18 января 2021 19:16

18 января 2021 19:16

фото: Сергей Киселёв

Повысить эффективность

В сложной экономической обстановке первоочередная задача для холдинга «РЖД» – повышение производительности труда и совершенствование технологии работы

По итогам пяти месяцев Юго-Восточная железная дорога практически полностью выполнила взятые на себя обязательства.
Результаты работы производственно-экономической деятельности компании и её филиалов с начала 2016 года были обсуждены на видеоселекторе под руководством начальника Департамента экономики ОАО «РЖД» Ирины Костенец.

В ходе видеоселектора рассмотрены итоги деятельности дирекций, поставлены задачи на ближайшее будущее. В частности, жёсткой критике подверглась работа Центральной дирекции по ремонту пути, где не выполняется бюджетная дисциплина. По словам Ирины Костенец, такая ситуация наблюдается «практически на всех дорогах в течение последних двух лет».

Кроме того, руководитель Департамента экономики ОАО «РЖД» указала ещё на два негативных момента. Первый – ряд железных дорог до настоящего времени не заключили договоры по капитальному ремонту. Второй – в первом квартале 2016 года отмечено снижение доходов к планируемым показателям; при сохранении такой тенденции придётся принимать меры, направленные на оптимизацию персонала.

Также Ирина Костенец подняла тему перевода автомобильного транспорта, который ранее находился в ведении дорог, на аутсорсинг.

«Большинство железных дорог предлагает вернуть технику в самостоятельное оперирование без видимых для этого причин. При этом выявлена неэффективность использования техники структурными подразделениями», – пояснила она.

В то же время перевод автотранспорта на аутсорсинг уже дал видимый экономический эффект, а значит:

«Возврата к прошлому не будет, в данной ситуации необходимо усовершенствовать систему и выстраивать грамотную логистику», – подчеркнула глава Департамента экономики ОАО «РЖД».

В заключение совещания Ирина Костенец напомнила об основных ценностях компании «РЖД», которые можно сформулировать в трёх позициях: я – лидер, мы – команда, всё для клиента. Первая позиция предполагает способность ставить цели и добиваться их; вторая – уважительное отношение друг к другу в коллективе; ну, а третья, думается, не нуждается в комментариях.

*  *  *
Редакция газеты «Вперёд» обратилась к руководителям финансово-экономического блока Юго-Восточной железной дороги с предложением прокомментировать на страницах отраслевой прессы производственно-экономическую деятельность магистрали.

– Каковы в целом итоги производственно-экономической деятельности дороги с начала 2016 года? В чём юговосточники преуспели, а какие моменты, напротив, требуют доработки?

– По итогам пяти месяцев дорога взятые на себя обязательства практически полностью выполнила. Цель, которую поставил президент компании во время своего визита на Юго-Восточную магистраль в апреле, достигнута.

При этом одним из важнейших показателей работы является производительность труда. К сожалению, с выполнением этого показателя мы имеем некоторые проблемы, – говорит Александр Деев, первый заместитель начальника дороги по экономике, финансам и корпоративной координации.

– Продукция железнодорожного транспорта оценивается по целому ряду количественных и качественных показателей. В частности, так называемая приведённая работа складывается из грузооборота (который будет оплачен) и пассажирооборота (удвоенного на два). Сегодняшняя ситуация складывается так, что мы не имеем большого влияния на увеличение пассажирооборота, хотя магистраль долгое время была второй на сети железных дорог по пропуску пассажирских поездов.

Причина – значительное сокращение количества транзитных поездов, следующих через дорогу. Сказалось расположение магистрали на границе с Украиной, по стыкам с которой произошло трёхкратное снижение количества поездов. К сожалению, эта тенденция продолжилась и в текущем году, пассажирооборот сократился, – поясняет Сергей Гвозденко, начальник службы экономики и финансов.

Татьяна Батищева, заместитель начальника службы – начальник отдела комплексного анализа и прогнозирования производственно-экономической деятельности, добавляет:

– При этом в пригородном сообщении удалось не только выполнить план, но и добиться положительной динамики. Напомню, в связи с достигнутыми договорённостями с субъектами РФ был отменён ряд пригородных поездов с неоплаченными дотациями до экономически обоснованного уровня проезда каждого пассажира. После вмешательства президента страны ситуация улучшилась: пригородная пассажирская компания «Черноземье» впервые за время своего существования показала положительный финансовый результат, вышла на безубыточный уровень работы.

Однако по мнению Олега Чумакова, начальника отдела по работе с органами власти Юго-Восточной железной дороги, несмотря на достигнутые результаты, многое в этом направлении ещё предстоит сделать. В частности, продолжить работу с регионами по судебным разбирательствам в части компенсации убытков, которые полностью не заплачены, и реструктуризировать задолженности.

Александр Деев поясняет:

– В выполнении производственно-экономических показателей большую роль играет управление имуществом компании. Есть программа, согласно которой мы должны заниматься операционной деятельностью. Одним из важных моментов этой программы является имущественный комплекс. Он содержит часть объектов, которые не используются, «законсервированы», в результате дорога несёт значительные убытки от их содержания.

Любовь Худякова, заместитель начальника службы экономики и финансов, начальник финансового отдела, говорит:

– На Юго-Восточной железной дороге разработана программа мероприятий по вовлечению в оборот продажи данного имущества до конца года. Планируется, что от реализации имущества будет получено около 65 млн руб.

– Ещё один важный момент, который необходимо отметить, это финансовая дисциплина. Имеются в виду уровни дебиторской и кредиторской задолженностей. Проще говоря, мы должны своевременно расплачиваться с поставщиками, подрядчиками, а также взыскивать средства за свои услуги.

Целенаправленную работу в этом плане проводит административно-хозяйственный центр дороги. Увы, в этом направлении также есть ряд проблем: на местах не придают значения вопросу финансовой дисциплины. К примеру, дирекция по тепловодоснабжению не уделяет достаточного внимания взысканию задолженности с физических лиц за поставленные тепло и воду, – дополняет Марина Башта, заместитель начальника административно-хозяйственного центра ЮВЖД.

– Глава Департамента экономики ОАО «РЖД» озвучила, что ряд дорог заявляют: автомобильный транспорт, переданный на аутсорсинг, «просится» обратно в штаты железнодорожных предприятий. А как обстоят с этим дела на Юго-Восточной магистрали? Удалось ли выстроить грамотную систему аутсорсинга, или она ещё требует усовершенствования?

– В связи с кадровыми перестановками в транспортном цехе удалось добиться некоторой стабильности во взаимодействии с аутсорсинговой компанией. Дело в том, что некоторые руководители привыкли воспринимать служебный транспорт, как некое собственное имущество.

Но, как мы уже говорили, имущество должно работать, а не простаивать. Должна быть рациональная сеть использования имущества с меньшими издержками; часть высвободившихся транспортных средств должна быть либо перераспределена между структурными подразделениями, либо продана, либо утилизирована.

Так что, ещё предстоит кропотливая работа в этом направлении.

Хочу сказать, что если мы будем видеть в лице грузоотправителя, грузополучателя, аутсорсера наших деловых партнёров, проникать в суть их проблем, знать рынки сбыта, то у нас всё получится, – отвечает Александр Деев.

– В современных экономических условиях холдингу «РЖД» приходится чётко расставлять приоритеты направления расходов по конкретным адресным объектам. Что находится в числе приоритетов на нашей дороге?

Татьяна Батищева поясняет:

– Приоритет очевиден: каждый железнодорожник должен, в первую очередь, получить заработную плату. Даже в этих жёстких условиях спада производства в экономике страны. Да, это нелёгкий вопрос, но нам необходимо сохранить потенциал.

Слишком дорогое удовольствие сегодня уволить человека, завтра принять и снова нести затраты на его обучение. Как показывают расчёты, скажем, обучение одного машиниста первого класса обходится компании в 750 тыс. руб.

Согласно распоряжению президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и старшего вице-президента компании Вадима Михайлова, в первую очередь, в платёжном балансе идёт статья – заработная плата; потом – налоги; далее – направления расходов на поддержание технической исправности и готовности средств, которые участвуют в перевозочном процессе, обеспечивают безопасность движения поездов.

Александр Деев добавляет:

– Наиболее стратегически и экономически важным государственным объектом на сегодня является строительство железнодорожного участка Журавка – Миллерово. Он призван увеличить пропускную способность в связи с большими летними перевозками на участке Ряжск – Чертково.

К слову, пропускная способность участка Россошь – Чертково сегодня исчерпана, пассажирские и грузовые поезда идут практически друг за другом, через каждые семь-восемь минут.

Много грузов сегодня ориентировано на порты. В частности, порт Новороссийск, плюс строятся порты в Тамани, мост через Керченский пролив. Мы ожидаем увеличения грузопотока. Более того, кроме грузовых поездов, в Крым пойдут и пассажирские. Словом, строительство железнодорожного участка Журавка – Миллерово крайне важный проект.

– Невозможно обойти стороной волнующий многих юговосточников вопрос: грозит ли оптимизация персонала?

– Персонал должен быть рассчитан на ту работу, которая производится на полигоне дороги. Исходя из этого, мы должны использовать перспективные приёмы организации труда в части изменений технологических процессов, внедрения новой техники, изменения условий труда. Всё это в комплексе даст нам частичное высвобождение персонала. Одновременно с этим перед юговосточниками стоит задача привлечения грузов, – считает Александр Деев.
Беседовала Татьяна Стельмах
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30