24 сентября 2021 03:54

Выпуск №1 от 21.03.2021

фото: Сергей Бобылёв / ТАСС

Open top для угля

Новый способ перевозки твёрдого топлива

В 2020 году на Забайкальской железной дороге был дан старт новой тенденции в сфере контейнерных перевозок: погрузка угля в контейнеры открытого типа open top. С октября по декабрь было перевезено 1890 ДФЭ, в январе – 1026 ДФЭ, и тенденция к росту сохраняется.
Предоставление нового сервиса стало возможным благодаря оперативному и плодотворному взаимодействию Забайкальского ТЦФТО и Забайкальской дирекции по управлению терминально-складским комплексом. Оператором проекта по перевозке угля в open top контейнерах является АО «ФГК», в перевозке используются платформы компании.


Уголь в контейнерах – как такое возможно?

Конструкционно они представляют собой обычные контейнеры без крыши и с возможностью укрытия тентом. Данный тип контейнеров не является чем-то совсем уж необычным. Первые нормативные документы, регламентирующие их курсирование на сети ОАО «РЖД», были изданы ещё в 2012 году, и в России был опыт перевозки в них грузов с использованием биг-бэгов. Однако перевозка угля – одного из самых низкодоходных грузов да ещё и навалом, без упаковки – была организована впервые. Сделано это было не ради эксперимента, а с чисто прагматической целью: снижение себестоимости.

Забайкальский ТЦФТО и грузоотправитель приняли меры, чтобы сократить издержки. Во-первых, было исключено использование реквизита крепления, в частности торцевого щита, ограждающего дверь контейнера. Для того чтобы доказать, что дверь контейнера выдержит, были произведены расчёты, разработаны местные технические условия, проведены соударения и поездные испытания. Безопасность такой перевозки удалось доказать. Во-вторых, решили отказаться от тентов. Это сэкономило время на погрузке и выгрузке, а также частично сократить расходы на сам тент. Здесь имеет смысл сказать о двух способах выгрузки:
– с помощью вилочного погрузчика высокой грузоподъёмности, который переворачивает контейнер на 180° («вверх ногами»);
– через двери контейнера с помощью автомобиля-контейнеровоза, приподнимающего контейнер под углом по принципу самосвала.

В-третьих, благодаря предыдущему фактору грузоотправитель избавился от необходимости накладывать запорно-пломбировочные устройства. Четвёртым технологическим и экономическим решением стала организация контейнерных поездов. За счёт этого грузоотправитель получил понижающий коэффициент к тарифу, предусмотренный Прейскурантом 10-01, а перевозчик предоставил услугу движения маршрута по расписанию, сделав оборот поезда понятным и предсказуемым. В результате удалось ограничить рост тарифа (а он был неизбежен при изменении тарифного класса!) всего на 11% при расчёте на одну тонну груза. Надо отметить конструкционные особенности используемых контейнеров. Несмотря на то что их длина составляет 20 футов, благодаря высоте 2,9 метра удалось добиться вместимости 39,4 куб. м. При этом грузоподъёмность составляет 32 тонны, что позволяет перевезти на стандартной 14-метровой платформе с фитинговыми упорами до 61–62 тонн груза, что приближается к загрузке полувагона (69 тонн).

Именно такие контейнеры используют действующие грузоотправители: ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (станция Краснокаменск) и ООО «Корпорация «Мосстройтранс» (станция Приаргунск).


Тернистый путь оpеn tоp

В течение IV квартала 2020 года и I квартала 2021 года продолжалась работа по совершенствованию технологии работы с контейнерами open top. Для пограничных органов на станции Забайкальск их осмотр стал вызовом. Поскольку у контейнеров нет штатной лестницы для подъёма на высоту для проверки, пришлось использовать приставную лестницу, а позже – специальную передвижную вышку, которая была разработана инженерами ПАО «ППГХО». И если первые три состава досматривались от 4 до 5 часов, то уже во второй половине ноября время осмотра состава составляло 1,5 часа, а 22 января 2021 года поставлен рекорд – 58 минут на состав из 64 вагонов.

Другим технологическим вопросом стал осмотр фитинговых платформ. Дело в том, что для контейнеров open top была разработана нестандартная логистическая схема: поезд с гружёнными углем контейнерами передаётся из России в Китай, далее гружёные контейнеры снимаются с платформы, а на их место ставят порожние, после чего состав следует обратно в Россию. Это быстро и технологично, но остаётся открытым вопрос контроля целостности фитинговых упоров, т.к. действующая нормативная документация требует обязательного осмотра платформ в порожнем состоянии. На станциях отправления это не всегда возможно, потому что погрузка производится с помощью роторного или фронтального погрузчика, как и в полувагоны. То есть в технологической цепочке просто нет места съёму контейнеров на территории России.

В ноябре 2021 года между российскими и китайскими железными дорогами была достигнута договорённость о том, что вагонники ОАО «РЖД» будут производить осмотр вагонов прямо на станции Маньчжурия, однако уже в декабре Китай закрыл границу для въезда российских железнодорожников. Сейчас осмотр производится с подъёмом контейнеров на территории России по специально разработанной технологии, но это временное решение.


Пять шагов к масштабированию

На сегодняшний день приоритетными являются следующие шаги по увеличению перевозок навалочных грузов в контейнерах open top:
1. Разработка сетевых местных технических условий погрузки, доступных всем грузоотправителям;
2. Применение гибкой ценовой политики на расстояниях свыше 1000 км при гарантированном объёме погрузки;
3. Диалог с органами пограничного контроля в поиске решений по сокращению времени досмотра экспортных поездов с открытыми контейнерами;
4. Использование современных технических средств для осмотра фитинговых упоров без съёма контейнеров;
5. Создание парка собственных контейнеров типа open top в России. На данный момент используются китайские контейнеры, что, безусловно, ограничивает возможности отечественных экспортёров в поиске контейнеров и увеличивает их зависимость от зарубежных партнёров.

В совокупности эти действия позволят сделать перевозку в контейнерах open top массовой.