20 января 2021 13:01

20 января 2021 13:01

Стреляющая версия

Ни в одном из документов Центрального архива МО, Центрального архива ФСБ России и архива ЮВЖД не отыскалось даже намёка на то, что станция Лиски хотя бы на полчаса была захвачена диверсантами вермахта, не говоря уж о «передовых немецких танках», невесть откуда тут взявшихся.
[Начало в №№ от 22.06 и 23.06]

Опросил лискинцев-старожилов и железнодорожников, не покидавших город Свободу и станцию Лиски даже в самые драматические периоды их ожесточённых вражеских бомбардировок лета 42-го. Паровозный кочегар Леонид Клименко, ставший дипломатом Вальтер Кисля-ков - автор книги «Лискинское лихолетье», железнодорожник Владимир Веденеев, живший в 42-м в трехстах метрах от станции Лиски, называют бредом измышления автора мемуаров «Так это было...» о захвате Лисок немцами.

Внятный ответ о причинах трагедии у станции Таловая нашёл. в самой Таловой, где познакомился с местным краеведом Владиславом Вдовенко, работающим экологом в местной администрации, и недавним следователем МВД Александром Олейниковым. Оба ещё пацанами были «ранены» этой катастрофой у порога их малой родины и посвятили немало лет её глубокому изучению. О ней Владислав написал книгу «261-й километр: история одной катастрофы». Выйди эта умная и доказательная книга раньше, и будь её тираж не мизерные 500 экземпляров, а побольше - и не было бы «стреляющих» в нашу историю бредовых версий.

«Я склонен верить документам Центрального архива ФСБ России, - рассказывает Вячеслав. - Достать их нам удалось лишь по запросу депутата Государственной думы Руслана Гостева». Вот какую поучительную и для сегодняшних дней тайну хранил архив: «17 июля 1942 г. на перегоне Таловая - Чигла Юго-Восточной железной дороги во время стоянки эшелона № 986 в будке паровоза произошёл пожар. Для ликвидации загорания машинист отцепил и отогнал паровоз от состава. Давление в автотормозной магистрали поезда во время продолжительной стоянки упало, не застопоренные тормозными башмаками и не поставленные на ручные тормоза вагоны произвольно пришли в движение под уклон. Потушив загорание, машинист догнал состав и попытался соединить паровоз с поездом, но автосцепка не сработала. В 3 часа 35 минут набравший скорость воинский эшелон № 986 врезался в стоящий за ним поезд № 990. В результате крушения погибло 176, получило ранения разной тяжести 321 человек, разбито и повреждено 28 вагонов, движение прервано почти на 10 часов. Номера частей и соединений, в которых служили погибшие и раненые, в документах не указаны. Следствие пришло к выводу, что крушение поезда произошло в результате нарушения правил эксплуатации транспорта».

...В 50-60 годы останки воинов таловцы перезахоронили из братских могил у железнодорожного полотна на Мемориале Славы. А на месте гибели воинского эшелона установили скромный памятник с именами бойцов и командиров, погибших в катастрофе.
Николай Кардашов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30