». Появилась возможность использовать электроотопление в малодеятельных котельных, очередная такая откроется на станции Воткинск.
Важным показателем результатов борьбы с загрязнением окружающей среды является снижение платы за сверхнормативные выбросы и сбросы. Весь комплекс мер, описанных выше, позволяет год от года снижать объём этих выплат.


Сейчас на дороге образуется 160 видов отходов разных классов опасности. Самые распространённые разновидности – это железобетонные и деревянные шпалы. Подготовлен проект утилизации деревянных шпал. В котельной станции Канаш планируется строительство специальной установки для сжигания шпал, оборудованной системой очистки выбросов. Железобетонные шпалы дробятся и измельчаются при помощи установки КУШ в Ижевском регионе дороги, дроблёный экстракт используется вновь для насыпей и дорог. На дороге осуществляется раздельный сбор макулатуры, на вокзалах раздельно собирают стекло, пластик, бумагу.


По результатам весенней комиссионной проверки дороги под председательством начальника ГЖД выявлено 270 нарушений экологической направленности. Динамика, вроде бы, положительная – год назад их было 326, но, в частности, Кировское территориальное управление допустило увеличение количества нарушений с 64 до 80. Основное внимание уделялось санитарному состоянию промышленных площадок локомотивных и вагонных депо, котельных. В соответствии с выявленными нарушениями была разработана схема мероприятий по устранению недостатков. Этот документ был подписан заместителями по территориальным управлениям и направлен на предприятия для исполнения.

На разборе у начальника дороги были отмечены следующие системные нарушения: неудовлетворительное состояние компрессорных установок, пунктов экологического контроля локомотивных депо. Начальником Горьковской железной дороги Анатолием Фёдоровичем Лесуном было уделено особое внимание санитарному состоянию полосы отвода и объектов накопленного экологического ущерба. К таким объектам относятся нефтяные разливы, старые топливные ёмкости, часто расположенные под землёй, которые могут нанести ущерб почве и водоёмам. Всего их выявлено 23. На полигоне дороги утверждена программа по ликвидации таких объектов до 2024 года.