24 сентября 2021 09:26

Выпуск №2 от 29.05.2021

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

Нереальная реальность

Цифровые технологии говорят и показывают

AR- и VR-технологии активно внедряются в сегменте B2B для презентационных проектов. Цифровизация выставочных стендов набирает обороты, дополненная реальность помогает снизить расходы на демонстрацию крупногабаритных объектов и в то же время позволяет посетителям получить о них дополнительную информацию буквально одним взглядом. Технологии виртуальной и дополненной реальности регулярно используются на стендах ОАО «РЖД». будут они использованы и в этом году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.
Попробуй удиви

Цифровые объекты становятся обязательным элементом выставочных пространств. На фото: генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и председатель Правительства РФ Михаил Мишустин (справа) на выставке «Транспорт России» в 2020 году.
Выставки, форумы и конференции дают компании прекрасную возможность для налаживания деловых контактов и увеличения клиентского портфеля – естественно, экспоненты стремятся сделать стенды максимально привлекательными для посетителей. Посетители выставок становятся всё более взыскательными, их ожидания новизны в экспозициях растут, а бюджеты на выставочную деятельность во многих компаниях год от года сокращаются. Эти встречные процессы постепенно выталкивают создателей стендов из их традиционной зоны комфорта, заставляя экспериментировать с цифровыми технологиями.
«За более чем 15-летний период работы в железнодорожной отрасли мне довелось организовать застройку порядка 50 выставочных стендов. Традиционные решения по оформлению стендов повторяются от выставки к выставке, – рассуждает заместитель генерального директора АО «Цифровая логистика» Павел Пчельников. – Кроме того, транспортировка оборудования с его развёртыванием на площадке – это довольно дорогостоящий и длительный процесс. Эти обстоятельства стимулируют внедрение в выставочной деятельности технологий виртуальной и дополненной реальности».

Как и во всём мире, в России технологии презентаций с использованием AR/VR наиболее активно развиваются в сегменте крупного бизнеса. С 2014 года буклеты с AR-маркерами для раздачи на выставках использует «Газпром». Для того чтобы воспользоваться этим маркером, необходимо войти в специальное мобильное приложение и навести камеру на буклет. Программа считает маркеры, и на экране гаджета страницы буклета превратятся в презентацию с элементами 3D-графики.

Спрос рождает предложение. По данным российской Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AR/VR), сейчас в России работает более 400 компаний, создающих AR/VR-решения. Драйверами рынка будут выступать внедрения AR/VR в промышленности, проекты в сферах маркетинга и рекламы, ретейле, медицине и образовании – именно в этих отраслях сосредоточены самые платёжеспособные клиенты. Согласно исследованию ассоциации, 68% крупных российских промышленных компаний инвестировали в проекты AR в 2020 году. За последние два года сформировали собственные AR/VR-лаборатории такие крупные компании, как «Сбер» и «Сибур».


Бюджетный WOW-эффект

«Технологии VR и AR хорошо работают в продажах технически сложной продукции, что делает их привлекательными для крупных инфраструктурных компаний, позволяет рассказать о конкурентных преимуществах в интерактивном формате и вовлечь целевую аудиторию. Конечно же, использование этих технологий помогает привлечь дополнительное внимание к выставочному стенду», – поясняет Екатерина Алтаева, директор коммуникационного агентства «5К», специализирующегося на разработке AR/VR-решений для рекламно-выставочной деятельности.

Едва ли новые цифровые технологии вытеснят традиционные стенды, но однозначно сделают экспозиции более привлекательными, дадут возможность увеличения трафика на стенде и позволят достигнуть того самого WOW-эффекта, к которому стремится любой экспонент.

В выставочных форматах, по словам директора российской Ассоциации AR/VR Екатерины Филатовой, сейчас активно применяют и AR, и VR: для погружения в процесс, для экскурсий, создания впечатлений и эмоций. Например, экскурсии по предприятию, погружение в процесс производства.


Локомотив AR-технологий

В ОАО «РЖД» внедрение AR/VR-технологий в выставочной деятельности началось с 2017 года. За этот период холдинг принял участие более чем в 150 конгрессно-выставочных мероприятиях, в ходе которых использовались AR/VR-технологии. Одними из наиболее удачных решений в компании считают стенды «Российских железных дорог» на международном форуме «Транспорт России» в 2017 году. В частности, на стенде ОАО «РЖД» была представлена презентация в виртуальной реальности о развитии высокоскоростного движения в России.

В ряде случаев при экспонировании стендов используются шлемы виртуальной реальности. В основе технологии лежит захват фигуры человека специальными камерами. В качестве контента VR используются видео, анимация, 3D-графика. Именно такой проект ОАО «РЖД» успешно реализовало на вышеупомянутом форуме, в ходе которого презентация развития высокоскоростного движения в России была представлена главе Правительства России Дмитрию Медведеву.

Есть и более простой путь – установка компактного интерактивного стенда. Здесь целесообразнее использовать технологии дополненной реальности. «AR-технологии отличаются большей доступностью и меньшей затратностью, – говорит Павел Пчельников, – хотя и требуют использования мобильного приложения на устройствах экспонентов или посетителей выставок». Подобные решения использовались на международном форуме «Транспорт России», но уже в 2020 году. Здесь с использованием дополненной реальности была представлена интерактивная экспозиция «Веерное депо».

Входящие в холдинг «РЖД» компании также стремятся продемонстрировать в ходе выставочных мероприятий внедрённые в производственный или учебный процесс решения на основе AR- и VR-технологий. В 2018 году на форуме «Город образования» в Москве ЦППК представила уникальный VR-тренажёр для обучения машинистов. Тренажёр обеспечивает моделирование вагона пригородного поезда, кабину управления в движении по участку и взаимодействие с объектами инфраструктуры. Он моделирует типичные ситуации, с которыми сталкиваются железнодорожники в ежедневной работе. Надев очки, учащиеся попадают в кабину виртуального пригородного поезда. Его отправление и движение осуществляются по воссозданному участку местности с реально существующими объектами инфраструктуры.
«Компания «ЦНИП» (CNIP-EXPO) является официальным оператором конгрессно-выставочной деятельности ОАО «РЖД», она разработала ряд цифровых решений, в частности «Цифровое выставочное пространство». Это смоделированное 3D-пространство, где возможно установить виртуальные выставочные стенды любой сложности. На стендах можно просматривать видеоконтент компании, смотреть и скачивать презентации, коммуницировать с представителем компании (во время выставки – онлайн, посредством видеозвонка и чата, вне выставки – посредством звонка и сообщениями на электронную почту). Данное пространство было использовано на форуме «PRO//Движение.1520», который состоялся 22–23 октября 2020 года в онлайн-формате. Платформа впервые была продемонстрирована генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову, говорит Дмитрий Евсеечев, операционный директор ООО «ЦНИП», руководитель конгрессно-выставочного направления (CNIP-EXPO). Также «Цифровое выставочное пространство» было продемонстрировано на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» 19 февраля 2021 года, также прошедшем в онлайне. Основным преимуществом для пользователя является простота: достаточно пройти по ссылке в Интернете – и можно работать онлайн. Сейчас мы разрабатываем приложения для мобильных гаджетов, которые упростят работу с платформой».

Партнёры ОАО «РЖД» также следуют цифровым трендам: в ходе международного железнодорожного салона «PRO//Движение.Экспо» (г. Щербинка, Московская область) в 2019 году в павильоне «Синара – Транспортные машины» была оборудована электронная площадка, дающая возможность посетителям, надев 3D-очки, погрузиться в VR-пространство и ознакомиться с 3D-проектом тепловоза.

АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) также регулярно использует технологии дополненной и виртуальной реальности в своих экспозициях. «Существующие технологии VR и AR, безусловно, расширяют презентационные возможности ТМХ. С их помощью можно получить близкое к реальному представление о перспективных наработках без необходимости постройки дорогостоящего макета. При помощи виртуальной реальности можно продемонстрировать особенности продукта, показать зрителям и участникам выставок продукцию больших габаритов: не надо думать о весе объекта, о том, как его транспортировать и устанавливать. Виртуальная реальность подходит для демонстрации ещё не выпущенного, но уже спроектированного объекта. Кроме того, технология позволяет «проверять» новые решения: посетители выставок могут при помощи специальных очков увидеть и оценить новинку, высказать о ней своё мнение, – рассказал заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и корпоративным коммуникация АО «Трансмашхолдинг» Артём Леденёв. – С помощью таких технологий ТМХ уже неоднократно демонстрировал посетителям выставок различные варианты пассажирских вагонов. Ожидается что в текущем году компания совместно с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ представит на крупнейшей отраслевой выставке в Щербинке некоторые разработки подвижного состава в виртуальном формате».

Вадим Сипров


Справка

Виртуальная реальность (VR) – созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.
Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR – «расширенная реальность») – технологии, которые дополняют реальный мир, добавляя любые сенсорные данные. Несмотря на название, эти технологии могут как привносить в реальный мир виртуальные данные, так и устранять из него объекты. Возможности AR ограничиваются лишь возможностями устройств и программ. VR блокирует реальный мир и погружает пользователя в цифровую реальность. AR добавляет элементы цифрового мира в реальный: наиболее известный пример – популярная некогда игра «Поймай покемона». При этом наносить маркеры AR можно практически на любой носитель, в том числе на конструкции выставочного стенда или полиграфическую продукцию, которую раздают посетителям, или адаптировать для тач-панели, веб-модуля для сайта и приложения с дополненной реальностью для iPad.
Первый в мире виртуальный симулятор был запатентован в 1962 году, однако не вызвал интереса инвесторов. В 80-е годы прошлого века появились виртуальные очки и перчатки, а также сам термин «виртуальная реальность». В 90-е годы в связи с развитием компьютерных симуляторов стали создаваться обучающие системы с дополненной реальностью. Длительное время широкому внедрению VR и АR препятствовала высокая стоимость оборудования. Серийное производство потребительских шлемов виртуальной реальности началось с 2015 года, что стимулировало инвестиции в сегмент VR-технологий.
По оценкам Ассоциации дополненной и виртуальной реальности, российский рынок AR/VR в 2020 году вырос на 16% и достиг 1,4 млрд руб. Из них на сегмент виртуальной реальности пришлось 1,1 млрд руб., на сегмент дополненной реальности – 0,3 млрд руб. При этом сегмент AR в 2020 году рос опережающими темпами по отношению к VR – 40% против 10%. По последним прогнозам, рынок AR/VR в России в ближайшие годы будет расти в среднем на 37% в год и достигнет 7 млрд руб. к 2025 году.