07 мая 2021 16:49

07 мая 2021 16:49

фото: ТЧЭ Ртищево-Восточное

На перекрёстке железных дорог

Эксплуатационное локомотивное депо Ртищево-Восточное отмечает своё 150-летие

Депо Ртищево-Восточное – одно из самых крупных структурных подразделений Юго-Восточной дирекции тяги. Из 9 депо ЮВЖД оно на 2 месте после депо Кочетовка: сейчас здесь работают 872 человека, 793 из них – машинисты и помощники.
– По итогам 2020 года объём работы на предприятии выполнен в целом к плановому заданию на 100%. Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка составила 103,2%, среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого парка – 105,5%. В 2018 году депо Ртищево-Восточное добавили обслуживать участок назначением Ртищево – Анисовка для вождения грузовых поездов, в 2020-м – Ртищево – Пенза для ведения пассажирских составов, – отметил начальник Юго-Восточной дирекции тяги Андрей Чистяков.

В IV квартале 2020-го Ртищево-Восточное стало первым по экономическим показателям среди эксплуатационных депо Юго-Восточной дирекции тяги.

Сейчас развёрнутая длина плеч обслуживания составляет 1,8 тыс. км – от Пензы до Поворино, от Ртищево до Кочетовки, от Ртищево до Анисовки.

– Мы находимся на своего рода перекрестке, перекрываем 2 стыка Юго-Восточной магистрали с Приволжской и Куйбышевской железными дорогами. Специфика нашей работы заключается в том, что на ЮВЖД используется и тепловозная, и электровозная тяга. Приписной парк депо составляют грузовые локомотивы 2ТЭ116 и пассажирские ТЭП70БС. Также мы ездим на локомотивах приписки других депо – грузовых электровозах ВЛ80 и пассажирских электровозах ЭП1М, – пояснил Антон Чуркин, начальник эксплуатационного локомотивного депо Ртищево-Восточное.

Ртищево – небольшой город, административный центр района Саратовской области с населением около 40 тыс. человек. Большинство работников депо проживает именно здесь. Работа на железной дороге считается престижной.

– Конечно же, машинисты – это одна из самых высокооплачиваемых профессий в компании «РЖД», поэтому даже на фоне остальных рабочих профессий на железнодорожных предприятиях, они получают больше на 15–20%. И однозначно, их ­зарплата выше, чем у работников других предприятий в сфере транспорта в регионе. Отток кадров с предприятия есть: некоторые хотят уехать в большие центры – Москву, Саратов, Пензу. Уходят, как правило, переводом в другие локомотивные депо. Гораздо больше тех, кто, наоборот, пытается к нам устроиться. Возвращаются и после Москвы. Конечно же, мы принимаем их обратно, – рассказал начальник депо.

Как крупное предприятие эксплуатационное локомотивное депо Ртищево-Восточное не остаётся в стороне от общественной жизни в муниципальном районе. Коллектив всегда откликается на просьбы местной администрации: железнодорожники выходят на субботники, занимаются благоустройством общественных пространств, приводят в порядок улицы районного центра.

Администрация муниципального района тоже идёт навстречу депо. Например, пообещали уложить асфальт на дороге, что ведёт к станции Ртищево, последний ремонт дороги был лет 20 назад, рассказали в депо.

* * *
Полуторавековой юбилей предприятия – прекрасный повод вспомнить его основные исторические вехи.

Паровозное депо на станции Ртищево было открыто 29 января 1871 года. Его построили при прокладке главной линии Тамбово-Саратовской железной дороги. В 1895 году открылось движение по линии Пенза – Балашов, депо стало обслуживать и эти плечи.

К концу XIX века в Ртищево насчитывалось порядка 40–50 паровозов серии П и серии Т. В 1903 году поступили паровозы серии О и их разновидности – Ов. Также в то время эксплуатировались паровозы серий А и У. В 1914 году в депо были приняты в эксплуатацию паровозы Э.

В 1926 году в депо появились паровозы серии Эу (усиленный), в 1932-м – Эм (модернизированный) с повышенным котловым давлением и усиленным пароперегревателем. В годы первых пятилеток локомотивный парк пополнился новыми паровозами серии М.

В 1933 году началось строительство здания цехов и других объектов паровозного депо на станции Ртищево-2, которое было закончено в конце сентября 1937 года.

В январе 1938-го депо Ртищево-2 было сдано в эксплуатацию. Два предприятия существовали независимо друг от друга и подчинялись Ртищевскому отделению паровозного хозяйства Рязано-Уральской железной дороги.

В годы Великой Отечественной войны за самоотверженную трудовую помощь фронту коллективу депо Ртищево-2 трижды присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР.

В середине 1950-х годов в депо Ртищево-2 началась подготовка к переходу на тепловозную тягу. Большая группа машинистов и помощников проходила обучение в Ростове-на-Дону и Грозном. Одновременно руководством депо Ртищево-2 принимались меры к созданию ремонтной базы.

В июне 1956-го в депо пришёл первый тепловоз. На участке Ртищево – Пенза локомотив с поездом весом на 900 тонн выше обычного сделал первые рейсы. А уже через 2 дня тепловозом до Пензы было доставлено сверх нормы 1,2 тыс. тонн грузов.

В том же году начали поступать первые двухсекционные тепловозы ТЭ3, которые впоследствии взяли на себя весь объём грузовых перевозок. Вскоре появились пассажирские тепловозы.

С 1957 года линия Пенза – Ртищево – Поворино, как наиболее грузонапряжённая, полностью переведена на тепловозную тягу.

В 1960 году локомотивные депо на станциях Ртищево-1 и Ртищево-2 были объединены. В начале 1960-х годов ртищевское локомотивное депо ввело новую систему оценки качества работы машинистов, выполнения ими Правил технической эксплуатации и дорожных инструкций. С 1964 года эта система внедрена на всех железных дорогах страны.

В 1962 году началась электрификация так называемого балашовского грузонапряжённого хода Пенза – Харьков. Ртищевское депо было реконструировано под электровозную тягу. Здесь впервые на сети дорог опробовали эксплуатацию электровозов ВЛ60к по системе многих единиц.

В декабре 1965 года по участку Ртищево – Пенза прошёл первый электровоз и состоялось торжественное открытие электрифицированного участка Пенза – Ртищево – Поворино.

В 2003 году в депо Ртищево с Октябрьской дороги поступили первые тепловозы ТЭП70, предназначенные для пассажирских перевозок. Локомотивы испытывались на участке Кочетовка – Пенза.

В 2006-м с Брянского машиностроительного завода поступил новый тепловоз 2ТЭ25К-0001 «Пересвет». Здесь проводились его эксплуатационные испытания.
Вячеслав Запорожец
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28