24 сентября 2021 10:05

Выпуск №2 от 29.05.2021

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

Территория управленческих решений

Кто знает о железных дорогах всё

Главный центр управления (ГЦУ) «Российскими железными дорогами» был создан для того, чтобы объединить и систематизировать все потоки данных о работе дорог и сформировать на их основе новые принципы управления отраслью. О том, как реализуется этот проект, «Вестнику» рассказал директор ОАО «РЖД» – начальник Главного центра управления Российскими железными дорогами Владимир Молдавер.
На пяти уровнях помещения ГЦУ расположены 58 рабочих мест для экспертов подразделений ОАО «РЖД»
Рабочие места отделены друг от друга пластиковыми перегородками с подсветкой, создающей дополнительное освещение
– Владимир Ильич, когда и зачем был создан Главный центр управления «Российскими железными дорогами»?
– Главный центр управления «Российскими железными дорогами» (далее – центр) создан в сентябре 2019 года по инициативе генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова. Его основная цель – развитие модели управления холдингом «РЖД» на основе повышения эффективности взаимодействия подразделений, повышения качества и скорости принятия управленческих решений.

– Как можно простым языком описать работу центра?
– Основной задачей центра является информирование руководства компании о реализации сквозных процессов и выполнении показателей деятельности холдинга «РЖД» с целью принятия управленческих решений.
При создании центра было принято несколько ключевых принципов его работы. В первую очередь это прозрачность процессов и достоверность информации об объектах и процессах на всех уровнях управления. На площадке центра создано единое информационное пространство, содержащее отчётные данные на установленные срезы времени по всем основным процессам компании.
Для удобства восприятия больших массивов информации разработаны соответствующие интерфейсы.

– Кто и как работает в центре?
– Основная работа центра осуществляется в зале, где размещены рабочие места экспертов 50 подразделений холдинга «РЖД».
В центре ведётся мониторинг выполнения более 600 показателей, характеризующих производственно-экономическую деятельность компании, реализацию стратегических программ и проектов.
Для этого используются около 130 автоматизированных систем.
Режим работы экспертов – круглосуточный для основных производственных подразделений и дневной для департаментов и структурных подразделений ОАО «РЖД».
Взаимодействие экспертов подразделений выстроено по контрольным точкам сквозных процессов холдинга «РЖД».
При выявлении отклонений во взаимодействии экспертов причастных подразделений проводится анализ причин, оценивается их влияние на общий результат деятельности компании, вырабатываются варианты комплексных управленческих решений.

– Каким образом осуществляется обсуждение вопросов экспертами подразделений?
– Для этого создана инфраструктура центра, включающая табло коллективного пользования (ТКП) для одновременного отображения различных информационных потоков, а также 86 рабочих мест, оборудованных внутренними каналами связи для оперативного обмена и обсуждения материалов причастными подразделениями с гарантированным уровнем информационной безопасности и обеспечением возможности дистанционного подключения.
Эргономика зала центра реализована таким образом, что ТКП просматривается со всех рабочих мест, что позволяет всем присутствующим одновременно видеть необходимую информацию.
Кроме того, предусмотрена возможность отображения на табло медиаконтента из внешних источников, включая видеопоток с камер видеонаблюдения, расположенных, например, на объектах пассажирской инфраструктуры Московского центрального кольца и крупных железнодорожных вокзалов.
На рабочих местах экспертов подразделений строительного комплекса предусмотрена возможность ведения визуального мониторинга хода выполнения строительных работ на ключевых объектах инвестиционной программы ОАО «РЖД» как на территории Российской Федерации, так и на зарубежных площадках.
Кроме того, предусмотрена возможность получения и трансляции оперативной информации с мест чрезвычайных происшествий, в том числе в режиме видео-конференц-связи.

– Как устроен зал центра?
– Зал имеет основное рабочее пространство, на пяти уровнях которого расположены 58 рабочих мест для экспертов подразделений холдинга «РЖД».
Отдельно выделен рабочий сектор для руководителей ОАО «РЖД» – это балкон с 28 рабочими местами.
Рабочие места, как и ярусы рабочих мест, отделены друг от друга пластиковыми перегородками с подсветкой, создающей дополнительное освещение рабочего пространства. Данное решение оказалось особенно актуальным в текущих эпидемиологических условиях.
Всем рабочим местам в зале центра выделены учётные записи для использования мобильной корпоративной телефонии при работе в дистанционном режиме.
Дополнительно выделена и постоянно подключена к залу центра комната мобильной корпоративной телефонии для проведения видеоконференций с демонстрацией видеоконтента на табло и возможностью его удалённого просмотра.

– Какие информационные системы используются в работе центра?
– В ОАО «РЖД» используется около 400 информационных систем, из которых 130 установлены на рабочих местах в зале центра.
Совместно с Департаментом информатизации и владельцами процессов ведётся рассмотрение функционала действующих информационных систем и формируются предложения по их развитию, которые направляются в адрес функциональных заказчиков для инициации необходимых работ в рамках Программы цифровизации ОАО «РЖД».
Апробация нового функционала корпоративных информационных систем на этапе опытной эксплуатации проходит на рабочих местах экспертов подразделений в зале центра. Это позволяет детально изучить разработанный функционал для его последующего включения в программный инструментарий центра после начала промышленной эксплуатации.
Основной системой, которую используют в своей работе эксперты практически всех подразделений, является Система контроля и оперативного мониторинга деятельности ОАО «РЖД» (СКИМ), которая позволяет вести ежесуточный мониторинг производственных, операционных и финансово-экономических показателей компании, информационное сопровождение проведения совещаний, а также может осуществлять визуализацию пространственных данных с использованием геоинформационной платформы.
На основе СКИМ в 2020 году начата работа по автоматизации формирования оперативного доклада о работе «Российских железных дорог».
В ходе реализации проекта разработаны формы визуализации показателей оперативного доклада, проработана модель данных, реализуется интеграция СКИМ с 24 информационными системами.
Завершена работа по 13 системам, ведётся расширение уже существующих и создание новых интеграционных сервисов с 11 информационными системами.
Для ведения оперативного мониторинга показателей сквозных процессов холдинга «РЖД» с возможностью глубокой аналитики причин возникновения отклонений от целевых параметров запланировано создание цифровой платформы центра на основе импортозамещающих технологий. Она будет включать в себя пространственные сервисы геоинформационной платформы ОАО «РЖД», структурированные данные из производственных информационных.

– В чём состоит основная функция центра?
– Наличие в ней штата главных экспертов позволяет создать систему кураторства рабочих мест подразделений, обеспечивающую декомпозицию общесистемных задач по направлениям деятельности, их детальную проработку с последующей консолидацией предложений и подготовкой вариантов управленческих решений.
Высокий потенциал штата главных экспертов обеспечивает реализацию мозговых штурмов для выработки решений на основе независимых экспертных оценок.
Перед главными экспертами ставятся укрупнённые задачи, требующие в том числе нестандартных решений с делегированием полномочий по их развороту, реализации и привлечению необходимых специалистов.
Таким образом, на площадке центра сформировано пространство бесстыкового межфункционального взаимодействия и обмена информацией для выработки вариантов управленческих решений по сквозным процессам ОАО «РЖД».

Беседовал Алексей Иванов


Справка

Сегодня в ОАО «РЖД» используется около 400 информационных систем различного назначения, из которых 130 установлены на рабочих местах в зале Центра

Апробация нового функционала корпоративных информационных систем на этапе опытной эксплуатации проходит на рабочих местах экспертов подразделений в зале центра