24 сентября 2021 08:57

Выпуск №2 от 07.06.2020

Очки в руки

30 апреля служба автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры получила в опытную эксплуатацию устройства системы «Умные руки» – 10 высокотехнологичных очков. Ещё четверо очков и шесть шлемов получили электромеханики Октябрьской дирекции по энергообеспечению. Испытания продлятся до конца года, по их результатам будет дана оценка эффективности применения устройств с технологией дополненной реальности на полигоне Октябрьской железной дороги.  
Система «Умные руки» разработана по предложениям работников ОЖД. «Ещё до открытия инновационной площадки мы начали сотрудничать с предприятиями, которые разрабатывают и выпускают современную технику, – говорит заместитель начальника отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики ОЖД Василий Шмаров. – Одним из первых предложений было создание более надёжного цангового зажима. Энергетики жаловались на то, что импортные зажимы ломаются. В итоге было выпущено несколько экземпляров, которые прошли все испытания. Сегодня такие зажимы закупают по всей сети РЖД, они прочны и в два раза дешевле импортных».

Следующим проектом стала система «Умные руки». Вначале рассматривалась идея создать для железнодорожников шлем с виртуальной реальностью. Но от неё пришлось отказаться. Такие шлемы успешно используются для обучения, но железнодорожников виртуальная реальность может только отвлечь от работы. Поэтому решено было создать устройство с дополненной реальностью.

Такой шлем может быть полезен энергетикам: в своей работе они применяют видеофиксацию и сохраняют собранную информацию на сервере. Так появились очки с монитором дополненной реальности с возможностями передачи и получения файлов. К этим функциям добавили считывание QR-кодов. Теперь электромонтёру не нужно брать с собой схему: при помощи очков он считывает QR-код, определяет его тип и типы автоматических выключателей, получает из базы данных схему подключения электрических линий в щитке и видит её на мониторе очков.

Кроме того, в прибор вмонтировали тепловизор, который отмечает повышение допустимой температуры элементов. Если температура выше нормы, на экране очков неисправный блок окрашивается в красный цвет.

Сейчас для системы разрабатывается функция подключения голосовых команд через «Яндекс». Работнику уже не нужно делать пометки в ходе проведения работ, его голосовые отметки попадают в автоматизированный электронный журнал, что значительно облегчает работу с бумагами.

Таким образом, умный виртуальный помощник экономит время железнодорожника, его трудозатраты, минимизирует техсредства. Вес шлема не превышает 980 г, а очков – 460 г.
«Шлем «Умные руки» – совершенно новое устройство, – говорит Василий Шмаров. – Аналогов у него нет, в этом направлении мы первопроходцы. Да, очки с дополненной реальностью существуют, но мы совместили их со множеством дополнительных функций, например с наушниками, которые передают звук через костную ткань (чтобы уши железнодорожника всегда были открыты), видеокамерой и тепловизором».

Двадцать устройств будут тестировать до конца 2020 года. В случае успеха высокотехнологичную систему будут рекомендовать к тиражированию на всей сети РЖД.

Марина Литвинова