16 января 2021 15:02

16 января 2021 15:02

фото: архив газеты «Вперёд»

По праву мастера

Почётный железнодорожник Николай Чернушкин более полувека остаётся в строю юговосточников

В эти дни празднует своё 70-летие человек, имя которого хорошо известно на Юго-Восточной железной дороге. Хотя он никогда не занимал «генеральских» должностей, судьба уготовила иную роль, но верность профессии, неравнодушное отношение к работе, высокое мастерство снискали ему всеобщее уважение.
Николай Чернушкин родился в маленьком хуторе Подлесном, километрах в десяти от железнодорожной станции Лиски. Дед - путевой обходчик, отец, Митрофан Петрович, - списчик вагонов, а затем маневровый диспетчер.

По словам юбиляра, братья отца занимали такие же должности. Был период, когда во всех четырёх сменах маневровыми диспетчерами станции работали Чернушкины. Так что с самого рождения он слышал в семье разговоры о железной дороге. Отец видел в нём потенциального диспетчера. Однако...

«В седьмом классе деревенской школы я увлёкся радиолюбительством и после окончания семилетки решил грызть гранит науки в радиотехникуме при Воронежском политехническом институте. На вступительных экзаменах набрал 14 баллов (сказалась низкая деревенская подготовка) и по конкурсу не прошёл. Продолжил учёбу в Лискинской средней школе № 17, где учились дети юговосточников. В этом учебном заведении царила особая «железнодорожная» атмосфера. Неудивительно, что после окончания восьмого класса я поступил в Воронежский железнодорожный техникум на отделение электротягового хозяйства. Успешно учился и после третьего курса был направлен для прохождения производственной практики на Горьковскую железную дорогу, электрифицированную к тому времени. Так в 1964-м я оказался в локомотивном депо Горький-Сортировочный - трудился слесарем и помощником машиниста электровоза», - рассказал Николай Чернушкин.

После окончания техникума его направили на работу в локомотивное депо Кочетовка. Оно стало электровозным: 30 декабря 1965 года по участку Кочетовка - Рыбное прошёл первый грузовой поезд под «управлением» электровоза. Специалистов электровозников и особенно ремонтников в депо тогда не хватало. Николаю Чернушкину предложили должность помощника мастера аппаратного цеха. Старший мастер цеха Геннадий Жеребной буквально за пару часов ввёл в курс дела и... убыл в отпуск, оставив на острие событий новоиспечённого «кадра».

По словам Николая Чернушкина, в локомотивном депо Кочетовка он проработал почти десять лет. Активно участвовал в общественной жизни (комитет комсомола депо, Мичуринский горком комсомола, Тамбовский обком комсомола). В 1970 году вступил в ряды КПСС (верен партии до сих пор). Занимался рационализаторской деятельностью - подал более 60 предложений, два из которых признаны лучшими по МПС и в дальнейшем внедрены на Новочеркасском электровозостроительном заводе применительно к конструкции электровоза серии ВЛ80к. Одно предложение признано и зарегистрировано в качестве изобретения.

В 1976-м его пригласили на работу в службу локомотивного хозяйства в качестве старшего инженера по электровозам.

«В конце семидесятых годов на дороги поступило значительное количество новых и модернизированных на заводах пассажирских вагонов с электрическим отоплением. Но для их нормальной эксплуатации не хватало электровозов, оборудованных системой отопления. Локомотивный главк принял решение о модернизации грузовых электровозов ВЛ60к и с пассажирской передачей ВЛ60п. В процесс модернизации, наряду с заводами, было вовлечено локомотивное депо Рос-сошь (замена колёсных пар, тяговых трансформаторов, установка отопительного оборудования). Как-то так получилось, что я стал ответственным координатором в перемещении десятков электровозов, платформ с тяговыми трансформаторами и колёсными парами на заводы и обратно, обмоток из Запорожья в Лесогорск. Не всё ладилось, каждый завод и депо отстаивали свои интересы, которые надо было увязать с платежами. Конечно, главный объём работы и ответственности доставался локомотивному депо Россошь. Оно не подвело. За проделанную работу многие деповчане были представлены к наградам и поощрениям. Я был отмечен именными часами министра путей сообщения», - не без гордости сообщил Николай Чернушкин.

Ещё одна ступень безупречной трудовой биографии обозначилась в 1985 году. Нашему герою предложили перейти в службу материально-технического снабжения начальником отдела запасных частей. Так из локомотивщика он переквалифицировался в снабженца. Работе в службе МТС отдал почти четверть века. Только в 2014-м он покинул ряды юговосточников, уйдя на заслуженный отдых.

Свой талант Николай Чернушкин реализовывал (и реализует) и на другом поприще - в газете «Вперёд» он неоднократно публиковал воспоминания о своей работе в прошлом. Запомнился его проблемный материал о сложной ситуации, которая возникла после передачи в частные руки локомотиворемонтного комплекса. Публикации появляются в центральных транспортных изданиях - газете «Гудок», журнале «Локомотив» и других.

Высокие нравственные принципы всегда брал в качестве ориентира на своём жизненном пути этот неординарный человек.

Доброго здоровья, семейного благополучия, новых успехов в жизни вам, уважаемый Николай Митрофанович!
Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30