02 марта 2021 16:21

02 марта 2021 16:21

Стреляющая версия

Начало в № от 22.06
Свидетельства таловца перекликаются и с воспоминаниями чудом уцелевшего в катастрофе киевлянина Бориса Левина.

«Перейдя на другую сторону пути, – пишет Борис Левин, – я наткнулся на лежащего на спине лейтенанта, который обеими руками держал себя за правую ногу выше колена. Ноги ниже колена не было. Наложив жгут из куска валявшейся ткани, я подозвал солдат, которые подняли потерявшего сознание лейтенанта и понесли его в сторону станции, от которой уже ехали подводы для эвакуации раненых. Затем моё внимание привлёк женский крик. Подойдя, увидел: на земле лежит молодая женщина. Как я предполагаю, связистка находилась в штабном вагончике, который превратился в лепёшку. Я пошёл к машинисту паровоза. На мой вопрос, что случилось, он ответил: «Только я с эшелоном отъехал от станции Таловая, смотрю, на меня по моей линии мчит состав без паровоза. Хорошо, что я не успел набрать скорость, а то был бы и моему эшелону капут…» Солдаты извлекали трупы и спешно копали братские могилы, никаких условных отметок на могилах оставлено не было. К вечеру того же дня движение по железной дороге было восстановлено».

Итак, в этих воспоминания вместо «бомбёжки» появляется версия «крушение». Но если это было так, то какова причина?

И тут мы подошли к главному, что и побудило меня вернуться к военной драме. В 2010 году в воронежской газете прошла публикация: «Под Воронежем нашли следы самого крупного теракта времён войны». Кто нашёл? Какие следы? Рассказывая о «крупном теракте» у Таловой, журналист для пущей убедительности подкрепляет эту версию ссылкой на руководителя историко-патриотического поискового объединения «Дон» Михаила Сегодина.

«В прошлом году, – делится он, – мы работали с архивами и сразу в нескольких источниках нашли упоминание о том, что крушение поезда… это был самый настоящий теракт. Мы продолжаем работать с документами, и, если информация подтвердится, то значит, под Таловой произошёл один из крупнейших терактов времён войны. Эта версия была не очень «удобоварима», ведь катастрофа произошла в тылу – получается, не уследили наши».

Будучи лично знакомым с Михаилом Сегодиным и не раз рассказывавший о патриотической работе поисковиков «Дона», склонен был поверить на слово ему и я. Но тут-то и наткнулся на «стреляющую» версию, на которую повёлся уважаемый командир поисковиков.

Его заявленные «несколько источников» – это всего лишь, как оказалось, ссылка на мемуары «Так это было…» А.Н. Николаева – бывшего участника РОА. Опус Николаева опубликован в книге «Диверсанты Третьего рейха», вышедшей в 2003 году, а ещё раньше – в 1982 году – напечатанный в издательстве «Ливры-Гаргант». Вот отрывок из «мемуаров» Николаева.
«В июле 1942 года на крупную узловую станцию Лиски Воронежской области немцы сбросили десант парашютистов, одетых в форму войск НКВД. Операция происходила ночью. Руководил ею майор Б. Первым делом майор с несколькими офицерами и охраной захватили комендатуру. Под предлогом, что бывший комендант оказался «немецким шпионом», начальнику станции приказали впредь подчиняться новому коменданту. В это время на станцию прибыл воинский эшелон с подразделениями дивизии, предназначенной для этого участка фронта. Начальника эшелона и командиров вызвали «на совещание» и всех задержали.

К утру с ближайшей станции потребовали принять следующий эшелон. Начальник станции по приказу нового «коменданта» дал согласие. Когда эшелон был уже в пути, со станции Лиски пустили ему навстречу поезд из нескольких товарных вагонов. Произошедшее крушение вывело из строя важную железнодорожную линию. Находившемуся в городе батальону было приказано занять оборону на восточных окраинах и не пропускать в город никакие части.

В штабе фронта поняли, что на станции творится неладное. Туда была послана воинская часть. Она была остановлена. Её командира доставили в комендатуру и арестовали. К полудню к городу подошли передовые немецкие танки. Станция Лиски с воинским эшелоном и другими составами была занята почти без боя».

Измышления, растиражированные солидными изданиями и людьми, в любом случае нуждались в проверке. Тем более, что Лискам в канун 70-летия Победы было присвоено почётное звание населённый пункт воинской доблести. А какая ж тут доблесть, если станция Лиски и город Свобода при ней не только сами «были заняты почти без боя», но и стали невольными «пособниками» уничтожающей «диверсии» у Таловой. Проверять пришлось по нескольким источникам.
Николай Кардашов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31