24 сентября 2021 09:04

Выпуск №2 от 07.06.2020

Безошибочная расшифровка

До конца года на Северной дороге будет завершено внедрение автоматизированной системы учёта и анализа нарушений безопасности движения поездов по результатам автоматической расшифровки кассет регистрации локомотивных устройств – АСУТ НБД-2.
С момента изобретения скоростемера процесс выявления нарушений в работе локомотивной бригады принципиально не изменился. Техники-расшифровщики просматривают на экране монитора запись поездки, выявляют неправильные действия машиниста и регистрируют информацию о расшифрованной поездке и выявленных нарушениях в электронном журнале.

При нынешнем разнообразии типов скоростемеров и приборов безопасности, установленных на борту локомотива, назрела необходимость унификации расшифровки путём преобразования записей с различных устройств в единый цифровой формат.

Основная идея внедряемой системы авторасшифровки – полное исключение человеческого фактора из процесса выявления нарушений, а также централизация хранения данных и объединение сразу нескольких дорожных автоматизированных систем в единое информационное пространство.

Авторасшифровка позволяет объединить записи с различных бортовых устройств локомотива (КПД-3, КЛУБ-У, САУТ, РПДА) в единый файл данных о выполненной поездке, расшифровать его с помощью типовых алгоритмов и произвести учёт полученных результатов согласно классификатору нарушений. Кстати, в создании этого классификатора Северная дорога принимала непосредственное участие. Такой подход позволяет не только получить достоверную отчётность о допущенных машинистом нарушениях, сбоях и отказах инфраструктуры, но и дать оценку состояния парка локомотивов.

Внедрение системы АСУТ НБД-2 также позволит увеличить оперативность расшифровки. Работа, на которую расшифровщикам отводилось 24 часа, системой выполняется за несколько секунд. Большое внимание уделяется и повышению точности расшифровки. Там, где расшифровщик из-за неопытности или утомления мог не заметить нарушения, система безошибочно выявит оплошность машиниста или недопустимое отклонение в работе бортовых систем локомотива. В перспективе планируется организовать автоматическое информирование локомотивной бригады о выявленных нарушениях через приложение «Личный кабинет машиниста» сразу по окончании расшифровки, а также автоматическое формирование в режиме онлайн рейтинга машинистов депо по итогам работы.
«Пока авторасшифровке не удаётся справиться со всеми задачами без вмешательства техника-расшифровщика, – говорит технолог службы корпоративной информатизации Северной дороги Ольга Золотова. – Разработка функциональности АСУТ НБД-2 выполняется поэтапно. На сегодняшний день программа способна обработать лишь четвёртую часть от всего объёма кассет регистрации, подлежащих расшифровке, и выявить 50 наименований нарушений из 180. Но для выявления остальных нарушений разработчики системы при участии специалистов Северной дороги уже написали необходимые алгоритмы. До конца 2020 года планируется запуск системы на полную мощность».

Завершение внедрения АСУТ НБД-2 позволит оптимизировать штат техников-расшифровщиков. Они будут не расшифровывать, а только оценивать расшифрованные машиной данные. Расшифровщик получит статус эксперта и сможет сосредоточиться на анализе и систематизации ошибок в действиях локомотивных бригад.

Николай Порецкий