24 сентября 2021 08:43

Выпуск №2 от 07.06.2020

фото: 123RF/Legion-Media

Библиотека

«Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт»
Александр Прохоров, Леонид Коник
«АльянсПринт», 2019

Приятно, что начинает появляться и достаточно серьёзная российская литература по теме. Хотя и здесь без китайского влияния не обошлось. Один из авторов этой книги – Александр Прохоров – в 2015–2018 годах был сотрудником российского офиса Huawei. С августа 2018 года он работает в проектном офисе цифровой экономики компании «Росатом». Как и РЖД, эта компания является одним из лидеров цифровизации среди российских компаний-«тяжеловесов».
Как и предыдущую, китайскую книгу, это издание можно назвать обзорным и установочным. Довольно много места уделено базовым знаниям – что является цифровой трансформацией, а что нет, каковы сегодняшние достижения по основным направлениям (облачные вычисления, искусственный интеллект, Интернет вещей, блокчейн и т.д.), какими показателями можно измерить уровень развития цифровизации (на уровне страны, города, отрасли). Отличием от предыдущей книги стало то, что российский опыт (вместе с американским и китайским) тут находится в центре внимания. Однако внедрениям на транспорте уделено не так много внимания, акцент сделан на телеком-компаниях.



«Зона победы. Управление в эпоху цифровой трансформации»
Джеффри Мур
«Манн, Иванов и Фербер», 2020

Из всех перечисленных здесь шести книг эта является самой увлекательной и интересной, хотя речь в ней идёт, не надо забывать, всего лишь о концепции менеджмента. И немудрено, ведь Джеффри Мур – автор двух деловых бестселлеров, переведённых в том числе и на русский язык. «Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок» впервые издана в 1992 году, переиздана в последний раз в 2014-м, книга «Внутри Торнадо» продана более чем в 1 млн экземпляров.
Особенность этой книги, которую отмечают все читатели, – это попытка создать модель внедрения трансформации, которая позволит провести её «на марше», не разрушая прибыльность старого образа действий и не теряя устойчивость.
В первых главах описана модель четырёх зон, где каждая включает свой список бизнесов (или центров доходности) и должна управляться отдельно от трёх других. Чтобы быть успешным, каждый менеджер должен получить чткие KPI из одной зоны. И только генеральный директор контролирует весь ход игры.
В Зону Результативности включены обычно основные направления деятельности, традиционные, приносящие основной доход. Здесь задача чисто операционная – выполнять годовые и квартальные планы по продажам и прибыли. В Зоне Продуктивности представлены общие функциональные подразделения: маркетинг, HR, юристы. Это центры расходов, но инвестиции в них позволяют увеличить прибыльность основных бизнесов и обеспечивают итоговый результат. Нововведения здесь должны улучшать работу первой зоны.
В Инкубационной Зоне надо отслеживать новые тренды в вашей отрасли и бизнесе в целом, брать и тестировать новые продукты, услуги, каналы сбыта и бизнес-модели. Пробовать, ошибаться и двигаться дальше. Это инвестиции в подразделения, которые, как ожидается, не станут основными центрами дохода в течение нескольких лет. Однако масштаб важен. Подразделения или новые направления бизнеса должны иметь потенциал роста до основных. Они управляются как стартапы, это зона внутреннего предпринимательства со своими KPI.
Если какому-то бизнесу (причём одному, распыляться, по мнению Мура, нельзя) пришло время расти, его переводят в Зону Трансформации. Здесь новое направление получает уже большие ресурсы и поддержку компании, должен начаться бурный рост. Важно не смешивать KPI генерального директора и старших членов команды. Одна и та же команда управленцев не может одновременно заниматься поиском и развитием новых направлений и при этом поддерживать стабильную работу текущей бизнес-модели.
Джеффри Мур считает, что его модель может применяться разными крупными компаниями и тогда, когда их бизнесу угрожают конкуренты, используя новые бизнес-модели и технологии, чтобы уничтожить традиционный для компании рынок, – для защиты. И тогда, когда крупная компания сама ведёт наступление, захватывая доли новых рынков, – для нападения.
Когда мы хотим внести изменения, Мур предлагает простое правило выбора поведения: надо поменять лошадь (продукт или услугу, которую мы предлагаем), всадника (менеджера, отвечающего за участок работы, который не справляется с задачей) или путь (сегмент рынка, на котором мы зарабатываем деньги).
Эту концепцию на самом деле довольно интересно изучать, но работает ли она? В заключительных главах автор приводит использование концепции в компаниях, которые он консультировал, – Microsoft, которая защищала свой традиционный бизнес, и Salesforce, которая, наоборот, завоёвывала новые рынки. Как видим, обе относятся к IT-сектору, и не факт, что такой подход сработает на транспорте или в обрабатывающей промышленности. Но совершенно точно то, что при чтении этой книги можно обкатать в голове такую возможность и получить продуктивные идеи.



«Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас»
Джеффри Паркер, Маршалл ван Альстин и Санджит Чаудари
«Манн, Иванов и Фербер», 2017

Эта книга о беспомощности традиционного бизнеса (который авторы называют «трубопроводным») против платформ. Платформа чаще всего является интегрированным приложением плюс аппаратные средства, которые работают вместе, чтобы облегчить жизнь конечному пользователю, что держит его привязанным к платформе.
Эта тема достаточно обсуждалась в последние годы. Успехи Amazon, Uber и Apple очевидны. Но авторы переходят к обсуждению идей в практической плоскости. Например, есть раздел о владении данными, которое стало важной проблемой уже сейчас и его важность будет нарастать.
Разбираются основные правила и составные части платформ (участники, единица стоимости, фильтры, «вход без трения», курирование, влияние побочных эффектов).
Уделяется внимание сетевым эффектам, которые определяют важную часть преимущества платформ перед «трубопроводами», механизмам роста и монетизации новой платформы, советам по управлению и метрикам оценки эффективности для менеджеров платформ, ошибкам, которые совершали руководители уже существующих проектов, способам защиты для традиционных компаний.



«Цифровая трансформация. Как выжить и преуспеть в новую эпоху»
Томас Сибел
«Манн, Иванов и Фербер», 2020 (готовится к выпуску)

Томас Сибел – известный в Кремниевой долине персонаж. Его уровень можно оценить по тому, что свои отзывы для обложки дали владелец Microsoft Билл Гейтс, гендиректор Google Эрик Шмидт и автор идеи «Индустрия 4.0» и собственно цифровой трансформации Чарльз Шваб.
Речь в книге идёт о сочетании четырёх революционных технологий: облачных вычислений, больших данных, Интернета вещей и искусственного интеллекта, которые до неузнаваемости меняют ландшафт современного бизнеса. Как и все авторы, Сибел не может игнорировать неофитов – руководителей, которые ещё ничего толком не слышали о цифровой трансформации. Среди крупного бизнеса таких уже не осталось, поэтому часть книги с описанием необходимости цифровизации несколько запоздала. Хотя Сибел, конечно, даёт очень эпичную и впечатляющую картину.
С практической точки зрения интересна глава, где описываются примеры цифровизации среди крупных компаний, перечисление того, что не работает (как обычно, рассказ о потенциальных неудачах поучительнее, чем рассказ о блестящем будущем), и внятный план действий генерального директора с 10 принципами и чётким видением в виде выполнимых шагов.



«Digital@Scale. Настольная книга по цифровизации бизнеса»
Владимир Кулагин, Александр Сухаревски, Юрген Мефферт
«Альпина Паблишер», 2019

Ещё одна книга с участием российских авторов. Два партнёра российского офиса McKinsey и ещё один из Германии написали книгу, адресованную руководителям достаточно высокого уровня.
Первые три главы издания – своего рода подталкивание руководителя к идее необходимости преобразований. Руководители компаний, которые уже приступили к трансформации, эти главы легко могут пропустить. Четвёртая – описание трансформации отраслей. К сожалению, транспорту, за исключением автомобильного, опять внимания не досталось. Однако оставшиеся две трети книги могут быть достаточно полезными. В них речь идёт об изменении бизнес-архитектуры, идёт обсуждение, что надо менять, – каналы продаж, ценообразование, проектирование продуктов, логистические цепочки, внедрение бережливого производства. И какими инструментами это делать – продвинутой аналитикой, кибербезопасностью, встроенным ПО, цифровым HR и т.п. Идёт речь в книге и об этапах трансформации – это разработка, запуск, масштабирование. Достоинства книги: ясность в изложении, лаконичность без излишних отклонений от «генеральной линии» и аргументация на базе опыта 50 компаний (в том числе российских, в значительной степени примеры основаны на практике авторов), что можно назвать российско-немецким взглядом на цифровизацию.



«Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики»
Ма Хуатэн, Мэн Чжаоли, Ян Дели, Ван Хуалей
«Альпина Паблишер», 2019

Автор, создатель компании Tencent, Хуатэн Ма в нынешнем году в списке Forbes занял 12-ю позицию с $43 млрд (более известный китайский миллиардер Джек Ма, владелец Alibaba, отстал, заняв всего лишь 17-е место). Сама же Tencent в конце первой декады мая стоила $417,5 млрд.
Нетрудно догадаться, что сам Хуатэн Ма эту книгу не писал, он всего лишь руководил группой исследователей, которые изучили процесс цифровой трансформации второй экономики мира. Китай занимает и второе место по размерам так называемой цифровой экономики, в некоторых направлениях цифровой трансформации (например, в развитии искусственного интеллекта) уже серьёзно угрожает американскому лидерству. Впрочем, доля цифровой экономики в ВВП пока ещё ниже, чем в развитых странах. Поэтому в книге серьёзное значение уделяется изучению стратегий США, Германии и Великобритании – авторы обращают внимание не только на достижения, но и на ошибки. Российский опыт не рассматривается.
Учитывая темпы роста цифровизации в Китае (по этому направлению страна – абсолютный мировой лидер), российским менеджерам интересно будет изучить данный опыт. Для читателей из российского железнодорожного холдинга интересны будут вопросы цифровизации инфраструктуры и транспорта, способы роста цифровой грамотности персонала.