31 июля 2021 08:11

Выпуск №2 от 29.05.2021

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

Будущее железных дорог определили на Рижском вокзале

В марте 2021 года на Рижском вокзале в Центре научно-технической информации и библиотек – филиале ОАО «РЖД» 150 учащихся школ из разных уголков России защищали прототипы своих изобретений, которые в будущем могут быть применены в работе транспортной отрасли. Это мероприятие, проводимое в рамках проекта «Тин-клуб Страны железных дорог», стало финалом конкурса «Изобретатели Будущего», который объединил более 350 детей.
Школа «кванториумов»

Игру «Продвижение: Мой путь в РЖД» создала группа школьников из Екатеринбурга и Хабаровска
Все работы школьников носят прикладой характер и после доработки могут применяться на дорогах
Работы финалистов конкурса отличаются не только новизной идей, но и их практичностью и глубокой проработкой
В качестве направлений конкурса его организаторы выбрали хайтек, IT, игротехнологию, PR и медиа – этими темами участники занимались в региональных «Кванториумах». «Кванториум» РЖД – это система дополнительного образования для школьников средних и старших классов, в ней по разным направлениям, так называемым квантумам, готовят будущих инженеров. В зависимости от выбранного профиля дети изучают программирование, дизайн, робототехнику, знакомятся с геоинформационными системами или альтернативными источниками энергии. Свои знания они могут применять в работе над реальными проектами, которые могут помочь в решении возникающих на железных дорогах проблем, типичных и не очень. Главная функция «Кванториума» – помочь детям развивать инженерное мышление, реализовать свои идеи, пригодные для реального производства в будущем.

Первый «Кванториум» РЖД, слушателями которого сразу стали более 100 школьников, открылся в ноябре 2018 года в Иркутске, затем этот опыт внедрили и в других регионах. Сейчас в России уже шесть «Кванториумов», они работают в Забайкальском, Хабаровском краях, в Волгоградской, Амурской, Свердловской и Иркутской областях, каждый из них поддерживает руководство соответствующей железной дороги и власти региона. За время своей работы специалисты «Кванториумов» совместно с детьми подготовили десятки научных разработок, которые могут помочь отрасли. Самые продвинутые из них были выдвинуты на конкурс.

Почти все участники конкурса – ученики 7–11-х классов, обучающиеся в образовательных учреждениях ОАО «РЖД». Условия конкурса определяло утверждённое положение. Требования к работам предъявлялись самые серьёзные – каждая идея была не просто воплощена в действующем прототипе, но и экономически просчитана, протестирована в различных образовательных учреждениях. «Этот проект создан затем, чтобы поддержать талантливых детей, и включает в себя работу по нескольким направлениям: поиск сферы интересов участников и их талантов, а также формирование сообществ детей по их интересам. Подобного рода проекты также помогают познакомить подростков с деятельностью компании, сформировать у них интерес к многообразию профессий, востребованных на ж/д транспорте. Холдингу необходимы профессиональные менеджеры по инновациям и продвижению новых технологий, сотрудники не только с техническим складом ума, но и специалисты социальной сферы. Эти ступени профессиональной карьеры мы открываем подрастающему поколению при помощи вовлечения их в решение реальных кейс-задач компании», – говорит замначальника Департамента управления персоналом Александр Збарский.


Результативный конкурс

В Москве на Рижском вокзале прошла презентация работ, которые удостоились высшей оценки жюри конкурса. По словам участников, мероприятие было насыщенным и кроме конкурса включало в себя демонстрацию финальных работ, экскурсию детей по Центру научно-технической информации и библиотек, блиц-встречу почётных гостей с родительским активом подросткового клуба ОАО «РЖД» с обсуждением всех конкурсных проектов.

В процессе подготовки к конкурсу ОАО «РЖД» поддержало участников, предоставив им доступ к необходимой теоретической информации в разных вопросах, позволило консультироваться со специалистами из разных проектных лабораторий, экспертами по брендингу и продвижению, наставниками из числа профессионалов-железнодорожников. По объективным причинам всё общение проходило дистанционно, то есть на созданной специально к конкурсу онлайн-площадке «Тин-клуб Страны железных дорог», которую ежедневно посещали более 1500 человек. «Несмотря на пандемию и самоизоляцию, существенно ограничившую наше общение с организаторами и экспертами, мы всё-таки сумели довести до нужного уровня наши прототипы. Работа по подготовке к конкурсу шла в дистанционном режиме, я и мои ученики, часть из которых проживала в Иркутске, а другая часть – в Хабаровске, регулярно встречались онлайн с представителями оргкомитета конкурса. Мы готовили проекты в областях Hi-tech IT», – говорит преподаватель «Кванториума» ВСЖД Виктор Барютин.

Участники конкурса свободно ориентируются в проблематике железнодорожной отрасли, своё будущее они планируют связать с железнодорожным транспортом, поэтому проекты носили прикладной характер.
«Я занимаюсь в «Кванториуме» в Иркутске с момента его основания, посвящаю много времени этим занятиям. Нагрузка большая, я учусь в 11-м классе лицея № 36 и поступать буду в Иркутский государственный университет путей сообщения на факультет эксплуатации железных дорог, меня интересует магистральный транспорт, экзамены у меня в июне. На третьем курсе начну учиться ещё и в Павловском училище в Санкт-Петербурге, на факультете организации сурдокоммуникаций, чтобы изучить предмет сурдоперевода досконально и помогать в будущем глухонемым пассажирам», – говорит 18-летняя Лилия Кудашева.

Были отмечены и работы, которые смогут помочь детям в выборе профессии или оттачивании компетенций. Один из таких продуктов – настольную профориентационную игру под названием «Продвижение»: мой путь в РЖД» – сделала группа школьников из разных городов, Екатеринбурга и Хабаровска. Главные герои игры – юноша и девушка – раскрывают историю становления и продвижения двух героев. Как сказано в аннотации к игре, герои оказываются в различных жизненных ситуациях, им предстоит делать выбор и использовать возможности, которые встречаются на их профессиональном пути. «Цель героев – сформировать собственный «портфель» компетенций, которые позволили бы им выстроить свой профессиональный путь железнодорожника наиболее эффективно. Внешне наша игра напоминала другую игру под названием «Монополия»: в ней есть игровое поле, карточки, фишки. Наш проект предлагал участникам пройти все периоды жизни человека – с детского сада, колледжа, института до превращения его в молодого специалиста и опытного железнодорожника. Мы заняли первое место в направлении «Игротехнология», победив ещё пять групп, но у нас есть идеи по усовершенствованию игры, над которыми мы уже начали работать», – говорит восьмиклассница Анастасия Стахеева, ученица «Кванториума» Свердловской Детской железной дороги.

Были среди предложенных школьниками проектов и те, которые нужны не столько локомотивной бригаде и путейцам, сколько пассажирам. Один из таких – «Мобильное приложение #впоездке» – предназначен для удобства пассажиров поездов дальнего следования и электричек. «Одной из основных его функций было отслеживание времени, оставшегося до станции назначения. Пассажир в приложении должен задать название конечного пункта, указать, за сколько времени до прибытия он хотел бы получить сигнал оповещения, после чего будильник устанавливается автоматически. Кроме того, это приложение информирует пассажира о том, какие остановки и где сделает в пути его поезд, предоставляет интересные факты о маршруте следования, даёт актуальное расписание поездов и маршруты выхода из станции. Наш проект судьи отметили как лучший в области клиентоориентированности в направлении IT», – рассказал ученик Детской железной дороги города Новосибирска Вадим Прозоров.

Анна Героева


Справка
Требования к работам предъявлялись самые серьёзные – каждая идея была не просто воплощена в действующем прототипе, но и экономически просчитана