24 сентября 2021 10:10

Выпуск №2 от 07.06.2020

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Теория и практика

24 апреля в виртуальных аудиториях Корпоративного университета РЖД завершилась очная трёхдневная программа «Картирование потока создания ценности». Первыми слушателями нового формата стали 15 руководителей и специалистов ОАО «РЖД». К середине мая прошли обучение три группы.
Особенность проведения программы – в её интерактивности и сочетании нескольких электронных площадок. Несмотря на то что слушатели находились дистанционно друг от друга, была выстроена и групповая работа, и индивидуальная. Организатор – Центр обучения технологиям трансформации бизнеса Корпоративного университета РЖД – использовал микс образовательных форматов: самостоятельное изучение теории вопроса, отработка знаний в практических упражнениях в мини-группах, разбор видеокейсов, коллективное обсуждение. Для гарантированного достижения результатов обучения учебная деятельность была разделена на «мини-спринты».

Картирование потока создания ценности – один из важных инструментов анализа процессов компании, позволяющий выявить потери, не создающие ценности для клиента, посмотреть на сбалансированность отдельных подпроцессов и выявить узкие места, снижающие общую производительность.


Выводы из проведения очной программы в режиме онлайн:

• Проводить очное онлайн-обучение интересно, динамично и эффективно возможно, но это требует времени и высокопрофессиональной команды методистов и преподавателей для адаптации учебных материалов под цифровое восприятие. Необходимы дополнительные материалы, человеческие и временные ресурсы для разработки принципиально иных презентаций, видеоформатов и, самое главное, создания «пути слушателя» через весь курс, связывающего все знания и активности в виртуальной аудитории.

• Риск возникновения технических трудностей с подключением слушателей на различные платформы, открытием файлов и т.д. достаточно высок. У слушателей не всегда стабильно качество связи, ведь даже в одном городе в разных его частях оно отличается, а наши слушатели работают на территории всей России.

• Для организации онлайн-обучения необходимо не меньшее количество сотрудников, чем в рамках очного обучения в кампусе университета. Цифровые платформы также требуют участия технического специалиста, координатора работы со слушателями, модератора проведения программы, преподавателей.

• Для обеспечения информационной безопасности необходимо создавать собственные цифровые коммуникационные платформы.

• Часовые пояса в России не дают возможности организовать тот же состав групп слушателей, который возможен при обучении в аудиториях университета. В большинстве случаев слушателями учебных групп становятся работники всех железных дорог компании от Калининграда до Сахалина.


Новые вызовы Корпоративного университета РЖД

1. Необходимость быстро адаптироваться и разработать онлайн-программу с сохранением динамики и эффективности офлайн-обучения
Новые подходы к построению обучения были разработаны на основе анализа мирового опыта, наблюдения за сверхбыстрым появлением разнообразных обучающих онлайн-форматов, но прежде всего была использована собственная экспертиза.
«Задача сохранения эффективности офлайн-обучения в новом онлайн-формате стала одной из самых главных, – отмечает начальник Центра обучения технологиям трансформации бизнеса Корпоративного университета РЖД Пётр Савченко. – Мы проанализировали все составляющие программы и вывели их на разные онлайн-платформы для максимального использования возможностей каждой: теорию – на одной, тренинги – на другой, обсуждение – на третьей, при этом преподаватели и методисты постоянно коммуницировали со слушателями, направляли, давали обратную связь».
На учебном портале Корпоративного университета РЖД слушатели изучали материалы, специально созданные в формате электронных курсов, проходили тестирование, самостоятельно выполняли задания, а на современной образовательной онлайн-платформе «ТренингСпэйс» участвовали в digital-тренингах. Приложение Zoom стало территорией для групповых обсуждений и получения консультаций от преподавателей университета. По окончании обучения слушателям были торжественно выданы электронные удостоверения, также в онлайн-пространстве.

2. Необходимость скорректировать теорию вопроса под онлайн-восприятие информации и разработать альтернативу реального посещения подразделений ОАО «РЖД» для выполнения практических заданий
Онлайн-обучение требует специализированного образовательного продукта, и прежде всего подготовки качественного видеоконтента. Для программы «Картирование потока создания ценности» была записана серия видеоуроков и создан видеокейс на основе процессов сортировочной станции, который стал примером для практического применения слушателями полученных знаний.
«При проведении программы в традиционном офлайн-формате слушатели сначала посетили бы предприятие, где, понаблюдав за реальным производственным процессом, составили бы свою карту потока создания ценности, – рассказала журналу главный методист Центра обучения технологиям трансформации бизнеса КУ РЖД Елена Климова. – Мы заменили очное присутствие на объекте видеокейсом. Специалистами университета был создан видеоролик с инфографикой и комментариями преподавателя, в котором показан процесс работы сортировочной станции с итоговым продуктом в виде сформированного и готового к отправлению поезда».
Для поддержания качества образовательного процесса слушателям в ходе выполнения практических заданий было обеспечено консультационное сопровождение, которое осуществлял преподаватель посредством цифровых сервисов.

3. Необходимость сформировать эмоциональный контакт среди слушателей учебной группы
«Для того чтобы избежать «одиночества в Сети» в рамках программы, сделать обучение эмоционально насыщенным и живым, сохранить важный нетворкинг, мы уделяли значительное внимание общению со слушателями: общались в WhatsApp, Zoom, «ТренингСпэйс», просто созванивались. Время для обмена впечатлениями и мнениями было предусмотрено программой. Команда университета была всегда на связи со слушателями, и, думаю, это во многом поспособствовало успешному проведению онлайн-интенсива», – отметила ведущий методист Центра обучения технологиям трансформации бизнеса КУ РЖД Надежда Сезер.
К тому же на учебном портале Корпоративного университета РЖД по завершении прохождения электронного курса, тренинга и других форматов была предусмотрена возможность оценки слушателями своих эмоций.
«Скажу лично от себя: этот вызов был для меня как для бизнес-тренера самым главным, – отметил преподаватель Центра обучения технологиям трансформации бизнеса КУ РЖД Добрин Гребчев, – ведь самое ценное в проведении программ университета заключается во взаимодействии между слушателями, выработке различных решений в процессе разноформатных обсуждений. Важна обратная связь, которая не всегда выражается в словах – её можно считать из мимики, жестов. При этом мне важно было удержать внимание слушателей, которых я не всегда и не всех видел на экране. Да, это было сложно, но теперь я точно знаю, что это возможно, но требует новых навыков и мастерства!»