17 сентября 2021 01:17

Выпуск №4 от 22.12.2020

фото: 123RF/Legion-Media

Правила движения

Что мешает появлению автономных транспортных средств

К 2022 году государство и бизнес планируют разработать условия для полноценной эксплуатации автономного, или, как его ещё называют, беспилотного, транспорта. Если беспилотные поезда появятся на путях общего пользования уже в следующем году, то с автомобильным транспортом ситуация сложнее. Сейчас в России ведётся опытная эксплуатация таких устройств, но даже когда будут решены все технические вопросы, с массовым внедрением придётся подождать из-за несовершенства законодательства
У руля беспилотников


Весной несколько крупных компаний подготовили план развития законодательства для беспилотного транспорта. ПАО «Сбербанк» и «Яндекс» совместно с Группой ГАЗ и ПАО «КАМАЗ» объявили, что намерены развивать беспилотный транспорт в стране. Всего, согласно тексту совместного заявления, для поэтапного перехода от тестирования к полноценной эксплуатации запланировано проведение около 30 технологических и нормативных мероприятий. Весь план делится на три этапа. В частности, планируется до конца этого года расширить полигоны тестирования беспилотных автомобилей, в 2021-м – разработать условия для перехода к полноценной эксплуатации, к концу 2022 года – создать эти условия.

Условия для тестирования беспилотных автомобилей создавались в России постепенно. Например, в двух регионах страны, в Москве и Татарстане, испытания проходят с декабря 2018 года. В конце февраля этого года федеральное правительство выпустило постановление, расширяющее список регионов для тестирования, и теперь проводить его можно в 13 регионах. Кроме Москвы и Татарстана в перечень вошли Московская, Владимирская, Самарская, Нижегородская, Новгородская и Ленинградская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край, Чувашия и Санкт-Петербург. Тестировать беспилотники там будут в течение двух лет.

Отметим, что почти пять лет назад по поручению президента Владимира Путина правительство начало реализацию программы «Автонет», одной из составляющих Национальной технологической инициативы (НТИ). Сейчас Минтранс и ряд крупных компаний готовят план мероприятий вывода беспилотных автомобилей на федеральные трассы», – говорит директор по связям с общественностью НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.


Самостоятельный грузовик

За границей значительных успехов в области запуска беспилотных автомобилей добились компании Tesla, Mercedes-Benz и BMW. «Но не все начинания успешны. Например, Uber серьёзно задумался о сворачивании своей программы, несмотря на то что их бизнес-модель изначально строилась на постепенном переходе к использованию беспилотных такси. На отечественном рынке хороших результатов добились «Яндекс», «Итэлма», КАМАЗ, – говорит Юрий Алексаков, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг».

Чиновники, учёные и предприниматели уже несколько лет обсуждают возможность выпуска на российские дороги автомашины с полностью автономным управлением. Технические наработки в стране тоже есть. Например, у Группы ГАЗ есть собственный проект беспилотной «Газели». А беспилотные электробусы «Шаттл» и «Матрёшка» есть у ПАО «КАМАЗ». С декабря прошлого года ведутся испытания беспилотных КамАЗов. Компания совместно с разработчиками из Cognitive Technologies (она же занимается разработкой машинного зрения для локомотивов) пять лет назад объявила о создании беспилотного грузовика на базе серийных автомашин. В середине 2017 года разработчики выпустили новую электронную версию помощи водителю, которая умела распознавать дорожные знаки, ориентироваться в направлении движения по полосам, движения по кругу, определяла место начала полосы и её окончания, неровности на дороге. В 2019 году ПАО «КАМАЗ» запатентовало грузовик без кабины с беспилотным управлением – «КамАЗ-5490 NEO». К концу 2020 года предприятие разработало три вида беспилотников. Это, в частности, полноприводный грузовик «КамАЗ-5350», грузовая машина малой грузоподъёмности «КамАЗ-4308» и «Шаттл»-электробус. Первые тестовые заезды беспилотного грузовика «КамАЗ-4308» начались на заводской территории в Набережных Челнах в декабре прошлого года. На беспилотном грузовике поставляли кабины с прессово-рамного производства на автомобильный конвейер.

В апреле этого года на Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО) успешно прошли испытания автомобили модели «КамАЗ-5490 NEO» – они прошли 2,5 тыс. км в Арктике. «Автомобили передвигались по заданным маршрутам, обменивались информацией через дублируемые системы связи, распознавали препятствия за долю секунды, прогнозировали траекторию движения с учётом актуальной дорожной обстановки», – говорит замгендиректора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров.


«Яндекс» рулит

«Серьёзные шаги в беспилотном направлении предпринимают и новые игроки рынка – высокотехнологичные компании, такие как Google и Uber. В России наиболее известен проект «Яндекса» по переоборудованию Toyota Prius: на автомобили были установлены камеры, датчики и радары, которые позволяют распознавать дорожные знаки во время движения и самостоятельно искать свободные парковочные места. Эти машины уже не первый год можно встретить на улицах Москвы, однако их серийное производство может быть запущено только через 5–10 лет», – говорит Юрий Алексаков, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг».

«Яндекс» занимается разработкой системы автономного управления транспортом с 2017 года. С конца 2017-го автомобили «Яндекса» тестируются на дорогах Москвы. «Суммарно сегодня по дорогам России передвигается около 200 транспортных средств, их испытывают не только на федеральных трассах, но и на закрытых площадках в «Сколково», «Иннополисе» и других, «Яндекс» этим процессом и рулит», – говорит Ярослав Федосеев из НТИ «Автонет».

В августе 2018 года «Яндекс» запустил первый в Европе сервис роботакси в «Иннополисе» недалеко от Казани. На сегодняшний день количество поездок за всё время работы роботакси уже превысило 10 тыс. В России эксплуатация беспилотных автомобилей пока возможна только в присутствии страхующего водителя, поэтому и в Москве, и в «Иннополисе» беспилотные автомобили передвигаются автономно, но в их салоне присутствует инженер-испытатель. «Почти за четыре года инженеры «Яндекса» создали четыре поколения беспилотных автомобилей. Они различаются только аппаратной частью, например набором и расположением сенсоров, а программные обновления не привязаны к выходу новых поколений и осуществляются раз в 1–2 недели. Первые три поколения построены на базе Prius, а четвёртое создавалось вместе с автомобильной компанией Hyundai на основе новой Sonata. Всего во флоте «Яндекса» более 130 беспилотных автомобилей», – говорит Юлия Швейко, руководитель пресс-службы беспилотных автомобилей «Яндекса».

Несмотря на явные технические успехи в развитии беспилотного движения, эксперты уверяют, что до полноценного запуска автомобилей без водителя на российских дорогах ещё далеко. Вопросы законодательства, юридической возможности эксплуатации таких транспортных средств остаются одними из ключевых, что справедливо не только для России. В большинстве стран сейчас разрабатываются проекты законодательной базы в этой области. «Сегодня к внедрению беспилотных транспортных средств не готовы ни технический регламент ТС, на основании которого автомобили проходят сертификацию и им выдаётся одобрение типа транспортного средства (ОТТС), ни ПДД, регламентирующие дальнейшую эксплуатацию таких машин на дорогах общего пользования», – говорит Юрий Алексаков.

Развитию беспилотных автомобилей в России мешают положения Венской конвенции о дорожном движении, считают в НП «ГЛОНАСС» и НТИ «Автонет». В марте руководство этих организаций попросило МИД, Минтранс и Минюст приостановить действие некоторых положений Венской конвенции о дорожном движении. «Они затрудняют развитие и внедрение технологии беспилотного автомобильного транспорта на территории России. Венская конвенция о дорожном движении, принятая в середине прошлого века, чтобы стандартизировать Правила дорожного движения, определяет, что «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Под водителем в документе подразумевается живой человек, то есть указанный пункт может стать существенным административным барьером для развития высокоавтоматизированного транспорта в России и негативно повлиять на конкурентоспособность российских разработчиков подобных транспортных средств», – считает Ярослав Федосеев.

Анна Героева


Справка
Первые тестовые заезды беспилотного грузовика «КамАЗ-4308» начались на заводской территории в Набережных Челнах в декабре прошлого года. На беспилотном грузовике поставляли кабины с прессово-рамного производства на автомобильный конвейер