17 сентября 2021 01:47

Выпуск №4 от 22.12.2020

фото: 123RF/Legion-Media

Место в пространстве

Создание высокоточной координатной системы повысит качество укладки путей

От качества путевой инфраструктуры зависят скорость и плавность хода подвижного состава. Этого можно добиться высокой точностью постановки пути в проектное положение. Сделать это позволяет технология применения высокоточных координатных методов при строительстве, ремонте и эксплуатации путевой инфраструктуры.
Суть метода заключается в том, что все объекты привязываются к высокоточной координатной системе (ВКС), построенной на основе данных глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

Цифровая модель и математическое описание геометрических характеристик и пространственного положения объектов содержатся в бортовой компьютерной системе путевых машин, которые по заданной программе приводят путь к состоянию, определённому по проекту.

В ОАО «РЖД» работа по унификации методов применения этих технологий ведётся уже несколько лет. Если 10 лет назад путевые машины позволяли укладывать инфраструктуру с точностью 3–5 см, то теперь точность достигает 1 см. В Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» рассказали, что к 2020 году на всей сети созданы опорные геодезические пункты для привязки координат, а в целом к этому времени более 1800 км пути будет отремонтировано с помощью высокоточных координатных методов. На этот объём у ОАО «РЖД» уже имеются цифровые пространственные модели, которые можно использовать для ремонта с помощью ВКС.
«Сегодня всё новое строительство ведётся с обязательной оцифровкой проекта геометрического положения пути», – отметили в Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».
«Сохранение проектной геометрии пути снижает эксплуатационные издержки, связанные с взаимодействием колесо – рельс, затраты на текущий ремонт подрельсового основания, на локомотивную тягу, а также позволяет повысить скорости движения поездов и комфорт пассажиров за счёт плавности хода», – объяснил заместитель генерального директора по инновационному развитию АО «РЖДстрой» Евгений Дорот.

В целом, как полагают специалисты, при высокоточной укладке пути стоимость содержания снижается на 20%, поскольку по цифровой модели можно выбрать наиболее оптимальный метод ремонта, эффективно контролировать весь процесс за счёт измерений на всех этапах технологической цепочки – укладка пути, глубокая очистка балласта, повысить допустимую скорость до требуемой. Также сокращаются затраты на проведение изысканий и разработку повторных проектов, поскольку готовая модель уже есть.

«РЖДстрой» совместно со швейцарским холдингом Rhomberg Sersa Rail, который является разработчиком системы «Палас», адаптирует её к российской инфраструктуре. С её использованием уже выполнены работы на участках Лазаревское – Чемитоквадже Северо-Кавказской железной дороги и Уваровка – Гагарин (40 км) Московской железной дороги, позволившие добиться повышения плавности хода и скоростей движения поездов до 160 км/ч. Сейчас в ОАО «РЖД» поручено привести путевое развитие станции Лужская Октябрьской железной дороги в соответствие проектному положению. Также планируется применение данной технологии на главном пути Москва – Санкт-Петербург.

Сергей Плетнёв


Справка
При высокоточной укладке пути стоимость содержания снижается на 20%, поскольку по цифровой модели можно выбрать наиболее оптимальный метод ремонта