18 апреля 2021 06:09

18 апреля 2021 06:09

Извилистый путь Дмитрия Матрёнинского

Управляющий Рязанско-Уральской железной дорогой погиб 100 лет назад.
3-3.jpgИмя Дмитрия Матрёнинского переплетено с именем Льва Толстого: руководитель в ноябре 1910-го распорядился о том, чтобы великий русский писатель, заболевший в поездке и остановившийся на станции Астапово, был окружён заботой со стороны многих людей, включая железнодорожников.

Не так давно на Юго-Восточной отмечалась памятная дата – 110 лет со дня кончины Льва Толстого. И снова внимание было обращено на события 2010-го. Тогда юговосточники в сжатые сроки выполнили уникальные операции, связанные с реставрацией и воссозданием вокзального комплекса на станции, где сделал вынужденную остановку писатель. Открытый тогда же мемориальный музей памяти Л.Н. Толстого «Астапово» включал целую россыпь строений исторической станции и домов, восстановленных в первозданном виде.

Лев Толстой, чей уход из Ясной Поляны был вызван переплетением причин социальных и личных, находился в большой немилости у власти. Да и Священный Синод постановил отлучить его от Церкви. В тех условиях нужно было обладать мужеством поставить под удар своё положение, однако делать всё возможное, чтобы оградить приехавших родных писателя от бесцеремонности столичного начальства, назойливости журналистов, шума проходящих поездов (сохранились соответствующие телеграммы).

А когда писателя не стало, Дмитрий Матрёнинский помог с доставкой из Москвы специального гроба. Добился разрешения установить на доме начальника станции Астапово, где скончался великий писатель, памятной доски. Наконец, принял решение сохранить «смертную» комнату в качестве мемориальной.

Сейчас можно найти в Интернете чёрно-белые кадры кинохроники, которые запечатлели минуты вноса гроба с телом Толстого в багажный вагон траурного поезда. Вокруг сотни людей. В их числе – вдова, Софья Андреевна, сыновья покойного: Лев, Илья и Сергей. Рядом – человек с седой бородкой. Этим человеком, который находился в эпицентре событий, был управляющий Рязанско-Уральской железной дороги.

Дмитрий Матрёнинский родился в Кронштадте 7 февраля 1860 года. По происхождению – из купеческой семьи. Воспитание получил в Санкт-Петербурге в пансионате Бибер, а затем во втором реальном училище. После окончания курса поступил в Санкт-Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения. Учился отлично – среди выпускников стоял на 3 месте по успеваемости.

Первая в перечне железных дорог, в постройке которых принимал прямое участие, – Екатеринбург-Тюменская (сверхштатный инженер, производитель работ). В конце 1885-го началась её эксплуатация.

Вторая – Псково-Рижская (возведена в 1888 году). Трудился в службе пути инженером-техником, а впоследствии старшим ревизором и исполняющим обязанности начальника службы движения.

В 1891 году ещё одна точка приложения сил – Московско-Киево-Воронежская (начальник участка при сооружении Курско-Воронежской линии).

В 1900-м поступил начальником службы пути на только перешедшую из частной в казённую Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу (существовала в 1861–1907 годы). С данным периодом совпала деятельность по возведению Московско-Савёловской линии.

Спустя 4 года Дмитрий Матрёнинский стал начальником Пермской железной дороги (также казённой). Образованная в 1900-м при объединении Пермь-Тюменской и Пермь-Котласской дорог, она соединила Сибирь и Урал с центральной Россией.

В автобиографии, подготовленной для юбилейного сборника инженеров путей сообщения выпуска 1878 года, Матрёнинский сообщил: «В конце 1906 года перешёл на Рязанско-Уральскую железную дорогу, на каковой в должности Управляющего дорогою состою и по настоящее время. В чине действительного статского советника с Пасхи 1907 года. Женат с 1901 года, 2 падчерицы и 4 дочери».

Рязанско-Уральская была одной из крупнейших железных дорог на рубеже ХIХ и ХХ веков. Она соединила центр России с Нижним Поволжьем и Уралом.

В номенклатуре грузовых перевозок главенствовали хлебные. Железная дорога была единственной в стране, имевшей собственную флотилию судов самого различного назначения, вплоть до плавучих элеваторов и плавучего дока для ремонта судов.

Во главе РУЖД Дмитрий Матрёнинский находился до 1912-го. Затем получил назначение руководить Обществом Черноморской железной дороги.

В 1915–1917 годах был заместителем председателя правления Общества Юго-Восточных железных дорог. Являлся членом инженерного совета Министерства путей сообщения России.

После Октября он примкнул к деятельности правительства Войска Донского, возглавив отдел путей сообщения (железнодорожный, водный и шоссейный транспорт). В состав сети вошли части Владикавказской, Екатерининской, Северо-Донецкой и Юго-Восточных железных дорог.

После неудачи белого движения на юго-востоке России переехал в Крым, где возглавил Ялтинское управление городского хозяйства по сооружению дорог на южном побережье полуострова.

Наступила осень 1920 года. В ноябре под натиском частей Красной армии остатки Русской армии генерал-лейтенанта Петра Врангеля были вынуждены эвакуироваться из Крыма. Среди тех, кто взял курс на Константинополь, Матрёнинского не оказалось из-за его болезни и многочисленной семьи.

В город вступили части 51-й Перекопской стрелковой дивизии и полки 1-й конной армии Южного фронта. Началось преследование так называемых чужеродных элементов. По решению «тройки» особого отдела ВЧК от 21 декабря 1920 года Дмитрия Матрёнинского, в числе 204 человек, приговорили к расстрелу.

…Управляющий Рязанско-Уральской железной дорогой, сделавший много для того, чтобы помочь умиравшему беглецу из Ясной Поляны, жил в Ялте на улице Церковная. Сейчас это улица Льва Толстого.
Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28