17 сентября 2021 00:27

Выпуск №4 от 22.12.2020

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

«Интертран» расширяет границы

Цифровые технологии ускоряют интермодальные перевозки

Проект электронного документооборота в интермодальных контейнерных перевозках «Интертран» реализуется ОАО «РЖД» совместно с Транспортной группой FESCO и Федеральной таможенной службой России с сентября 2019 года. На первом этапе технология применялась только для оформления импортных отправок. В сентябре 2020 года она стала использоваться и для оформления перевозки транзитных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Беларусь. В перспективе её планируется внедрить и для перевозок в направлении Казахстана и стран Евросоюза.
В основе проекта «Интертран» лежит идея создания бесшовного информационного взаимодействия оператора морской линии, перевозчика в лице ОАО «РЖД», таможенных органов, грузоотправителей и грузополучателей с оформлением электронных документов. Применяемая для этого технология «Электронное взаимодействие «порт – железная дорога» формирует единую информационную среду по каждой перевозке. Она позволяет оформлять в безбумажном виде транспортные документы, а также производить декларирование товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита. «Интертран» основан на существующей нормативной правовой базе и не потребовал принятия новых документов.

По словам начальника управления по взаимодействию с органами государственной власти Транспортной группы FESCO Светланы Прусовой, «Интертран» в нынешнем виде впервые был представлен в сентябре 2019 года на Восточном экономическом форуме.
«Тогда мы отправили первые контейнеры из Японии в Россию (из японского порта Йокогама через порт Владивосток на станцию Силикатная Московской железной дороги. – Ред.), дав старт цифровому проекту. На сегодняшний день с помощью этой технологии мы отправили уже более 9 тыс. контейнеров в импортном сообщении (данные на 13 ноября 2020 года. – Ред.). При этом 100% наших контейнеров, следующих по маршруту из Азии через Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в FESCO) на станции Силикатная и Новосибирск-Восточный, оформляются полностью в электронном формате. Около 90% всего грузопотока FESCO на станциях Кольцово, Ховрино и Базаиха также оформляются по этой технологии», – рассказала она.

В 2020 году география проекта значительно расширилась. Сейчас технология «Интертран» растиражирована на все станции ОАО «РЖД», принимающие контейнеры.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Павлова, эффекты от внедрения информационной технологии «Интертран» носят комплексный характер для всех участников перевозки. Сформирован информационно-логистический сервис, позволяющий сопровождать перевозку контейнера любого экспедитора или оператора электронными данными на всём пути следования, обеспечить электронной информацией не только заинтересованных лиц, но и государственные контролирующие органы.
«Что касается железных дорог, то сокращение общего времени доставки грузов даёт нам дополнительные преимущества перед морскими линейными маршрутами доставки контейнеров из Азии в Европу через Суэцкий канал. Для морских портов сокращение времени на административные процедуры позволяет ускорить обработку контейнеров и снизить инфраструктурные потребности в площадках для их складирования. Интерес морских перевозчиков заключается в развитии новых фидерных сервисов доставки контейнеров между портами в АТР, – отметил Сергей Павлов. – Существенный эффект также получают государственные контролирующие органы, в частности таможня – сокращение сроков проведения таможенных операций и исключение человеческого фактора при принятии решений о выпуске товаров и завершении процедуры таможенного транзита. В целом и государство, и транспортный бизнес заинтересованы в увеличении объёмов интермодальных перевозок, потенциал которых может дать серьёзную прибавку к уже существующему контейнерному потоку по наземным маршрутам из Китая в Россию, страны ЕАЭС и Европы».

По словам Светланы Прусовой, прямым эффектом от внедрения технологии «Интертран» стало сокращение сроков оформления грузов на четверо суток, до 21 часа.
«Это стало возможным за счёт использования исключительно электронных перевозочных документов, транзитных деклараций и организации цифрового взаимодействия с таможенными органами. Проведена работа по настройке информационных систем РЖД, FESCO и Владивостокского морского торгового порта (в режиме АСУ-АСУ – это автоматизированная система управления), внедрены мобильные рабочие места, которые в порту позволяют приёмодатчикам электронно совершать все необходимые операции», – пояснила она.

В сентябре 2020 года с использованием этой технологии была осуществлена перевозка транзитного груза из стран АТР в Республику Беларусь.
«Это первая в истории транзитная интермодальная перевозка в полностью безбумажном формате. Железнодорожный транспорт значительно опережает в процессе цифровизации транзита наших партнёров из автотранспортного сектора. Ни транспортная накладная CMR (ЦМР, транспортный документ, наиболее широко используемый при международных перевозках грузов автомобильным транспортом. – Ред.), ни книжка МДП (Carnet TIR, документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. – Ред.) пока не применяются в электронном виде на автомобильном транспорте ни в России, ни в большинстве стран – наших стратегических партнёров. Благодаря проекту «Интертран» мы имеем возможность воспользоваться нашим цифровым преимуществом для привлечения дополнительных грузопотоков на железную дорогу», – пояснил Сергей Павлов.

Светлана Прусова добавила, что в перспективе технологию «Интертран» планируется распространить и на Казахстан и страны Евросоюза. Кроме того, в настоящее время ОАО «РЖД» совместно с партнёрами по проекту рассматривает возможность осуществления перевозки транзитом в Польшу через Республику Беларусь.

Ксения Потаева


Справка
Прямым эффектом от внедрения технологии «Интертран» стало сокращение сроков оформления грузов на четверо суток, до 21 часа