06 июля 2020 10:57

06 июля 2020 10:57

фото: Мичуриснкий регион ЮВЖД

Неразрывная связь поколений

Будущие железнодорожники прикоснулись к истории отрасли

В пятницу, 13 марта, в музее на станции Кочетовка состоялась экскурсия для студентов железнодорожного колледжа им. В.М. Баранова.
– Музей – это не только хранилище экспонатов, всевозможные выставки и экскурсии. Это некий образ, который всякий раз материализуется в тот самый момент, когда мы пересекаем его порог, – считает нынешний хранитель музея на станции Кочетовка Галина Фатеева. – Это место, где можно встретиться с прошлым. Наверное, именно поэтому у меня перед каждой экскурсией присутствует особенное ощущение сопричастности и неразрывной связи с историей железнодорожной станции Кочетовка, на которой я проработала без малого 30 лет.

Экспозиция музея представлена в 6 разделах (залах): история станции, дистанций контактной сети и пути, вагонного и локомотивного депо, зал трудовой и воинской славы. На открытой площадке установлены образцы железнодорожной техники прошлого столетия.

Началась экскурсия традиционно – с зала истории основания станции Кочетовка. В глаза сразу бросается большой макет локомотивного депо Мичуринск, на котором воспроизведены на бывшей станции Козловская (ныне Мичуринск) пассажирское здание с каменной платформой, ведомное здание, сарай для 9 паровозов (на сегодняшний день – эксплуатационное локомотивное депо Кочетовка), поворотный круг, вагонный сарай (эксплуатационное вагонное депо Кочетовка), мастерские (Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем»).

Галина Фатеева рассказала, что в 1893 году был построен прямоугольный корпус, в 1896-м – дом отдыха локомотивных бригад, а в 1899-м – веерный корпус, которые сохранились полностью и сейчас являются объектами памятников архитектуры Мичуринска.

Студенты узнали об истории развития железных дорог Тамбовской и смежных губерний в период XIX и начала XX веков.

Большой интерес вызвала брошюра профессора Александра Орурка «Каким должен быть хороший начальник станции», изданная в 1922 году. Вот одна из цитат: «…Как известно, идеалы почти никогда недостижимы; найти идеального начальника станции очень трудно. Один, например, хорош на разъезде, где нет никакой коммерческой работы. Будучи же назначен на тарифную станцию, хотя бы с небольшой работой, он теряется и только портит дело. Есть лица, прослужившие много лет на больших станциях с технической работой, как, например, сортировочных, которые мало подходят к должности начальника даже маленькой коммерческой станции. Встречаются лица с огромной служебной практикой, которые по своим личным свойствам отлично несут обязанности помощников начальников самых сложных узлов, но на самостоятельных должностях, как начальники даже маленьких станций, непригодны».

Студентам рассказали, что при трудоустройстве на железную дорогу каждый работник давал присягу, произнося клятву трудиться честно и верно, достойно исполняя свой профессиональный долг. А за нарушение трудовой дисциплины на провинившегося налагался арест от 2 до 15 суток.

Заинтересовали студентов экспонаты вычислительной техники, например, счётного устройства арифмометра, пришедшего на смену обычным счетам, счётной машины «Феликс» Курского завода; электронного телетайпного аппарата, служившего для ввода информации натурного листа на сформированный поезд и введённого в эксплуатацию в 1981 году, видеотерминального дисплея VT-340, который эксплуатировался на станции Кочетовка с 1976 по 2001 годы.

В зале, посвящённом деятельности Кочетовской дистанции пути, студенты познакомились с образцами ручных рабочих инструментов, пружинных противоугонов для рельсов, которые использовались до 1931 года, образцами рельсов, изготовленных на заводе Демидова в мае 1881-го и рельса Barrow steel, изготовленного в 1878-м в Англии.

В комнате с экспонатами вагонного депо Кочетовка вниманию экскурсантов были представлены различного типа фонари осмотрщика вагонов: свечной, керосиновый и более современный аккумуляторный. Здесь же находится старинный кинопроектор для демонстрации обучающих программ в кабинете технического обучения.

Отдельного внимания заслуживает выставка, посвящённая деятельности железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Хранитель музея представила книгу Михаила Белоусова «Кочетовка в огне», составленную на основе архивных и исторических документов, которая рассказывает о подвиге железнодорожников в военное время.

Уже с начала войны стало понятно, что один из ударов немецко-фашистских войск придётся по Мичуринскому железнодорожному узлу и сортировочной станции Кочетовка.

Долгих 2 года сюда сбрасывали тысячи тонн фугасов, жгли депо, заводы, сортировочные станции и посёлки, выворачивали рельсы, расстреливали из пулемётов людей. Ценой невероятного напряжения всех имеющихся возможностей железная дорога справилась с возложенным на неё огромным объёмом работ.

Примеров героизма рядовых железнодорожников великое множество, подвигов они совершили немало. Например, Григорий Каширин обнаружил, что в топке обвалилась секция колосниковой решётки. По существующим правилам при такой аварии следовало охладить топку, освободить её и только после поставить колосники на место. Но на это требовалось потратить не меньше 5–6 часов. Других свободных локомотивов не было, и, значит, маршрут назначением на фронт неминуемо должен был надолго задержаться. Григорий принял смелое решение: забросал в горящей топке огонь толстым слоем угля, накрылся брезентом, обильно облил себя водой и залез в горячую топку. Ему пришлось не раз обливаться водой, пока он поставил колосники на место и закрепил их.

Огромный вклад в победу внесли железнодорожницы. Придя на транспорт, многие из них овладели новой специальностью, заменили ушедших на фронт мужчин.

– Если все составы, сформированные кочетовцами в 1941–1945 годах, поставить один за другим, то протяжённости их хватит как раз на 2 линии, чтобы протянуться от Берлина до Владивостока, а потом обратно… Это тоже цена Победы! – пишет в своей книге Михаил Белоусов.

Галина Фатеева подвела итог:

– Деятельность музея на станции Кочетовка сосредоточена на изучении истории отечественного транспорта и дороги на протяжении полутора веков её существования, повышении престижа железнодорожных профессий и проведении работы по профессиональной ориентации среди молодёжи. Музей – это инструмент гражданского, патриотического, нравственного и эстетического воспитания молодёжи.
Лиана Мищенко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31