26 сентября 2020 20:57

26 сентября 2020 20:57

фото: Личный архив

На вечной стоянке

Свыше 20 паровозов различных серий установлено на Юго-Восточной магистрали

Они являются не только памятниками самоотверженному труду железнодорожников в военное и мирное время, но и символами индустриальной культуры эпохи пара, удивительными образцами инженерного творчества многих поколений конструкторов, изобретателей, учёных.
У каждого паровоза-памятника своя биография. Первый на ЮВЖД появился в год 110-летия открытия движения по Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. В 1979 году в Белгороде на улице Кирова, перед зданием Дворца культуры железнодорожников, работники Белгородского отделения Южной магистрали установили паровоз серии Эм («модернизированный») Харьковского паровозостроительного завода довоенного производства.

История серии началась в 1909 году, когда начальник службы подвижного состава и тяги Владикавказской железной дороги Михаил Правосудович и инженер путей сообщения Вацлав Лопушинский составили эскизный проект товарного паровоза с осевой формулой 0-5-0, с силой тяги 13,5 т, обеспечивавшей ведение составов из 60 двухосных вагонов.

Проект был одобрен Инженерным советом МПС под председательством железнодорожного конструктора и учёного Николая Щукина. Разработку и рабочие чертежи выполнил Луганский паровозостроительный завод, и в 1912 году первые паровозы поступили в депо Минеральные Воды. В соответствии с введённым в 1912 году централизованным обозначением локомотивов новому паровозу была присвоена первая из оставшихся неиспользованными букв русского алфавита.

В 1921–1924 годах «Эшки» строили в Швеции и Германии. Паровозы серии Э в различных модификациях производились на заводах Российской империи и Советского Союза вплоть до 1957-го. Именно они сказали решающее слово в деятельности железных дорог в годы Великой Отечественной войны. Белгородский Эм 737-62 дорог тем, что в числе других в 1943 году доставлял воинские грузы на Курскую дугу по только построенной «дороге мужества» Старый Оскол – Сараевка.

В 2004 году белгородский ДКЖ был передан администрации города, которая в 2010-м перестроила его в современное здание филармонии. Памятник железнодорожной истории был перенесён на улицу Вокзальная.

В том же 1979 году в Старом Осколе на улице Победы установлен паровоз серии Су как памятник трудовой славы старооскольских железнодорожников. Автор проекта изобразила «Сушку» вылетающей из тоннеля, соорудили памятник сообща железнодорожники узла. За всю историю отечественного паровозостроения построено 2683 паровоза «Су» («Сормовский усиленный»), это самый массовый отечественный пассажирский паровоз.

Паровозы серий «С» и «Су» доставляли войска на фронты 2 мировых войн, эвакуировали в тыл раненых и перевозили пассажиров по всей стране в общей сложности более полувека. Сконструировал этот локомотив талантливый инженер, начальник паровозо-технического бюро Сормовского завода Бронислав Малаховский в 1910 году.

Паровозы в Белгороде и в Старом Осколе славные и почтенные труженики железных дорог, признаны памятниками истории и культуры Белгородской области и находятся под охраной государства.

В Белгороде есть ещё один монумент-паровоз. Он стоит на территории станции Белгород-Курский с 1985 года. Этот паровоз серии Э построен Русским обществом машиностроительных заводов Гартмана в Луганске в 1917-м. В годы первых пятилеток он работал на Пензенской железной дороге. В 1942–1943 годах принимал участие в перевозке войск, боевой техники и боеприпасов к Сталинградскому фронту.

После восстановительного ремонта эксплуатировался на Ленинской, Московско-Рязанской, Винницкой, Одесско-Кишинёвской, Южной железных дорогах. Этот паровоз был свидетелем многих ратных и трудовых подвигов железнодорожников. На его тендере прикреплены таблички с 55 фамилиями работников белгородского депо – участников Великой Отечественной войны.

В Белгородском регионе есть и другие экземпляры паровозной техники.

На бывшей станции Астапово в 1985 году готовились отметить 75-летие со дня смерти Льва Толстого. Там в квартире начальника станции Озолина 7 ноября 1910 года скончался великий русский писатель. Тяжело заболевший в дороге Толстой, следовавший 3-м классом в поезде № 12 Смоленск – Козлов по Рязано-Уральской железной дороге, вынужден был сойти на небольшой станции.

Этот исторический пассажирский поезд доставил паровоз серии О («Основной»), самый массовый паровоз дореволюционной России.

Он производился на 12 паровозостроительных заводах в 1890–1915 и 1925–1928 годах. Самые известные его модификации – Ов и Од, индекс указывает на наличие парораспределительного механизма Вальсхарта или Джоя соответственно. Среди железнодорожников эти паровозы получили прозвища «овечка» и «джойка».

Руководство мемориального музея Льва Толстого к юбилейной дате планировало установить памятник паровозу Ов с прицепленным к нему пассажирским вагоном 3-го класса. Но удалось отыскать только нужный локомотив. Его доставили из депо Осиповичи Белорусской железной дороги и поставили на постамент в привокзальном сквере. Паровозик Ов 5804 был построен на Брянском рельсопрокатном, железоделательном и механическом заводе в 1902 году, он – самый «возрастной» и ценный паровоз-экспонат на полигоне ЮВЖД.

Есть в Липецкой области город с двойным названием: официальным – Чаплыгин и туристическим – Раненбург. Железнодорожная станция в городе тоже носит название Раненбург. Много интересного таит в себе история этого города. Удивительные люди здесь живут.

Так, бывший директор местного крахмального завода Юрий Теляков однажды преподнес землякам необычный подарок. Списанный паровоз, который долго использовался на предприятии в качестве котельной, он установил накануне 1 апреля рядом с заводом с надписью на корпусе: «Не выдержав тяжести столыпинских реформ, под этот паровоз в 1903 году бросилась удивительная женщина Анна Каренина, о чём достоверно рассказал русский писатель Лев Толстой». И не беда, что Анна Каренина по воле Толстого кинулась под поезд в апреле 1876 года, а установленный паровоз серии СО («Серго Орджоникидзе») выпускался в советское время.

Главное, что эта литературно-техническая шутка вызвала горячие споры, породила легенду, живущую много лет, а туристы, приезжающие в маленький провинциальный город, обязательно идут посмотреть на «тот самый паровоз». Правда, сегодня, на нём значится другая афористичная надпись: «Все дороги ведут в Раненбург».
Марина Варсан
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30