17 сентября 2021 01:34

Выпуск №4 от 22.12.2020

300 звонков в минуту

Коллектив рационализаторов Красноярской дирекции связи разработал и внедрил цифровую систему оповещения Asterisk для нужд Дирекции аварийно-восстановительных средств.
Применённая технология аналогична используемой в настоящий момент в ОАО «РЖД» единой платформе автоматического информирования абонентов (АСИА), которая является базовой при оповещении высшего руководства компании и ключевых ответственных лиц в случае чрезвычайной ситуации, располагает шестью резервируемыми центрами коммутации и суммарно более 150 соединительными линиями. К преимуществам Asterisk можно отнести открытый исходный код, используемый программой, и, как следствие, возможность её модернизации своими силами без привлечения проектных и подрядных организаций, что позволяет более гибко настраивать оповещение местных абонентов. До внедрения Asterisk в качестве местного средства оповещения на дороге использовалась система циркулярного вызова (СЦВ). Она обзванивала абонентов, загруженных в базу, в случае чрезвычайной ситуации. Но благодаря применению технологии на базе Asterisk диапазон обзвона стал шире.

Реализацией проекта занимался заместитель начальника отдела управления сети связи дирекции Юрий Лыков.
«Доступ к управлению осуществляется посредством веб-браузера, – объясняет первый заместитель начальника Красноярского регионального центра связи Денис Сонин. – В базу загружены данные абонентов, которым поступает звонок в случае чрезвычайной ситуации. Списки можно дополнять и корректировать. Пользователь, например дежурный восстановительного поезда, получает сигнал о том, что произошла авария, и набирает номер телефона с добавочной комбинацией цифр для исключения случайного набора. Эта комбинация, по сути, и есть «зашитый» код доступа к программе и запуск обзвона». Система имеет 300 соединительных линий с общетехнологической телефонной сетью. Это значит, что одновременно Asterisk звонит сразу трём сотням абонентов и всего за минуту может оповестить о происшествии всех причастных руководителей подразделений и спасателей.

Прежняя система местного оповещения СЦВ могла звонить одновременно только пяти абонентам в минуту, а значит, обзвон 300 человек занял бы как минимум час. Asterisk звонит каждому абоненту семь раз, фиксирует факт дозвона, включает звуковой файл, который поясняет, что произошло и куда надо явиться. Например: «Прибыть на восстановительный поезд станции Саянская. Назовите своё имя и время получения сигнала». После чего записывает ответ абонента.
«Дежурный по восстановительному поезду получает звонок от поездного диспетчера, запускает программу, и она начинает обзванивать работников поезда, – делится впечатлениями заместитель начальника Красноярской дирекции аварийно-восстановительных средств Вадим Колбин. – Все номера внесены в базу. Если человек спит, система будет звонить, пока он не возьмёт трубку, а потом запишет ответ. При разборе мы слышим запись и уверены, что человек получил сообщение и отреагировал на него».

Новая система может использоваться не только для нужд Дирекции аварийно-восстановительных средств.

Мы можем автоматизировать процесс оповещения в границах железной дороги, любого подразделения и доработать систему под особенности производственных процессов, например, соответствующих специфике работы путейцев, энергетиков или службы автоматики и телемеханики, отмечает Денис Сонин.

Дарья Кот
Красноярск