06 июля 2020 12:20

06 июля 2020 12:20

фото: архив газеты «Вперёд»

Творцы ратной славы

В годы войны женщины-железнодорожницы внесли огромный вклад в разгром врага. В их числе – юговосточницы, которые самоотверженно трудились на самых ответственных постах.
В Великую Отечественную женщины, молодёжь и пенсионеры составляли более 70% работников железнодорожного транспорта.

К концу 1941-го 210 тыс. представительниц прекрасного пола овладевали специальностями кочегара, токаря, помощника машиниста паровоза, осмотрщика вагонов, путевого обходчика, дежурного по станции, стрелочника, электромеханика и др.

В ответ на появившийся лозунг «Девушки – на паровоз!» вчерашние школьницы спешно постигали азы железнодорожного ремесла и вели составы с грузами, нужными фронту. Ни в чём не уступая мужчинам, более 3 тыс. женщин водили в годы войны поезда, многие – на прифронтовых линиях.

Ярко проявили себя железнодорожницы при обороне Сталинграда. Их подвиг в труде был под стать фронтовому.

Особенно трудно, но почётно было работать в составе женских паровозных бригад. При паровозном депо Кочетовка Мичуринского отделения были сформированы 3 женские паровозные бригады. Машинистами этих бригад были Миронова, Попова и Свешникова. Помощниками машинистов работали Сафронова, Фирсова и Хазыкина.

Железнодорожницы трудились самоотверженно, проявляли инициативу и организаторские способности.

Женщины занимались восстановлением разрушенных оккупантами путей, мостов, общественных зданий и жилых домов. Бригады девушек меняли рельсы, шпалы, стрелочные переводы, копали кюветы, укладывали новые пути. Ежедневно вырабатывали 250–300% от нормы. Рабочий день длился по 10–12 часов, о выходных не вспоминали.

В суровую зиму 1941–1942 годов активистки создавали дружины по борьбе со снежными заносами. Несмотря на 30-градусные морозы, они сутками не уходили со своих рабочих мест, расчищая перегон за перегоном.

Немалый вклад в работу железнодорожного транспорта внесли жёны, сестры и матери железнодорожников.

В годы войны они проводили большую и разностороннюю общественную работу: на станциях и вокзалах создавали санитарные посты, встречали и перевозили раненых в госпитали, помогали в оборудовании госпитальных помещений и уходе за ранеными. Участвовали в сборе средств и тёплых вещей для воинов Красной армии.

Тысячи женщин – работниц железнодорожного транспорта были награждены орденами и медалями за мужество и самоотверженный труд в годы войны, 3 железнодорожницы – старший машинист паровоза Чухнюк, стрелочница Жаркова и дежурный по станции Александрова были удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Особой отвагой и находчивостью отличалась Елена Чухнюк. В июле 1943 года вместе с помощником машиниста Татьяной Латышевой днём и ночью, под непрерывным огнём противника они доставляли на Курскую дугу эшелоны с вооружением и боеприпасами. Однажды Чухнюк под бомбёжкой и непрерывным обстрелом провела состав с танками за 1 час 20 минут вместо 2 часов, предусмотренных по графику. Доставленные танки прямо с платформы уходили в бой.

Сутками не покидая своих постов, зачастую под ливнем огня, женщины-железнодорожницы не теряли присутствие духа, проявляли мужество и бесстрашие.
Ирина Путилина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31