17 сентября 2021 00:22

Выпуск №4 от 22.12.2020

фото: 123RF/Legion-Media

Знания – цифра

Отраслевые вузы перешли на дистанционное обучение

Пандемия COVID-19 ускорила цифровую трансформацию образовательных учреждений всех уровней. Уже сейчас некоторые из них презентуют модели единой среды цифровых сервисов, хотя их появление в соответствии с федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» запланировано на 2023 год, а в сфере транспортного образования, в соответствии с подготовленной Минтрансом Концепцией подготовки кадров для транспортной отрасли, и того позднее – в период до 2030 года. В работу по цифровизации образования активно включились ОАО «РЖД» и отраслевые вузы
Студенты остаются дома


Учебные заведения начали массово переходить на онлайн-обучение с середины марта, и уже к апрелю, по данным Минобрнауки, абсолютно все российские государственные и частные вузы, колледжи и техникумы практиковали бесконтактный формат взаимодействия студентов и преподавателей. Если в начале «дистанционки» возникали технические трудности, то к летней приёмной кампании их уже не осталось. «Думаю, сложности с организацией онлайн-обучения у большинства вузов схожи – мало у кого был опыт одновременного проведения множества занятий в дистанционной форме. Выросла нагрузка на серверы, появились проблемы с передачей файлов большого объёма. Не обошлось и без хакерских атак, – рассказывает проректор по производственному обучению и связи с производством Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) Олег Балагин. – Благодаря работе университетского Управления информационных технологий удалось оперативно наладить процесс онлайн-обучения».

Сейчас, когда учебные заведения снова переходят в онлайн, особых трудностей при проведении теоретических занятий в электронной среде не возникает. Студенты и педагоги контактируют через университетский портал, используют мессенджеры, электронную почту и сервисы для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. «Проводим видеолекции и видеосеминары. Студенты ежедневно получают задания, которые они должны оперативно выполнить и отправить на проверку преподавателю», – рассказал старший преподаватель кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация» Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта (МИИТ) Василий Лёгкий.


Преподаватель на экране

Один из успешных примеров выстраивания цифровой образовательной среды продемонстрировал Самарский госуниверситет путей сообщения (СамГУПС), запустивший образовательную платформу «Цифровой университет». Она включает комплекс различных баз данных и сервисов, ориентированных на три группы пользователей: студентов, преподавателей и сотрудников вуза. Обучающиеся получили доступ к среде электронного обучения, где хранятся электронные зачётные книжки с результатами промежуточных и итоговых аттестаций, учебные планы, расписание занятий, информация о темах курсовых и выпускных квалификационных работ, приказы. Также студенты могут удалённо записаться на учебные курсы и воспользоваться онлайн-библиотекой. «Фактически студент получает «университет в кармане», когда дистанционно можно не только качественно учиться, но и запрашивать и получать всю необходимую документацию и справочную информацию», – считает проректор по учебно-воспитательной работе СамГУПСа Андрей Булатов.

Для проведения занятий на платформе используются возможности видео-конференц-связи – преподаватели общаются со студентами в открытых и закрытых онлайн-комнатах. В виртуальной реальности доступен и журнал успеваемости и посещаемости.


Среда преподавания

Электронная среда пригодилась не только студентам. Для сотрудников университета на этой же платформе организован электронный документооборот. Программа «1С: Университет» позволяет автоматизировать учёт, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах вуза: поступлении студентов, оплате обучения, деятельности учебно-методических отделов и деканатов.

В этой же электронной среде СамГУПСа работает и автоматизированная информационная система (АИС) «Выборы». «Она позволяет проводить в университете любые выборные процедуры, например выборы членов учёного или учебно-методического советов. Система может обеспечить несколько голосований одновременно», – объясняет Андрей Булатов. Взаимодействие с АИС «Выборы» происходит по электронной почте: избиратель нажимает ссылку в полученном по имейлу уведомлении о голосовании, заполняет веб-форму и отправляет её в систему. Результаты подсчитываются при закрытии голосования и публикуются на сайте системы.

Быстрыми темпами развивается и корпоративное онлайн-образование. Сейчас в системе дистанционного обучения (СДО) ОАО «РЖД» зарегистрировано более 740 тыс. пользователей. Железнодорожники в удобное время могут изучить интересующие их курсы различной тематики. Это так называемый дистанционный офлайн – войти в систему можно в любое время, без привязки к расписанию занятий. Кстати, часть курсов нацелена на повышение цифровой грамотности: «Технологии цифровой железной дороги», Agile, Scrum, «Информационная безопасность», «Работа в распределённой команде», «Компьютерная грамотность». После начала пандемии были разработаны курсы, посвящённые профилактике новой коронавирусной инфекции, а также организации удалённой работы: «Только факты про коронавирус COVID-19», «Основные меры предосторожности для защиты от новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)», «Работа с удалёнными сотрудниками», «Удалённая работа. Мнение экспертов».

К созданию обучающих курсов привлекаются и сами сотрудники ОАО «РЖД». Это ещё один современный тренд в корпоративном обучении – User Generated Content in Learning (UGC), использование контента, который создают сами пользователи. Первыми в эту работу включились сотрудники Департамента управления персоналом. Они разработали и в октябре выложили в свободный доступ девять дистанционных курсов, которые помогут специалистам по управлению персоналом подтянуть свои навыки и профессиональные компетенции.
«Учитывая размер нашей компании, UGC легче всего распространять в виде дистанционных курсов. У многих сотрудников ОАО «РЖД» есть уникальный опыт, знания, которые можно передать другим. Эти знания и опыт можно «упаковать» с помощью специальных программ и методик по созданию дистанционных курсов. И мы сразу получим эксклюзивные дистанционные курсы, которые никто, кроме работников компании, не может создать», – рассказала заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Мария Савина.

Особое внимание в компании уделяется эффективности дистанционного образования. «Дистанционные курсы – это преимущественно асинхронное обучение, когда слушатели сами должны выбрать время для получения знаний. При этом, как показывает практика, человека нельзя оставлять один на один с обучающим контентом, он быстро теряет мотивацию. Поэтому очень важно включать в дистанционные форматы живое общение, дополняя его вебинарами, – именно таким путём сегодня идёт наш Корпоративный университет, реализуя этот подход в ряде своих образовательных программ, – отметила Мария Савина. – Тандем синхронного и асинхронного форматов позволяет существенно повышать эффективность обучения за счёт вовлечения слушателей во взаимодействие друг с другом и преподавателями».

Этой весной при поддержке Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Корпоративный университет РЖД запустил новый образовательный онлайн-проект «Знания.live» – цикл вебинаров в СДО на темы повышения личной и профессиональной эффективности. Еженедельно в формате мастер-классов преподаватели, методисты и тренеры университета делятся экспертизой по темам, которые важны работникам, специалистам и руководителям компании. Среди них – инструменты процессного и проектного управления, эмоциональный интеллект, стресс-менеджмент, финансовая грамотность, эффективное проведение переговоров и совещаний.

По словам директора Корпоративного университета РЖД Романа Баскина, дистанционный формат обучения, востребованный во время пандемии, останется таким и после стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. «Переходить в онлайн-формат имеет смысл, если логистика слушателей сложна в организации. Также элементы онлайна можно привнести в очную программу. Например, если обучение состоит из нескольких модулей, то один из них можно провести удалённо. И, конечно, теперь стало ясно, что образовательные организации должны иметь в своём арсенале полноценную студию и техническое оборудование для онлайн-работы, хотя это очень затратно, – подчеркнул Роман Баскин. – Но полностью заменить аудиторный формат обучения дистанционным нельзя – качество образовательного процесса будет страдать. К примеру, как организовать деловую игру виртуально? Бизнес-образование, как и классическое, должно строиться на реальной коммуникации преподавателей и слушателей».

Юлия Антич


Справка
Этой весной при поддержке Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Корпоративный университет РЖД запустил новый образовательный онлайн-проект «Знания.live»