06 августа 2021 02:54

06 августа 2021 02:54

фото: личный архив

Артиллеристы не сдаются

Судьба берегла старшего сержанта Бориса Юферева для будущих важных дел

Среди железнодорожников немало героев, павших во имя Победы на фронтах Великой Отечественной войны, и тысячи тех, кто выстоял, чтобы поднимать страну из разрухи.
Борис Васильевич Юферев родился 16 июня 1925 года в деревне Юферевская Кумёнского района Кировской области. Родители будущего железнодорожника и ветерана войны и труда были крестьянами и работали в колхозе. Отец, Василий Михайлович, считался первым трактористом в деревне, работал на маленьком американском колёсном тракторе «Фордзон». Потом стал председателем колхоза и старшим механиком машинотракторной станции. В 1937 году начались массовые аресты. В Кумёнах под тюрьму переоборудовали бывшую конюшню. Вместе с другими руководителями района был арестован и Василий Михайлович. Так Борис стал сыном врага народа. Мальчик тогда учился в четвёртом классе. Вечерами он ползком пробирался к окну тюрьмы, осторожно стучал в окно и передавал отцу еду.

– Запомнился спёртый запах из окна и заросшее щетиной лицо отца – рассказывает Борис Юферев. – Чтобы спасти папу, мама наняла адвоката. Через три месяца в Кумёнах состоялся суд. Детей на него не пускали, но я пробрался тайком. Многие руководители района получили сроки, но мой папа, к счастью, был оправдан.
В страшном 1941-м началась война, отец ушёл на фронт. Юный Борис, старший из детей, окончив 7 классов, стал трудиться в колхозе. В своё распоряжение он получил лошадь со сбруей и телегой. Вместе с другими подростками пахал землю, выращивал хлеб. А после сельскохозяйственных работ молодёжь отправляли в командировки возить брёвна и зерно на Кировский мелькомбинат, а ещё грунт для строительства второго железнодорожного пути на станции Просница. Каждый возчик любил свою лошадь и старался лучше её накормить. Однажды молодые люди даже схитрили, чтобы добыть для своих лошадей дополнительный корм. Во время сдачи зерна взвесили один мешок два раза. Узнав об этом, председатель колхоза строго объяснил подросткам, что хлеб предназначался бойцам Красной Армии, которые бьют фашистов.

Уже в 1943 году Бориса призвали на фронт служить в артиллерийском полку. Самые яркие воспоминания у ветерана остались о войне с Японией.
– Наш артиллерийский полк был поднят по боевой тревоге, – воскрешает он в памяти события прошлого. –  Мы заняли позицию на левом берегу Амура, вступили в схватку с противником. Японцы вели ответный огонь. Рядом со мной тяжело ранило командира, а меня только присыпало землёй. Когда неожиданно Амур стал разливаться и топить наши пушки, командование приказало смазать каналы стволов и оставить орудия под водой, но артиллеристы не сдались. Мы тракторами вытянули пушки на высокое место, переправили на понтонах на правый берег реки и в колоннах вместе с пехотой проследовали дальше.

Борис Юферев принимал участие в освобождении городов Тунзен и Фунзян. Несколько раз смерть была совсем близко. Рядом гибли товарищи, и Борис с ужасом понимал, что на их месте мог быть и он. Однако Бог берёг его для будущих важных дел. За участие в войне с Японией Борис Васильевич был награждён знаком «Отличный разведчик», медалью «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени.

После окончания боевых действий в Манчжурии старший сержант Борис Юферев ещё пять лет служил на Курильских островах, обучал молодых солдат военному делу в полковой школе. В годы войны в армию призывали 17-летних, многие погибли, поэтому большая часть мужчин из последних военных призывов служили в армии по семь лет, пока не подросло новое поколение солдат.

Осенью 1950 года Борис Юферев демобилизовался и стал искать себя в мирной жизни. Его привлекали профессии, связанные с техникой и электричеством, поэтому будущий железнодорожник выучился на электромеханика сигнализации, централизации и блокировки. С 1951 года Борис Васильевич работал в Кировской дистанции сигнализации и связи – сначала электромонтёром СЦБ на станции Чухломинский, электромехаником СЦБ на станции Лянгасово, а в 1956 году стал старшим электромехаником участка диспетчерской централизации станций Стрижи, Оричи, Шалегово.

Это было время освоения новой техники, напряжённой учёбы, творческого поиска. В середине 50-х на Кировском отделении осваивалась новая система управления поездов ПЧДЦ (полярно-частотная диспетчерская централизация) – опытная, первая в Советском Союзе. Она внедрялась на участке Киров – Котельнич-1. В лабораторных условиях диспетчерская централизация работала отлично, но в реальных нередко происходили сбои от влаги и перепадов температур. Старший электромеханик Юферев прикладывал немало сил, чтобы система работала надёжно.

Позже на Горьковской железной дороге началось строительство системы автоблокировки и электрической централизации. Борис Васильевич входил в группу наладчиков, которая занималась приёмкой и регулировкой устройств СЦБ, выполненных работниками строительно-монтажных поездов. Учиться приходилось постоянно. Во время командировок на другие предприятия железнодорожник с интересом изучал новую технику, которая приходила на Горьковскую магистраль. Не хватало знаний, поэтому без отрыва от производства Борис Васильевич окончил Всесоюзный заочный техникум железнодорожного транспорта.
Когда на станции Лянгасово была принята в эксплуатацию механизированная сортировочная горка, техническое содержание всех её обустройств передали Кировской дистанции сигнализации и связи. Обслуживание новой техники по формированию поездов было делом сложным и очень ответственным. Из трёх кандидатов на должность руководителя выбрали самого молодого – Бориса Юферева. Он был примером добросовестного отношения к делу, имел опыт работы с новой техникой и умел ладить с людьми. Талантливый железнодорожник успел поработать и инженером технического отдела по научной организации труда, охране труда и технике безопасности.

Магистрали Борис Васильевич посвятил 41 год своей жизни. В его трудовой книжке 113 записей о наградах, благодарностях, премиях за рацпредложения. А с выходом на пенсию в жизни ветерана войны и труда наступил новый, не менее интересный этап. Борис Васильевич активно работал в Совете ветеранов, принимал деятельное участие в подготовке к открытию Клуба ветеранов, участвовал в создании поселкового музея и даже пел в хоре ветеранов.
Алёна Зудина