28 мая 2020 07:52

28 мая 2020 07:52

фото: архив газеты "Вперёд"

Новая магистраль

Дорога с первых дней показала свою востребованность и необходимость

>Начало в № 30
Разные источники называют разные даты начала работ. Часто можно встретить информацию о том, что строительство шло менее года, так как началось весной 1867 года. Приводится и более конкретный срок в 8 месяцев и т.д.

На титульном листе фотоальбома «Воронежско-Козловская железная дорога» имеется надпись «Начата постройка 1 мая 1867 года».

Но вся эта информация – неофициальная.

В изданном в 1867 году департаментом железных дорог «Сборнике о железных дорогах в России» написано «к работам приступлено осенью 1866 года». Видимо, это и следует считать правильным.

На это же указывают и некоторые сохранившиеся документы. Так, в письме от 17 сентября 1866 года Поляков сообщает, что «2000 человек уже поступили к месту работ с 12-го числа», а 19 сентября в его письме присутствует фраза «так как в настоящее время приступлено мною к производству работ...». В июле 1868 года в одном из писем правления Общества Воронежско-Козловской железной дороги читаем «...к постройке этой дороги было приступлено в августе месяце 1866 года».

Разночтения могли быть связаны с получением официального разрешения на начало строительства лишь в преддверии зимы и неафишированием того, что фактически работы начались ранее, без такого разрешения.

Но, даже считая началом осень 1866 года, следует констатировать, что велось строительство темпами, которые поражают и сегодня. В связи с этим приведём текст одной телеграммы из Козлова, отправленной в Воронежскую земскую управу 11 сентября 1867 года.

«Великий князь Николай Николаевич благополучно проехал по нашей линии около 50 вёрст на локомотиве и изъявил искреннюю благодарность Полякову».
Она примечательна степенью готовности дороги на тот момент и интереса к ней столь высокой персоны.

Николай Николаевич – родной брат царствовавшего Александра II. Участник Крымской войны, руководивший всеми инженерными работами, укреплениями и батареями на северной стороне Севастополя, боевой генерал, знающий толк в инженерном деле. Было ему 36 лет, и за несколько дней до этой поездки он получил назначение Главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа. Поэтому его лестная оценка стройки даёт представление о размахе и качестве выполняемых работ.

1 декабря Поляков пишет Сомову, что «движение по рельсам производится уже от Козлова до Графской, а около половины декабря рельсовый путь уложится до главной станции в городе Воронеж», а уже 20 декабря по дороге проходит первый пробный поезд.

В январе 1868 года Сомов, выехавший в Петербург, телеграфирует, что 24 числа был у министра путей сообщения с просьбой разрешить открыть движение. Министром было принято положительное решение и дано соответствующее поручение.

Через несколько дней в губернских газетах появляются сообщения о торжествах, организуемых 29 января по случаю открытия движения, а также официальное объявление правления дороги о начале курсирования пассажирского поезда от станции Сомовской до Козлова и расписание движения.

*  *  *
Весной расписание было изменено, а с июля поезд стал отправляться утром уже со станции Воронеж в 8.35, с 20 июля – в 10. 50.

Сопоставив расписания пассажирских поездов на нашей и соседних дорогах в 1869 году, увидим такую возможность жителю Воронежа добраться до Москвы. Отправиться он должен был из Воронежа в 10.50 и прибыть в Козлов (Мичуринск) в 18.15.

По договорённости между дорогами состав приходил на станцию Козлов соседней Рязанско-Козловской железной дороги (Мичуринск-Уральский), где следовало сделать пересадку на отходящий в 19.22 поезд в Рязань. По прибытии туда в 3 часа ночи вновь пересесть на отправляющийся в Москву в 4 часа утра поезд, который и доставит его в Москву в 23.15.

То есть вся поездка с двумя пересадками продолжалась 36 с половиной часов.

*  *  *
Торжества по случаю открытия движения состоялись 29 января и красочно описаны как в местных, так и столичных газетах.

В 15 часов после получения по телеграфу сообщения о том, что поезд с гостями отправился со станции Сомовская, на вокзале начался молебен. Через несколько минут после его окончания под крики «ура» поезд подошёл к платформе, где его с хлебом и солью встречал городской голова.

После этого в здании дворянского собрания состоялся праздничный обед на 500 человек, затем в губернском театре спектакль из трёх водевилей, а вечером в том же доме дворянского собрания бал, продолжавшийся с 11 часов вечера до 6 утра.

Некоторые корреспонденты, освещавшие эти мероприятия, акцентировали внимание на том, что ни на обеде, ни в театре не присутствовали дамы, зато они блистали на балу. Отмечено, что в ходе обеда неоднократно исполнялся написанный местным композитором галоп «Железная дорога», вызывавший бурю восторга у публики.

*  *  *
В первоначальный период движение осуществлялось по ряду временных мостов, но это не противоречило нормам.

Дорога с первых дней показала свою востребованность. Так, уже в июне по ней было перевезено 12 тыс. пассажиров и более 10 тыс. тонн грузов.

А создание железнодорожной сети в нашем регионе продолжалось. В том же 1868 году от станции Грязи до Ельца открылось движение по Орловско-Грязской железной дороге, в 1869-м – от Грязей до Борисоглебска по Грязи-Царицынской и Козловско-Тамбовской железной дороге.

Через несколько лет Воронеж был надёжно связан железнодорожным сообщением не только с Москвой и Петербургом, но и Ростовом, Поволжьем, Орлом и Европой.
Виктор Вакуленко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31