24 сентября 2021 10:07

Выпуск №2 от 07.06.2020

фото: 123RF/Legion-Media

Модель принимает решение

В ОАО «РЖД» внедряют BIM-технологии

В прошлом году в структуре ОАО «РЖД» создано подразделение для внедрения технологии информационного моделирования, а также разработаны и утверждены требования к информационным моделям. Это позволит в 2020 году запустить пилотные проекты, использующие эту технологию.
Старая новая технология

Основы технологии информационного моделирования были заложены в строительной отрасли ещё в 1970-х годах. Английский термин Building Information Modeling (BIM) возник позже – в 1990-х. Как следует из английского термина, технология изначально применялась к зданиям (building). Впоследствии специалисты распространили её на все виды строительных объектов. При этом инженеры по искусственным сооружениям – мостам, плотинам, тоннелям – получили своё специфическое ответвление технологии – Bridge Information Modeling (BrIM).

Напомним, что представляет собой технология информационного моделирования. С её помощью уже на стадии проектирования создаётся полная база данных об объекте – его цифровая модель. Модель объекта строится из библиотечных элементов, собирается из них, как из кубиков. Библиотека содержит данные о материале, размерах, стоимости, производителях, эксплуатационных характеристиках и т.п. Если на всех жизненных циклах объекта информация в базе поддерживается в актуальном состоянии, это позволяет снижать затраты на ремонт и эксплуатацию.

В целом эффекты от использования технологии зависят от этапов жизни объекта. Например, на стадии проектирования при изменении данных и при пересчёте связанных с ними параметров BIM снижает риск человеческой ошибки. Также упрощается процедура согласования готового проекта в контролирующих органах (в России это Главгосэкспертиза).

Самый заметный эффект возникает на этапе эксплуатации. По оценкам экспертов, снижение затрат на обслуживание исчисляется в десятках процентов от той цены, которую приходится платить без использования BIM. Впрочем, те же эксперты признают, что достаточной статистической базы для точной оценки нет.

В мире есть страны, которые уже применяют BIM при строительстве железных дорог, – это Великобритания, Китай и Малайзия. Проекты в Великобритании – линии Crossrail-1 (первый участок открыт в 2015 году) и Crossrail-2 (проектируется) – это фактически метро, поскольку они строятся под землей.
«Активнее всего BIM-технологии используются в гражданском и промышленном строительстве, и в России это уже не единичные кейсы, – рассказал эксперт по автоматизации IТ-компании «КРОК» Дмитрий Кузнецов. – Что касается транспортной сферы, то BIM очень востребована при проектировании аэропортов».

Среди сопоставимых по размеру и сложности активов с РЖД структур, которые успешно используют BIM, все опрошенные эксперты называют одну – госкорпорацию «Росатом». Но она эксплуатирует не линейные, а площадные объекты. Пилотные проекты линейных объектов на разных стадиях есть у ПАО «Газпром нефть», ПАО «Мостотрест» и Росавтодора. В связи со спецификой отраслей, в которых работают эти компании, они создают соответствующие библиотеки элементов, которые мало применимы для железнодорожной инфраструктуры.


Инструмент для всего

В октябре 2019 года в ОАО «РЖД» был создан Центр компетенций по внедрению технологии информационного моделирования. В декабре приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова на должность начальника центра был назначен Владимир Талапов. Работу центра курирует Департамент капитального строительства ОАО «РЖД», а задача внедрения BIM сформулирована в концепции «Цифровая железная дорога».

В структуре центра запланировано создание трёх отделов с общим штатом 21 человек. «BIM – это универсальный инструмент для решения практически всех вопросов, связанных со строительством, – говорит Владимир Талапов. – Все проблемы соответствующих видов деятельности, которые существуют в компании, можно решать с помощью информационного моделирования».

В соответствии с утверждённым генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым планом мероприятий проекта «Разработка и внедрение BIM-системы управления жизненным циклом объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» на 2018–2023 годы» в марте была завершена разработка первой очереди BIM-системы управления жизненным циклом объектов инфраструктуры ОАО «РЖД». Её задачей является создание ядра корпоративной платформы BIM и апробирование технологий использования BIM-моделей на различных этапах создания объектов капитального строительства.

Апробирование функциональности первой очереди BIM-системы для определения показателей эффективности её применения будет реализовано на объектах строительства, выбранных Департаментом капитального строительства ОАО «РЖД». Сейчас ведутся организационные работы по вводу программного обеспечения первой очереди BIM-системы в опытную эксплуатацию. Ожидается, что в постоянную эксплуатацию первая очередь BIM-системы будет введена в июле, а полностью завершится разработка её целевой конфигурации в декабре 2023 года.

Запланировано проведение семинара для руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД» с разъяснением особенностей использования BIM. «Наша задача – помочь всем начать использовать BIM, – говорит Владимир Талапов. – Интерес очевиден. А раз есть интерес – будет и результат».

По его словам, одним из перспективных проектов, в котором будет использован инструментарий BIM, станет ВСМ Санкт-Петербург – Москва.

Конечно, существуют и риски, которые могут не позволить получить от BIM ожидаемый результат. По мнению Владимира Талапова, это в первую очередь длительные и сложные процедуры принятия решений и внутреннего согласования документов.

В утверждённой дорожной карте определены пять этапов внедрения BIM. До конца 2022 года нужно создать основу для этого процесса. Затем система будет наращиваться, будут доработаны классификаторы строительных элементов и материалов, библиотеки элементов. С 2023 года начнётся включение всех структурных подразделений ОАО «РЖД» в работу по использованию этой информационной системы. К 2025 году компания перейдёт на её полноценную эксплуатацию. В 2030 году ОАО «РЖД» должно обеспечить умную эксплуатацию инфраструктуры, когда модель анализирует данные и принимает самостоятельные решения либо даёт обоснованные рекомендации. «Человек не способен обрабатывать большие объёмы данных, и он иногда ошибается, а тут всё будет быстро и эффективно», – говорит Владимир Талапов.

Николай Логинов