24 сентября 2021 03:02

Выпуск №1 от 21.03.2021

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Идём на восток

На Западно-Сибирской магистрали доля погрузки контейнеров составляет существенный объём от всей погрузки дороги

На Западно-Сибирской железной дороге в течение последних лет сохраняется уверенный рост перевозок контейнеров, с 2015 года этот показатель возрос в 1,7 раза. В 2020 году мы обеспечили погрузку 305 тыс. ДФЭ (+17% к 2019-му) и в текущем году планируем сохранить аналогичный темп роста. Данный прогноз перевозок подтверждается наличием соответствующей грузовой базы и инфраструктуры, способной перерабатывать данные объёмы.
Большая часть погрузки контейнеров, свыше 65%, приходится на долю экспортных перевозок, в основном в направлении припортовых станций. При этом 56,5% экспорта – погрузка в Китай, 11% – в Японию, в Финляндию – 8%, далее идут Нидерланды, Корея, Турция и т.д.

Структура перевозок представлена широкой номенклатурой грузов, более 30% погрузки – химикаты, около 20% – лесные грузы, 16% – чёрные металлы, 9% – строительные грузы, 8% – продовольствие.

При этом отдельно необходимо отметить, что по ряду номенклатур доля погрузки контейнеров составляет существенный объём от всей погрузки дороги. Это третья часть всех химикатов и лесных грузов, 40% продовольственных грузов. Однако есть и другие номенклатуры, которые не демонстрируют подобной динамики и представляют для нас интерес с точки зрения переключения их на контейнеры.

Наиболее востребованным направлением для перевозки контейнеров является восточное, что в сочетании с высокой загрузкой инфраструктуры создало все предпосылки для формирования контейнерных поездов.

Объём отправки контейнеров в специализированных поездах за последние пять лет значительно вырос, если в 2015 году в составе контейнерных поездов на восток было отправлено 41,2 тыс. ДФЭ, то по итогам 2020 года – 151,2 тыс. ДФЭ (рост в 3,7 раза).

Вместе с тем нельзя не отметить начавшуюся в 2018 году положительную динамику отправки контейнерных поездов в Среднюю Азию, а в прошлом и текущем годах – в местном сообщении (подсыл порожних контейнеров на Карбышево-1 и Копылово, отправка гружёных из Кузбасса в Омский регион).

Стоит отметить, что в Омском регионе активно развиваются сервисы для грузоотправителей по доставке грузов. В ноябре 2020 года было сформировано 16 грузовых поездов – 8 грузовых экспрессов и 8 контейнерных поездов – в адрес припортовых станций Тихоокеанского и Черноморского побережья. Продолжается работа по расширению географии скоростных сервисов с гибкими условиями взаимодействия для грузоотправителей.

Для поддержания высоких темпов развития контейнерных перевозок на постоянной основе прилагается максимум усилий. В первую очередь это развитие терминальной сети на дороге. В настоящее время суммарная перерабатывающая способность всех терминалов составляет порядка 1,1 млн ДФЭ в год и постоянно увеличивается.

Так, в регионе дороги запланированы и реализуются следующие крупные проекты:
– строительство контейнерного терминала по станции Чик (организатор проекта ООО «ЗСТК») и ввод в эксплуатацию в 2021 году в рамках федерального проекта «Транспортно-логистические центры». Складские мощности до 2,4 тыс. ДФЭ, переработка до 60,0 тыс. ДФЭ в год;
– строительство контейнерного терминала по станции Иня-Восточная ПЛП «Восточный». Складские мощности – до 6,5 тыс. ДФЭ, переработка – до 40,5 тыс. ДФЭ в год;
– развитие контейнерного терминала для переработки зерновых и сборных грузов на территории элеватора ООО «Омское продовольствие» по станции Карбышево-1. Перерабатывающая способность – до 13,0 тыс. ДФЭ в год;
– создание терминала ПЛП «Мошковский» со специализацией производства в сфере деревообработки, зерновых культур. Переработка – до 2,5 тыс. ДФЭ в год;
– развитие контейнерного терминала по станции Сеятель ООО «Сервис-Эклон». Перерабатывающая способность – до 36,5 тыс. ДФЭ в год.

Для проведения грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами открыты 29 станций (из них 22 – для организации работы на подъездных путях и 12 – на местах общего пользования ОАО «РЖД», где работа организована силами ДМ и ПАО «ТрансКонтейнер»).

В 2020 году открыты три станции (Комбинатская, Алейская, Новокузнецк-Северный) для выполнения грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами.

Сегодня всё чаще предлагается клиентам для упрощения условий перевозок использование различных видов транспортных упаковок (флекситанки, лайнер-бэги) для наливных и насыпных грузов в крупнотоннажных контейнерах, позволяющих использовать преимущества контейнера в качестве интермодального транспортного средства (погрузка в ДФЭ зерновых грузов увеличилась в семь раз за последние пять лет, продовольственных товаров (масла растительные) – в четыре раза).

В рамках сервиса «Агроэкспресс» в 2020 году компания «РЖД Логистика» впервые отправила из Новосибирска в Китай полносоставный поезд с флекситанками, груз – рапсовое масло.

Использование специализированных типов контейнеров становится востребованным у грузовладельцев химических жидких грузов и сжиженных газов (погрузка грузов в ДФЭ увеличилась в два раза за последние пять лет).

В силу интермодальности задача развития контейнерных перевозок не может находиться только в фокусе отдельно взятого вида транспорта. Тем более она не должна рассматриваться в качестве источника межвидовой конкуренции. Ведь, привлекая к перевозке контейнерный груз, мы создаём прирост объёмов перевозок и на автомобильном, и на морском виде транспорта. А по ряду категорий грузов ещё и на авиационном.