16 сентября 2021 23:57

Выпуск №4 от 22.12.2020

Библиотека

«Почему цифровая трансформация не даёт результата. И что делать, чтобы всё заработало»
Тони Салдана
Издательство «Альпина Паблишер», 2021

Бывший вице-президент компании Procter&Gamble по информационным технологиям Тони Салдана в своей книге предлагает проверенную пятиступенчатую модель цифровых преобразований. Он считает на основе своего опыта работы в P&G, что провалы цифровых трансформаций (а это до 70% всех начатых проектов, как сообщается в самом начале книги) не связаны с инновациями или технологическими проблемами. Скорее, дьявол в деталях: в отсутствии чётких целей и дисциплинированного процесса их достижения.
Салдана рекомендует создавать портфель из множества малых недорогих проектов, что позволит выявить лидеров. Автор называет это моделью 10–5–4–1: из 10 проектов провалятся пять, четыре отобьют затраты на себя, а последний покажет десятикратную эффективность. Кроме того, он разбирает примеры некоторых успешных преобразований в других компаниях – Google, Adobe, Zappos, SpaceX, наконец, в Банке Америки. Есть и примеры провалов, но они, как это часто бывает, не так убедительны, как примеры успехов.
В целом книга очень прикладная (можно даже сказать, алгоритмизированная) и не перегружена излишними деталями, так что много времени на её чтение не потребуется.


«Huawei. Лидерство, корпоративная культура, открытость»
Тянь Тао, Давид де Кремер, У Чуньбо
Издательство «Олимп-Бизнес», 2018

Книга о Huawei – а это потенциальный поставщик и потенциальный же партнёр холдинга «РЖД» – может стать ценным источником информации о культуре компании.
В 1987 году уже немолодой (по крайней мере, по меркам предпринимательства) 44-летний Жэнь Чжэнфэй основал в Шэньчжэне фирму, торгующую телекоммуникационным оборудованием, стартовый капитал которой составил $5 тыс. Сейчас это крупнейшая телекоммуникационная компания в мире с почти 200 тыс. сотрудников в 170 странах.
Авторы изучили тысячи документов и провели 136 интервью с менеджерами компании, чтобы попытаться понять, как работает Huawei. Скажем, члены команды «сейлзов» начинали с работы ремонтниками. Глава компании считал, что так они лучше понимают бизнес. Впрочем, топ-менеджерам не легче. В главе «7 запретов и 8 симптомов» (понятное дело, в книге про китайскую компанию таких метафор полно) рассказывается, что 100 высших менеджеров компании уже лишились работы (или были понижены в должности) за то, что не смогли соответствовать переменам. «Никаких прежних героев», – гласит первый из семи запретов.


«PRO реформы. Универсальные инструменты управления изменениями в компании»
Анна Белова
Издательство «Альпина Паблишер», 2021

Анна Белова – выпускница МИФИ, создатель и научный руководитель Центра системных трансформаций МГУ, приглашённый профессор Высшей школы менеджмента НИУ «Высшая школа экономики», заместитель председателя советов директоров таких компаний, как АФК «Система» и ПАО «ЮНИПРО». Не чужая она и для РЖД. С 2001 года в течение двух лет работала заместителем министра путей сообщения, став первой женщиной-руководителем столь высокого ранга в этой отрасли за всю историю. В 2003 году была назначена вице-президентом ОАО «РЖД» по реформированию, корпоративному развитию и информатизации. В книге она делится собственной методологией подготовки компании к трансформации и управлению изменениями, описывает типовые ситуации, предпосылки успеха и причины неудач, даёт правила развития эмоционального интеллекта руководителя, который является залогом успешной работы лидера изменений. Самое главное преимущество книги – российский опыт автора, достаточно обширный, чтобы его интересно было изучить.


«Scrum. Революционный метод управления проектами»
Джефф Сазерленд
Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Scrum – модная технология ведения проектов. Можно было бы списать это на хайп. Но Scrum популярен уже лет 15, и какую-то проверку временем он прошёл. За это время он эволюционировал от метода разработки софта до глобального, общеприменимого способа вести проекты. Представляем книгу одного из авторов метода Джеффа Сазерленда. Эта книга не обучающая, а, так скажем, философская. Многим перед тем, как понять «как», очень важно понять «почему» – откуда взялся Scrum, какие проблемы он призван решать и как применим к вашей ситуации. У Джеффа Сазерленда весьма богатая биография: 11 лет в качестве пилота истребителя, ещё 11 лет в качестве профессора медицинской школы, энтузиаст айкидо, технический директор в 11 различных технологических компаниях. Есть чем поделиться.
Есть, правда, нюанс, который отмечают многие читатели. Самовлюблённость и энтузиазм в похвальбе Джеффа сравнимы с такими же у Дональда Трампа (он, если помните, по собственному утверждению, «стабильно гениален»). Так что если вам такие черты не нравятся, лучше за книгу не браться. Тем, кто способен преодолеть неприязнь к такой гордыне, скажем, что Scrum резко увеличивает производительность при снижении разочарований сотрудников в типичном корпоративном проекте.
Прочитав книгу, вы сможете понять основные принципы, на которых работает Scrum. Важность размера команды, вред многозадачности и генеральных планов, определение приоритетов, отсутствие персонализации («не ищи плохих людей, ищи плохие системы») и т.д.


«Путеводитель по цифровому будущему. Отрасли, организации и профессии»
Дэвид Мошелла
Издательство «Альпина Паблишер», 2020

Как будет выглядеть наше цифровое будущее? Дэвид Мошелла, бывший глава компании IDC, а сейчас ведущий исследователь Leading Edge Forum предлагает свой ответ на этот вопрос. Каждая страница книги посвящена той или иной концепции, модели или сценарию – и каждая сопровождается наглядной инфографикой.
То, что произойдёт в 2020-х, Мошелла называет переходом от «облачного» мира (когда все операции происходят на внешних серверах) к «Матрице», новому типу информационной среды. По-новому придётся жить и индустриям, и компаниям, и сотрудникам. Семь из 11 глав посвящены всё же не глобальному будущему человечества, а тому, что ждёт менеджмент компаний. Всё компактно, по одной-две странички на утверждение плюс понятная инфографика. Вот, например, глава 3 – «Мифы и реальность творческого разрушения индустрий». Два мифа – «Технологии изменят общество так, как никогда прежде не происходило» и «Скорость появления новых технологий нарастает». Потом пять реальностей и ещё 10 утверждений про отдельные изменения – беспилотные автомобили, блокчейн, изменения в образовании и здравоохранении и т.д.