24 сентября 2021 02:58

Выпуск №1 от 21.03.2021

фото: 123RF/Legion-Media

Транcъевразийский коридор

Контейнерные перевозки в транзитном сообщении показали в 2020 году рекордную динамику

Modal shift

Стабильность железнодорожного сообщения и дополнительные ценовые преимущества привели к переходу грузоотправителей «с моря на рельсы». Особенно в трансъевразийском железнодорожном коридоре, который обеспечивается сервисами компании АО «ОТЛК ЕРА» по инфраструктуре железных дорог России, Казахстана и Белоруссии.

Алексей Гром, генеральный директор АО «ОТЛК ЕРА»
В апреле 2020 года впервые в сервисах АО «ОТЛК ЕРА» зафиксирован двукратный рост объёмов перевезённых грузов на маршруте Китай – Европа – Китай, который составил 41,2 тыс. ДФЭ. Уже в июле была преодолена отметка в 50 тыс. ДФЭ в месяц. А в декабре суммарный объём перевезённых грузов достиг 500 тыс. ДФЭ.

По данным АО «ОТЛК ЕРА», по итогам 2020 года объём перевозок по маршруту составил 546,9 тыс. ДФЭ. Прирост в сравнении с 2019 годом – 64 %. Из них 198,8 тыс. ДФЭ (+45 %) было отправлено в направлении Китая и 348,1 тыс. ДФЭ (+77 %) – в направлении Европейского союза.

Следствием впечатляющего роста объёмов перевозимых грузов стало расширение географии контейнерных маршрутов, число которых уже превышает 200.


Диверсификация грузовой базы

На фоне общего сокращения международного рынка грузоперевозок, в том числе железнодорожных, евразийское пространство стало исключением, продемонстрировав как количественный, так и качественный рост с точки зрения объёмов и номенклатуры перевозимых по железной дороге товаров.



Количество товарных категорий, перевозимых по маршруту в 2020 году, согласно классификатору ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – классификатор товаров, используемый при проведении таможенных операций декларантами и таможенными инспекторами), выросло до 93.

В прошлом году этот показатель составлял 79 товарных категорий. Это говорит о росте интереса к евразийским железнодорожным перевозкам со стороны грузоотправителей из различных отраслей экономики.

Новые группы перевозимых товаров представлены такими отраслями, как сельское хозяйство, сектор добычи природных ресурсов (какао, шёлк, маслосемена, растительные экстракты, цинк, овощи, свинец, животные и растительные продукты).

Несмотря на сравнительно небольшую долю, данные товары являются перспективными направлениями диверсификации грузов, в том числе благодаря использованию навигационных пломб.

Основными перевозимыми товарами по-прежнему остаются электрические устройства (85 135 ДФЭ), механическое оборудование (80 556 ДФЭ) и автотехника (57 796 ДФЭ), на которые совокупно приходится более 40 % общего объёма транзитных грузов.

Данная ситуация связана с объективными особенностями грузовой базы маршрута, представленной экономиками Центральной Европы и Западного Китая – одними из основных регионов для мирового машиностроения и автомобильной промышленности.

Тем не менее эта доля последовательно, пусть и умеренно, уменьшается вследствие диверсификации географии поставок и увеличения популярности маршрута у грузоотправителей.

Среди групп товаров, показавших наиболее впечатляющую динамику в 2020 году, можно выделить пластмассы (28 838 ДФЭ, +143,3 %), древесину (14 859 ДФЭ, +545,2 %), готовые текстильные изделия (12 825, +482,9 %), оптику (10 704, +176,9 %), каучук и резинотехнические изделия (7 509, +229,9 %). Также показателен рост в сегменте нетканых материалов (+320,9 %) и меди (+362,3 %).

В 2020 году продолжила уменьшаться доля порожних контейнеров. Если в 2016 году доля порожних контейнеров в обоих направлениях доходила до 31 %, то в 2020 году 93 % всех контейнеров на маршруте были загружены и лишь 7 % контейнеров шли порожними.

Всего в 2020 году по трансъевразийскому коридору проследовало рекордное количество поездов – 5649.


География перевозок

На сегодняшний день евразийский железнодорожный коридор объединяет 21 страну и 100 локаций. Среди европейских стран основной объём отправленных и ввезённых грузов в 2020 году приходится на Польшу (222 672 ДФЭ) и Германию (183 565 ДФЭ). Следующим важным направлением является Бельгия (35 854 ДФЭ) с приростом в 95,45 % в 2020 году.

В целях диверсификации и повышения эффективности задействуются всё новые маршруты и способы доставки грузов.

В 2020 году важным хабом мультимодальных перевозок стал Калининград (порт Балтийск). По итогам 2020 года объём транзитных контейнерных перевозок в мультимодальном сервисе АО «ОТЛК ЕРА» с перегрузом в порту Балтийск составил 14,6 тыс. ДФЭ, достигнут абсолютный рост к аналогичному периоду 2019 года (180 ДФЭ). Объём транзитных контейнерных перевозок в мультимодальном сервисе АО «ОТЛК ЕРА» с перегрузом в КМТП в 2020 году составил 14,5 тыс. ДФЭ, в 2019 году перевозки по данному направлению не осуществлялись.

Калининградская магистраль обладает значительным транзитным потенциалом и готова к четырёхкратному увеличению объёмов перевозок. Организация транзитных контейнерных перевозок в мультимодальном сообщении Китай – Европа – Китай через порты Калининградской области из провинций Китая в страны ЕС (Соединённое Королевство, Скандинавские страны, Бельгия и Нидерланды и т.д.) и в США, и в обратном направлении уже сегодня реализуется тестовыми отправками. Выход на регулярность таких сервисов станет новой точкой роста транзитного потенциала колеи 1520 мм.

Ключевыми маршрутами железнодорожного транзита из КНР в ЕС являются: Сиань – Малашевиче (64 460 ДФЭ, 19 % объёма транзита КНР – ЕС), Чунцин – Малашевиче (45 724 ДФЭ, 13 % объёмов транзита), Чэнду – Лодзь (25 836 ДФЭ, 7 %).

Совокупно на 10 основных маршрутов, представленных на направлении Китай – Европа, приходилось 69 % объёма трансъевразийского железнодорожного транзита.

В Китае основной объём отправленных и ввезённых грузов приходится на провинцию Шэньси со столицей в городе Сиань (172 798 ДФЭ). Далее следуют города Чэнду (108 918 ДФЭ) и Чунцин (100 278 ДФЭ). Также существенный прирост объёмов зафиксирован в провинции Чжэцзян – 70,16% (всего 16 730 ДФЭ).

Основу грузовой базы маршрута в КНР продолжают составлять регионы Центрального и Юго-Восточного Китая.

Как и в европейском направлении, на 10 основных маршрутов по направлению Европа – Китай приходится 69% объёмов грузов. Грузы отправляются преимущественно из Германии (Гамбург, Дуйсбург, Мангейм) или Польши (Лодзь, Малашевиче, Гливице) как точки консолидации грузов. Основными маршрутами являются: Гамбург – Сиань (23 572 ДФЭ, 16 % объёма грузов Китай – Европа), Гамбург – Чжэнчжоу (14 624 ДФЭ, 10 % объёма грузов), Лодзь – Чэнду (13 614 ДФЭ, 9 %).

География основных пунктов назначения представлена такими китайскими городами, как Сиань, Чжэнчжоу, Чэнду, Чунцин.

Количество поездов, направленных в обоих направлениях, отражает динамику торговли между странами и особенности ограничений, связанных с борьбой с COVID-19.

Достигнув минимального уровня в феврале 2020 года (65 поездов в Китай и 87 поездов в Европу), количество отправленных поездов резко увеличилось, достигнув пика в октябре: 606 поездов (236 – в Китай и 370 – в Европу). Динамика последних месяцев свидетельствует о сокращении разрыва между количеством поездов в западном и восточном направлениях.


Ключевые игроки Нового шёлкового пути объединяются для расшивки узких мест

Увеличение объёмов транспортируемых по железной дороге грузов на Новом шёлковом пути выявило необходимость принятия новых инфраструктурных решений и увеличения мощностей пограничных переходов. Железнодорожные компании, порты и поставщики услуг на Новом шёлковом пути стремятся к более тесному сотрудничеству для обеспечения бесперебойного транзита.

Так, представители ведущих китайских, российских и европейских логистических железнодорожных компаний по инициативе ОТЛК ЕРА в рамках One million club обсудили в конце января в ходе онлайн-конференции итоги 2020 года и инициативы государств и бизнес-сообществ по развитию сотрудничества для наращивания объёмов контейнерных перевозок на маршруте Китай – Европа – Китай. Пандемия способствовала росту объёмов железнодорожных перевозок местами более чем на 60%.

Эта тенденция чётко продемонстрировала, что сегодня для достижения общей цели необходимо объединить усилия и обратить внимание не столько на скорость движения поездов, сколько на соблюдение графика их движения, расширение узких пограничных переходов и их диверсификацию.

Приоритетом для участников рынка должно быть сотрудничество, мотивирование друг друга на новые рекорды, выявление узких мест и совместная работа по их расшивке.

В ходе дискуссии некоторые референты обратили внимание на уже запущенные процессы модернизации и инноваций. Они, в частности, упомянули о работе с целью сделать поезда более энергосберегающими при одновременном увеличении скорости их движения. Отмечалось также, что всё более эффективными становятся процедуры оформления грузов на пограничных КПП между Европой и Китаем, а также их перегрузки из-за различий в ширине колеи – 1520 мм в Казахстане, России и Белоруссии и 1435 мм в Европе.

На 2021 год запланировано активное внедрение цифровых решений и экологически чистых технологий. Сюда относятся безбумажное оформление транспортных документов и отслеживание грузов с помощью цифровых систем.