17 сентября 2021 01:00

Выпуск №2 от 29.05.2021

фото: 123RF/Legion-Media

Руководящая и направляющая роль

Правительство определило направление цифровой трансформации

Апрельские директивы правительства придали новый импульс цифровой трансформации  и процессу импортозамещения.
Государство поставило задачу

Директивы по цифровой трансформации госкомпаний были утверждены правительством 14 апреля 2021 года в дополнение к принятым в 2020 году методическим рекомендациям по цифровой трансформации госкорпораций и компаний с госучастием.
«Государство в данном случае выступает тут не как регулятор или надсмотрщик. Оно в этих компаниях акционер и в качестве акционера говорит: мы хотим проводить цифровизацию. Директивы указывают направление, в котором следует двигаться», – считает Константин Паршин, вице-президент, исполнительный директор кластера ИТ фонда «Сколково».

Правительственные директивы предусматривают включение в стратегию цифровой трансформации компаний плана мероприятий по переходу на отечественное программное обеспечение
Роль государства как единого регулятора глобальных процессов в экономике сложно переоценить. Глобальный бизнес понимает необходимость изменений, но самостоятельно проводить их по единым правилам не спешит: лишь в 31% зарубежных компаний высшее руководство готово менять бизнес с помощью цифровых технологий. В России схожие показатели. Директивы же позволяют сформировать как минимум у «локомотивов экономики» единую систему перехода на цифровые рельсы, обеспечить прозрачность этого процесса, а заодно и закрепить за руководителями ответственность за решение этой государственной задачи.

Директивы призваны их решить, и как можно скорее, ведь для российских госкомпаний эффективные цифровые решения – вопрос конкурентного преимущества на мировом рынке.

Нынешние директивы не первый документ, реализующий госполитику в отношении цифровой трансформации и формирующий условия для её реализации.
«6 декабря 2018 года вышли директивы по импортозамещению ПО для госкомпаний за подписью первого зампреда правительства Антона Силуанова, – рассказывает Ренат Лашин, исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». – В соответствии с ними в акционерных обществах (АО) с госучастием прошли заседания советов директоров, где обсуждался вопрос «О переходе АО на преимущественное использование отечественного программного обеспечения». По итогам заседаний большинство госкомпаний согласовали с АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» планы такого перехода на 2018–2021 годы. На приобретение отечественного ПО госкомпании планировали выделить до 180 млрд руб. Это немалые деньги, которые не уйдут за границу, а останутся в стране».

Новые директивы правительства стали логическим продолжением предыдущих, дополняющим и актуализирующим их. Они адресованы госкомпаниям, перечисленным в распоряжении правительства № 91-р от 23 января 2003 года. Сейчас в этом перечне порядка 50 организаций, в том числе ОАО «РЖД», «Почта России», «Аэрофлот», «Транснефть», ВТБ, «Газпром», «Роснано», «ГЛОНАСС» и другие. Главное требование директив – разработка или актуализация стратегии цифровой трансформации. Стратегия должна быть рассчитана на период не менее чем до 2024 года, а разработана до 1 сентября 2021 года.


Опора на собственные силы

Ещё в 2020 году президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности были одобрены методические рекомендации по цифровой трансформации госкорпораций и компаний с госучастием. В соответствии с рекомендациями состоять стратегия должна из шести разделов: текущее состояние и перспективы цифровой трансформации госкомпании; целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности; инициативы и дорожная карта цифровой трансформации; кадры, компетенции и культура; модель управления цифровой трансформацией; модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации. «Кроме того, в соответствии с новыми директивами в стратегию цифровой трансформации должен быть включён план мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного ПО, – подчёркивает Ренат Лашин. – В долгосрочной программе развития необходимо определить объём и источники финансирования, необходимые и достаточные для обеспечения цифровой трансформации, с установлением ключевых показателей эффективности по импортозамещению, чтобы к 2024 году расходы на закупку отечественного ПО и связанных с ним работ и услуг в госкомпании достигли 70% от общих расходов. В стратегии также необходимо предусмотреть, чтобы к 2030 году вложения в отечественные продукты в сфере информационно-коммуникационных технологий выросли не менее чем в четыре раза по сравнению с 2019 годом, а средние ежегодные темпы прироста указанных расходов в 2021–2024 годах составили не менее 15%».
«Нельзя рассматривать директивы в отрыве от тех мер поддержки, которые оказывает разработчикам и потребителям российского ПО государство, в том числе в рамках нацпроекта «Цифровые технологии», – отмечает Константин Паршин. – Благодаря налоговому манёвру в IT-отрасли российские разработки стали более доступными. Не остаются в стороне и институты развития, такие как фонд «Сколково», Российский фонд развития информационных технологий. Через них компаниям – заказчикам отечественного ПО выделяются невозвратные гранты на внедрение российских IT-решений, которые компенсируют до 50% затрат. Не только директивы, но и фокусные меры поддержки стимулируют целые отрасли проходить экватор цифровизации с использованием российского ПО. Уверен, в итоге комплекс всех мер даст осязаемый и необратимый кумулятивный эффект».


Цифровая трансформация РЖД

«РЖД – одна из первых в стране госкомпаний, которая разработала собственную стратегию цифровой трансформации, – рассказывает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. – Совет директоров утвердил документ ещё в ноябре 2019 года. Сейчас мы актуализируем его, вносим уточнения в соответствии с новыми правительственными директивами и планируем завершить эту работу к сентябрю. Сверяя наши планы с директивами, мы видим, что РЖД движутся в русле государственных подходов к цифровой трансформации, корректировка коснётся лишь отдельных задач. Вся работа по цифровой трансформации направлена на повышение эффективности деятельности РЖД. Более 50 цифровых продуктов и сервисов, которые мы создаём в рамках стратегии, должны улучшить наши производственные процессы и качество взаимодействия с клиентами, в том числе с пассажирами и грузоотправителями».

Актуализация Стратегии цифровой трансформации РЖД ведётся в трёх направлениях: документ приводится в полное соответствие требованиям государства, изложенным в директивах; учитывается накопленный опыт перехода на отечественное программное обеспечение и опыт цифровой трансформации; делается акцент на повышение скорости и эффективность цифровой трансформации железнодорожной отрасли.

Функции проектного офиса цифровой трансформации РЖД выполняет ООО «РЖД-Технологии». «В соответствии с новыми предписаниями для актуализации Стратегии цифровой трансформации подготовлены материалы для заседания совета директоров ОАО «РЖД», сформирована рабочая группа по реализации директив, – комментирует Наталья Ефремова, заместитель генерального директора ООО «РЖД-Технологии». – Сейчас мы занимаемся синхронизацией текущей стратегии с методическими рекомендациями Минцифры, корректируем КПЭ и сроки реализации отдельных задач, которые необходимо осуществить согласно директивам, формируем целевой документ для его согласования с причастными как внутри компании, так и за её пределами – с Минцифры и другими федеральными органами исполнительной власти».

Цифровая трансформация не сводится к автоматизации или цифровизации отдельных процессов, подчёркивает Наталья Ефремова, она охватывает все сферы деятельности компании и включает три основных аспекта: цифровые технологии, кардинальную перестройку бизнес-процессов, формирование цифровой культуры. Как и требуют правительственные директивы, цифровизация в ОАО «РЖД» тесно увязана со стратегическими направлениями развития компании. В частности, предусмотрено развитие восьми цифровых платформ, охватывающих важнейшие направления деятельности компании на основе сквозного цифрового проектирования производственных процессов.

В РЖД полным ходом идёт перестройка бизнес-процессов, отмечает Наталья Ефремова. «Например, Сервисный портал работника РЖД меняет логику взаимодействия сотрудников. Так, если раньше общение с отделом кадров отнимало много времени – для любого заявления или справки требовалось личное присутствие, – то теперь всё решается нажатием кнопки онлайн. Сотрудники экономят время и могут целиком посвятить его выполнению непосредственных обязанностей», – объясняет она.

Внедрение проектов цифровой трансформации невозможно без подготовленных кадров. «РЖД целенаправленно готовят персонал к новым условиям работы, причём обучение проходят все – от рядовых сотрудников до высшего руководства», – говорит Наталья Ефремова.

Для создания цифровых решений РЖД не ограничиваются собственными силами, а привлекают сторонних разработчиков. Так, в проекте Автоматизированная система «Цифровая тяговая подстанция» участвовали «Ростех» и техническая экспертная группа, которая сейчас входит в Группу «Борлас». Как рассказал ранее корпоративной газете «Гудок» директор ОАО «РЖД» по энергетическому комплексу – начальник «Трансэнерго» Валентин Санько, первый этап проекта был осуществлён в 2019 году. Пилотным объектом стала стыковая тяговая подстанция Владимир Горьковской дороги. «Главная задача проекта – непрерывный сбор диагностических данных с объектов инфраструктуры тяговой подстанции, их анализ и оценка в режиме реального времени с целью классификации технического состояния объекта, формирования и отслеживания статуса заявки в Единой корпоративной автоматизированной системе управления инфраструктурой с учётом необходимых средств для решения той или иной выявленной проблемы», – объясняет технический директор Группы «Борлас» Сергей Кондаков.

Единая система мониторинга важна для своевременной оценки технического состояния оборудования, выявления предаварийных и аварийных состояний, определения тренда деградации технического состояния и своевременной реакции эксплуатирующих служб для устранения причин таких состояний. Хранимые данные помогают понять первопричину возникновения аварий. «Наша система позволяет анализировать предысторию возникновения событий и практически является первым шагом к созданию полноценной CIM-модели (общей информационной модели) тяговой подстанции», – говорит Сергей Кондаков.

Сейчас проект находится в развитии – «Трансэнерго» совершенствует инфраструктуру для непрерывного сбора данных. Внедрение подобных систем, позволяющих накапливать цифровую статистику о работе объектов инфраструктуры, а затем анализировать и обрабатывать эти данные, может дать огромный экономический эффект в масштабах предприятия – рост эффективности за счёт повышения эффективности труда и сокращения эксплуатационных затрат оценивается экспертами в среднем на уровне 15–20%. По текущим оценкам ОАО «РЖД», экономический эффект от цифровой трансформации составит для компании около 153 млрд руб.
«РЖД – компания с колоссальным ресурсом для развития цифровых технологий, – уверен Сергей Кондаков. – Главное – чтобы руководство РЖД и инициаторы проектов по цифровизации исходили из интересов людей – потребителей услуг, ведь от этого во многом зависит эффективность внедряемых инноваций».

Елена Туева


Справка

Новые директивы правительства стали логическим продолжением предыдущих. Они адресованы госкомпаниям, перечисленным в распоряжении правительства № 91-р от 23 января 2003 года. Сейчас в этом перечне порядка 50 организаций, в том числе ОАО «РЖД»

Единая система мониторинга важна для своевременной оценки технического состояния оборудования, выявления предаварийных и аварийных состояний, определения тренда деградации технического состояния и своевременной реакции эксплуатирующих служб для устранения причин таких состояний