17 сентября 2021 01:11

Выпуск №4 от 22.12.2020

фото: Imago/ТАСС

Звено за звеном

РЖД и Maersk займутся совместным развитием логистических сервисов на основе блокчейн-технологии

В конце октября в ходе Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» ОАО «РЖД» и Maersk заключили соглашение о совместном развитии цифровых сервисов с использованием технологии блокчейн для обеспечения транзитных мультимодальных перевозок. Соглашение предполагает обмен информацией о реализованных проектах и интеграцию используемых компаниями блокчейн-платформ. Уже в первом полугодии 2021 года компании планируют организовать первую мультимодальную перевозку с использованием блокчейна.
Как рассказал заместитель генерального директора по развитию и взаимодействию с государственными органами Maersk LLC – регион Восточная Европа Андрей Нараевский, компания совместно с IBM (специализируется в сфере разработки программного обеспечения и IT) создала платформу TradeLens, обеспечивающую обмен документами между участниками международной торговли. Авторизованные пользователи TradeLens могут загружать, скачивать, просматривать и редактировать документы.
«Все данные в TradeLens вносятся непосредственно участниками перевозки, – говорит Андрей Нараевский. – То есть грузоотправитель, оператор, государственные органы, порты, морские и железнодорожные перевозчики и так далее вносят от себя какой-то «кусочек» информации, которая становится доступной для всех участников транспортировки груза. Информация постоянно обновляется, и каждое звено перевозки получает возможность, так скажем, подстроиться под текущее расположение контейнера. Появляется возможность планирования работы на более раннем этапе. В системе TradeLens обеспечивается наполнение транспортных и коммерческих документов той информацией, которая образуется в процессе перевозки. Создаются электронные документы, которые могут использоваться в процессе перевозки».

Сейчас система TradeLens охватывает по большей части морские перевозки. «Зарубежные грузовладельцы, отправляющие свою продукцию в направлении России, имеют информацию лишь до порта выгрузки. Мы же хотим, чтобы перевозка была полностью прозрачной. Чтобы зарубежный грузовладелец мог видеть всю ситуацию с перевозкой до конечной станции в России. Без подключения к системе такого партнёра, как ОАО «РЖД», просто-напросто не обойтись», – пояснил Андрей Нараевский.
«В 2021 году планируется проведение работ по интеграции платформы ОАО «РЖД» – «Распределённый реестр данных на блокчейне» (РРД ГП) и платформы TradeLens с развитием сервисов для транзитных мультимодальных перевозок», – рассказала начальник Управления технологии и автоматизации грузовой и коммерческой работы Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Татьяна Литвинова.

Тестовая апробация технологии блокчейн в ОАО «РЖД» состоялась в 2019 году на полигоне Октябрьской железной дороги. Сейчас в ОАО «РЖД» реализуется пилотный проект применения Сервиса мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на платформе РРД ГП. Целью этого проекта является создание единого информационного пространства между участниками грузовых железнодорожных перевозок и обеспечение мониторинга выполнения обязательств по доставке грузов и проведения взаиморасчётов. Привлечение Maersk создаст возможность использовать обмен данными в блокчейне при перевозках контейнеров между Западной Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
«На первом этапе мы рассматриваем обмен данными, которые перевозчик будет вносить в систему TradeLens, при погрузке контейнеров на сеть РЖД, – пояснил Андрей Нараевский. – Со своей стороны, мы будем предоставлять свои данные по движению контейнеров. Таким образом будет достигаться прозрачность всей цепочки перевозки, начиная от отправителя где-то за рубежом до конечного получателя внутри России. То есть будет создано единое информационное поле для всех компаний, которые будут авторизованы для подключения к этой конкретной цепочке перевозки. Мы хотим расширить действие платформы на все наши отправки – экспортные, импортные и транзитные, – идущие через территорию России».

В ходе развития проекта с Maersk планируется, что документальное оформление перевозки для всех участников будет осуществлено в безбумажном формате. Также будет осуществляться автоматический съём информации о всех совершаемых событиях в перевозочном процессе и передаваться на платформу РРД ГП. В первом квартале следующего года компании планируют организовать тестовую отправку с использованием интегрированных блокчейн-платформ.

Вадим Павлов


Справка
Привлечение Maersk создаст возможность использовать обмен данными в блокчейне при перевозках контейнеров между Западной Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона