17 сентября 2021 01:20

Выпуск №4 от 22.12.2020

«Экспресс» стратегического планирования

ВНИИЖТ разрабатывает систему управления пассажирскими перевозками нового поколения

Специалисты научного центра «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» завершили первый этап разработки автоматизированной системы управления (АСУ) «Экспресс» нового поколения (НП). В АСУ добавлены цифровые сервисы, которые помогут пользователям моментально корректировать производственные процессы.
По словам заместителя директора АО «ВНИИЖТ» Елены Мартыновой, парадигмой создания АСУ «Экспресс» нового поколения является переход от автоматизированной системы к системе поддержки принятия решений, обрабатывающей большие массивы информации, в том числе с учётом внешних факторов. Она позволит специалистам выстраивать гипотезы и моделировать ситуации, подсказывать необходимые сценарии развития в свете выявленных тенденций.

«В ходе проектирования системы нового поколения мы выделили всех основных участников транспортного рынка: владельцев инфраструктуры, перевозчиков и агентов по продаже билетов и услуг. У каждого из участников самостоятельный вид бизнеса, хотя они и находятся в тесном взаимодействии. Цель у всех одна – повышение доходности, а вот пути достижения этой цели разные. Аналитические и финансовые продукты системы нового поколения должны быть адаптированы под каждого участника и его особенности. В текущей системе АСУ «Экспресс-3» все продукты в основном были ориентированы только на перевозчиков», – пояснила Елена Мартынова.

Для принятия оперативных решений – когда должна быть проведена быстрая оценка ситуации и принято решение по корректировке того или иного процесса или его части – в системе будут созданы механизмы, которые в режиме, близком к онлайн, показывают состояние процесса.

Как пример можно привести проект, который начал создаваться в 2019 году для Главного центра управления ОАО «РЖД», – цифровой двойник состава пассажирского поезда. Обычно технология цифровых двойников применяется для оцифровки материального объекта, но оцифровать можно и процесс. В системе «Экспресс» НП специалисты ВНИИЖТа перевели в цифровой формат процесс перевозки пассажиров, и теперь в онлайн-режиме на геоинформационном пространстве (проще говоря, карте) пользователи могут наблюдать за фактическим движением пассажирских поездов, оценивать их техническое состояние, получать информацию о тех пассажирах, которые едут в поездах, об отдельных клиентских группах (например, о детях, маломобильных гражданах), просматривать информацию об инфраструктуре (железнодорожных вокзалах, автовокзалах и даже аэропортах).
«Этот продукт создан и будет развиваться не только с целью оперативного контроля за состоянием процесса перевозки. Он станет в перспективе инструментом, позволяющим быстро принимать решения в нестандартных ситуациях», – отметила Елена Мартынова.

Поэтапное внедрение АСУ «Экспресс» нового поколения уже идёт. Безусловно, самым сложным техническим и технологическим моментом является бесшовный переход с одной системы на другую, так как работу АСУ «Экспресс-3» вообще нельзя остановить без риска коллапса в пассажирском комплексе. Поэтому применяется модульный принцип внедрения отдельных функций с последующим их выводом из АСУ «Экспресс-3». В переходный период две системы будут фактически синхронизированы друг с другом и работать одновременно.

В ближайшие два года будет осуществлено переключение всех каналов обслуживания пассажиров на работу с АСУ «Экспресс» НП.

Начиная с 2023 года будет осуществляться поэтапный вывод из эксплуатации программно-технических компонент текущей АСУ «Экспресс-3»: планируется вывод аналитической базы данных АСУ «Экспресс-3», в 2025 году – комплекса обработки заказов реального времени АСУ «Экспресс-3». А с 2026 года АСУ «Экспресс» НП будет работать самостоятельно.

Дмитрий Попов