24 сентября 2021 02:18

Выпуск №1 от 21.03.2021

фото: 123RF/Legion-Media

Трансформация системы

Brexit (брексит) – новая реальность в европейской логистике: опыт GEFCO

Выход Великобритании из состава ЕС закономерно сказался на транспортной европейской экономике. Геополитические изменения стали шагом к транформации сложившейся системы поставок.
Группа GEFCO, обладая многолетней экспертизой в сфере инжиниринга логистических цепочек для крупнейших международных производителей и поставщиков, располагала всеми возможностями для предварительной оценки готовности к нововведениям всех участников логистической экосистемы по обе стороны пролива Ла-Манш.

GEFCO начала подготовку к брекситу заблаговременно – более трёх лет назад, и первым шагом стал анализ потоков существующих и потенциальных клиентов, за которым последовали оформление соответствующей документации в таможенных органах, адаптация и разработка IT-инструментов, обучение персонала.

Отдельным направлением стала работа с клиентами – GEFCO организовывала специальные вебинары, директ-маркетинговые кампании по вопросам брексита, делилась информацией с помощью информационных рассылок, презентационных материалов, интернет-страниц.

На подготовительном этапе одним из важнейших шагов стало распространение информации об изменениях в таможенных процедурах среди грузоотправителей, особенно компаний малого и среднего бизнеса, ориентированных на экспорт.

Крупные компании, как правило, готовились и собирали необходимую информацию самостоятельно.

Риски и узкие места прогнозировались для экспортёров с обеих сторон британской и европейской границы.

Ключевым моментом стал тот факт, что для пересечения границы на груз до отправления должна быть подготовлена и французская, и британская экспортная декларация перед отправлением, в противном случае транспорт встанет на границе.

С британской стороны проверки планируются до прибытия в порт, и даже был разработан план по размещению до 7000 грузовиков в городе Кент, но инфраструктура оказалась не готова.

По оценкам экспертов, до 30% гружёного транспорта, прибывающего на границу, не будет сопровождаться готовой заполненной экспортной декларацией, что, в свою очередь, приведёт к скоплению грузов и возникновению больших очередей в приграничных пунктах.

Кроме того, для иностранных операторов существует риск столкнуться с юридическими проблемами, если они захотят подать экспортные декларации во Франции.

Для этого им понадобится номер плательщика НДС.

Ещё один подводный камень – неполный пакет документации на одну партию груза, что автоматически влечёт за собой блокировку грузовика на границе.

На операционных платформах GEFCO проверяется наличие всех необходимых документов и корректность их заполнения как для экспорта, так и для импорта на британской стороне.

Водитель не получает разрешения на выезд без соответствующей проверки документов.

В случае неполной документации груз остаётся на площадке GEFCO до получения недостающей информации со стороны клиента.

Узким местом стала готовность таможенных систем обеих стран. Французская сторона практически готова благодаря системе TRACES, которая подключена к информационной системе Brexit.

Для поддержания беспрепятственных транспортных потоков между Великобританией и Францией таможенный орган Франции разработал IT-решение на основе прогнозируемых процедур по таможенному оформлению, предоставляя возможность прямого пересечения границы.

Использование нового решения позволит транспорту, следующему из Великобритании, только один раз останавливаться на территории Франции для простой проверки документов.

Был разработан целый комплекс мер, чтобы не допустить остановки на границе грузовиков, соответствующих требованиям, за исключением пунктов контроля.

Британская таможенная система оказалась не готова к началу 2021 года. Запуск пограничного контроля отложен до июля 2021 года.

Импортёры смогут следовать упрощённой схеме и хранить документацию в течение шести месяцев перед подачей импортной декларации, что может быть рискованно с точки зрения сохранности данных.

Кроме того, основные пункты таможенного оформления по-прежнему сосредоточены на территории морских портов.

Инфраструктура для стоянки транспорта, ожидающего документации, также ещё на стадии строительства.

Smart Freight Service, автоматизированная система самодекларации, позволяющая перевозчикам предоставлять всю информацию о грузах, покидающих территорию Великобритании, в настоящее время находится на этапе тестирования и должна быть введена в действие в первом полугодии 2021 года.

Её использование будет обязательным для любого транспорта.

Система мониторинга перемещения грузовых транспортных средств должна позволить отслеживать транзит на британской стороне в I квартале 2021 года, а затем товары – с 1 июля 2021 года.

Все вышесказанное говорит о том, что брексит оказывает значительное влияние на таможенные, налоговые, финансовые и логистические процессы для многих промышленных производителей.

Поэтому Группа GEFCO создала специальную команду, которая консультирует и оказывает необходимую помощь всем своим клиентам при разрешении различных ситуаций, связанных с брекситом, обеспечивая безопасность цепи поставок и оптимизацию расходов клиента.