31 июля 2021 09:40

Выпуск №2 от 29.05.2021

фото: 123RF/Legion-Media

Учёба в выдуманном мире

Технологии дополненной и виртуальной реальности набирают всё большую популярность в образовательном процессе. И это неудивительно, ведь лучше всего люди обучаются на практике, c обратной связью после ошибок. О том, как применение VR и AR влияет на результативность обучения и какие подводные камни есть в этом процессе, рассказала психотерапевт центра «Образование в развитии» Татьяна Муха.
– Татьяна Сергеевна, на ваш взгляд, в чём преимущества VR/AR-обучения перед традиционными форматами проведения занятий?
– Мир не стоит на месте, техника и технологии постоянно развиваются. Поэтому нет ничего удивительного в том, что образовательный процесс тоже совершенствуется. Виртуальная и дополненная реальности позволяют создать среду, которая воспринимается человеком через органы ощущения. Фактически VR/AR позволяют смоделировать комфортные условия для получения новых знаний и отработки практических навыков. Обучающийся сам переосмысливает всю воспринимаемую информацию, при этом расширяется представление о происходящих процессах в окружающей среде. Улучшаются традиционные показатели образной кратковременной памяти, способности к обобщению и классификации.

– Есть ли минусы при таком формате обучения?
– Исследований относительно негативного влияния VR/AR на результативность обучения пока не так много. В их основе – индивидуальные особенности слушателей. Например, некоторые люди лучше усваивают информацию при чтении, а не «на ощупь» (как это происходит в случае с виртуальной и дополненной реальностями). Слушателям со слабым вестибулярным аппаратом также может не подойти VR/AR-обучение. Может наблюдаться и определённая нагрузка на нервную систему. Также обучающая виртуальная среда может влиять на снижение традиционных показателей переключения внимания.
Однако, на мой взгляд, это не недостатки, а зоны развития новых образовательных технологий. Рано или поздно разработчики учтут все подводные камни и выдадут продукт, который будет одинаково полезен разным категориям слушателей.

– Когда и для кого обучение с использованием современных образовательных технологий будет наиболее эффективно?
– Занятия с использованием VR- и AR-оборудования максимально полезны при обучении школьников и студентов. Виртуальная, компьютерная среда включены в культуру современного поколения. Дети осваивают планшеты и смартфоны чуть ли не с годовалого возраста.
Всю информацию подростки черпают из Сети, играют в онлайн-игры, общаться предпочитают в соцсетях или с помощью мессенджеров. Их вряд ли можно увлечь учебниками, монотонными устными лекциями или чтением литературы. Поэтому на помощь приходят современные виртуальные технологии – они способны повысить интерес и мотивацию детей к учёбе.
Однако полностью VR и AR не заменят традиционных занятий. Целесообразно использовать их при изучении определённых предметов и сложных тем, а также для тренировки профессиональных навыков в различных видах деятельности.

– Эффективны ли технологии виртуальной и дополненной реальности в обучении взрослых людей?
– Безусловно. Вообще полезен любой формат получения знаний. Всё упирается лишь в методику преподавания. Конечно, взрослым людям потребуется чуть больше времени на освоение того или иного гаджета, тренажёра. Но если педагог выстроит обучение с учётом возрастных особенностей слушателей, уделит им больше внимания и проявит терпение, то проблем не возникнет.