31 июля 2021 08:01

Выпуск №2 от 29.05.2021

фото: 123RF/Legion-Media

ЭТРАН уходит в сеть

Электронная транспортная накладная переведена на отечественную платформу

Автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «Российские железные дороги» (АС «Электронная транспортная накладная», ЭТРАН) с апреля стала кроссплатформенной, что позволило клиентам работать с ЭТРАН из любой точки мира с помощью интернет-браузера, вне зависимости от операционной системы, установленной на компьютер. Технические решения, применённые при разработке новой платформы, соответствуют политике Правительства России по импортозамещению программного обеспечения, также они позволили повысить её надёжность и производительность.
Доступ с любого устройства

В 2020 году завершился последний этап реинжиниринга интерфейса АС ЭТРАН.
«На новую платформу переведены все модули и режимы системы. При этом развитие ЭТРАН не останавливалось, и все новые функции реализовывались на новой платформе», – рассказал Александр Микульский, главный технолог ООО «Интэллекс», разработчика ЭТРАН.

Все процедуры, связанные с перевозкой груза, сейчас можно оформить в системе ЭТРАН, где реализовано 80 различных функциональных режимов
Для конечного пользователя – как сотрудника ОАО «РЖД», так и клиента – представлен новый web-интерфейс. АРМ ППД НП (автоматизированное рабочее место подготовки перевозочных документов АС ЭТРАН) не требует отдельной установки, достаточно наличия на рабочем месте браузера. Оно может работать не только на операционной системе (ОС) Windows, но и на ОС на базе Linux. Это позволяет использовать систему не только на стационарных рабочих местах, но и на мобильных, например на планшетах.

Решение о переходе на новую платформу АС ЭТРАН связано в том числе и с национальной стратегией перехода на отечественное программное обеспечение.
«АС ЭТРАН работает в рамках существующих лицензий, клиентские рабочие места и серверы приложений работают на нелицензируемом ПО. Исключается необходимость использования Windows и архитектуры Intel на клиентских рабочих местах. Ещё одной причиной для перехода стало повышение надёжности серверного ПО, снижение затрат на эксплуатацию и модернизацию», – говорит Александр Микульский.


Больше функционала

По словам Александра Микульского, сейчас в АС ЭТРАН реализовано более 80 функциональных режимов. Основные – это оформление перевозочных документов, заявок на перевозку грузов формы ГУ-12, первичных учётных документов и так далее. В частности, с 1 марта 2021 года таможенные органы перестали проставлять штампы на бумажных транспортных, коммерческих и иных документах, в том числе штампы «Выпуск разрешён» и «Товар вывезен». Их заменили данные ЭТРАН.
«Электронная накладная, оформляемая в АС ЭТРАН, значительно упростила перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Ведь операции по планированию экспортной перевозки, оформлению декларации, формированию и подписанию железнодорожных документов, отметок таможенных органов, осуществлению налоговой отчётности доступны в цифровом виде. Это стало возможным благодаря развитию электронного взаимодействия Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и ОАО «РЖД», – рассказал «Вестнику» главный конструктор ООО «Интэллекс» Николай Бузурнюк.

Также в АС ЭТРАН улучшен режим получения различных аналитических отчётов и справок как для сотрудников ОАО «РЖД», так и для пользователей. Со стороны клиентов широко используются возможности получения информационных справок (о дислокации, погрузке-выгрузке, техническом состоянии, ремонтах вагонов и других – всего более 40 документов). Многие клиенты работают с АС ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ (режим предназначен для обмена данными между АС ЭТРАН и собственной информационной системой клиента), что позволяет им максимально эффективно реализовывать свои бизнес-процессы.
«Для крупных предприятий, чьи внутренние информационные системы интегрированы с ЭТРАН, появилась возможность запрашивать не только перевозочные документы, но и дополнительную информацию, например дислокацию вагонов и контейнеров, справки о собственниках и техническом состоянии подвижного состава. Это позволяет нашим клиентам на совершенно ином качественном уровне выстраивать свои бизнес-процессы в прямом взаимодействии с организацией перевозки», – рассказала начальник Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алла Сканцева.


Подсказка для клиента

В минувшем году при поддержке Куйбышевского ТЦФТО также реализована подсистема информационной поддержки пользователей, которая позволяет клиенту самостоятельно получить информацию об основных принципах работы в системе, а также изучить основные принципы оформления документов.

По словам главного инженера Куйбышевского ТЦФТО Елены Хабаровой, необходимость обучения навыкам работы в АС ЭТРАН сейчас особенно востребована, так как на фоне карантинных ограничений вырос спрос на безбумажные технологии среди клиентов ОАО «РЖД».
«Подсистема информационной поддержки пользователей – это дополнительная функция, которая даёт возможность быстрее освоить модернизированную и обновлённую систему. Она включает в себя набор обучающих сценариев и подсказок, предназначенных для знакомства с оболочкой и принципами работы системы ЭТРАН, а также для обучения оформлению документов», – сказала она.

Специалисты Куйбышевского ТЦФТО провели испытания разработанных модулей на тестовом полигоне новой платформы ЭТРАН.

Стоит отметить, что с ЭТРАН синхронизирован Личный кабинет клиента в сфере грузовых перевозок.
«Во взаимодействии с АС ЭТРАН Личный кабинет позволяет оформить документы для создания Единого лицевого счёта организации (ЕЛС), заявку на перевозку грузов ГУ-12, уведомления о завершении грузовых операций формы ГУ2б, накладную на порожний рейс и другие документы. Данные операции возможно выполнить и в АС ЭТРАН, и в Личном кабинете, но в этом и заключается клиентоориентированность – каждый клиент выбирает, в какой системе ему удобнее и выгоднее работать», – рассказал Александр Микульский.


Вопросы к интерфейсу

В целом клиенты высоко оценили новую платформу. Тем не менее поступают пожелания по улучшению интерфейса, повышению скорости работы и другие. ООО «Интэллекс» совместно со специалистами Центра фирменного транспортного обслуживания анализирует все предложения и постоянно совершенствует систему.
«Поначалу нашим сотрудникам было непривычно работать из-за изменившегося внешнего вида. Теперь многие говорят, что стало лучше, появились удобные подсказки – всплывающие окна, – отметил заместитель генерального директора ПАО «Первая грузовая компания» по оперативной работе Александр Печурин. – В целом платформа достаточно удобна. Однако нашим специалистам по грузовой работе в расчётах тарифа на новой платформе требуется вводить больше информации. Бывает, возникают трудности при построении фильтров. Сейчас загрузка фильтров происходит быстрее, что хорошо, но при каждой загрузке фильтра пользователю приходится сужать ширину столбцов в массиве, чтобы видеть всю таблицу. Это неудобно».

По словам Александра Печурина, у компании есть вопросы к интерфейсу, например справка по информации АБДПВ находится в накладных под ярлыком с рисунком «принтер».
«Диспетчерский блок отмечает, что хотелось бы иметь возможность при оформлении групповых отправок добавлять одновременно список из нескольких вагонов. Сейчас вагоны можно вносить в систему только по одному. На наш взгляд, не хватает функции «загрузка данных по остаткам для заадресации вагонов по ГУ», – пояснил он.

Из плюсов новой платформы клиенты выделили возможность работать с отфильтрованными данными (группировка, выборка по определённым критериям) и наличие новых сервисов, ранее недоступных на старой платформе ЭТРАН.

Из минусов – отсутствие возможности открыть несколько окон. Также новая платформа системы ЭТРАН стала медленнее загружаться по сравнению с предыдущей. Кроме того, при переходе между режимами система стала часто зависать и требует перезагрузки.
«Для увеличения скорости оформления документов нужно вернуть возможность использования клавиатуры, поработать с цветовым оформлением системы. Внести возможность открытия в разных активных окнах сразу нескольких документов по аналогии со старой версией. Платформа новая, мы надеемся, что разработчики не прекратят развивать сервис и учтут все пожелания пользователей», – говорит Ольга Павлова, руководитель отдела информационного обеспечения АО «Евросиб СПб-ТС».

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин отметил, что в web-версии до сих пор нельзя просмотреть ряд документов, например уведомление о завершении грузовой операции, которые есть в дистрибутивной (установленной) программе, а также нет возможности оформить накладную на гружёный рейс.
«Мы ждём окончательного перехода на web-версию ЭТРАН. Главное, чтобы весь функционал, который есть в дистрибутивной версии, был реализован и здесь», – резюмировал он.

Ксения Потаева