фото: Личный архив

Листая прошлого страницы

Для участия в смотре-конкурсе музеев Юго-Восточной магистрали, приуроченного к 75-летию Великой Победы, поступают новые материалы.
Напомним, конкурс проводит межрегиональный координационный совет ветеранов ЮВЖД совместно с администрацией и первичными профсоюзными организациями структурных подразделений дороги, имеющих комнаты исторического наследия.

Музей эксплуатационного локомотивного депо Елец-Северный решил попробовать свои силы в конкурсе.

«Экспозиции нашего музея насчитывают порядка 730 экспонатов, которые распределены по нескольким разделам. Сначала идёт дореволюционный период. Архивы свидетельствуют: 30 августа (11 сентября) 1868 года из Грязей в Елец прибыл первый пассажирский поезд. Эта дата явилась основанием тогдашнего паровозного депо Елец и всего железнодорожного узла. В 1868 году предприниматель и почётный гражданин Ельца Самуил Поляков основал при мастерских Орловского-Грязской железной дороги ремесленную школу. Вскоре она получила официальный статус ремесленного железнодорожного училища имени императора Александра II, став первым учебным заведением подобного профиля в России. Второй период – Гражданская война: 10 августа 1919 года по приказу Деникина в тыл Красной армии Южного фронта был брошен в рейд белогвардейский казачий корпус генерала Мамонтова. При рейде мамонтовцы уничтожили в Ельце практически всю железнодорожную инфраструктуру. Особенно упорные бои шли за железнодорожный вокзал. Погибли все красноармейцы и руководивший ими революционер, комиссар Александр Вермишев. Его именем в городе названы улица и площадь», – сообщил хранитель музея Михаил Свиридов.

В музее есть документы, отражающие события довоенного периода, времени первых пятилеток. Имеются подлинные фотографии участников стахановского движения Евстигнеева, Савчишкина, Ераксина, передовиков производства, личные вещи членов локомотивных бригад, форменная одежда эксплуатационников и т.д.

«Большой интерес вызывает период Великой Отечественной войны. В ту тяжёлую пору Елец и железнодорожный узел перенесли участь фронтового города, оккупации фашистскими захватчиками, бомбёжки. Это длилось с декабря 1941 по август 1943 года. Железнодорожники понесли тяжёлые потери. Так, в марте 1943-го был ранен при исполнении служебных обязанностей начальник паровозного депо Елец Виктор Медведев. Год спустя он был удостоен звания Героя Социалистического Труда посмертно. В музее широко представлен и послевоенный период, который характеризовался восстановлением железнодорожного хозяйства», – продолжил Михаил Свиридов.

ТЧЭ Елец-Северный прошло несколько этапов реконструкции, на смену паровозам пришли тепловозы серий ТЭ3, 2ТЭ116, ТЭП60, маневровые ТЭМ3, ЧМЭ3 и др. Сегодня депо эксплуатирует и проводит ремонт пассажирских тепловозов ТЭП70 всех индексов.

«Наша работа направлена на профессиональное ориентирование и патриотическое воспитание юговосточников», – заключил хранитель музея ТЧЭ Елец-Северный.
Виктор Минаков
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/