24 сентября 2021 03:49

Выпуск №1 от 21.03.2021

фото: Донат Сорокин / ТАСС

Таможня даёт добро

Как обеспечить гарантированную скорость транзитных контейнерных поездов

Важную роль в упрощении таможенных процедур в железнодорожных пунктах пропуска и сокращении времени досмотра играют достоверность и полнота сведений, указываемых в транспортных и товаросопроводительных документах.
Чтобы обеспечить гарантированную скорость транзита грузов, перевозимых контейнерными поездами, необходимо разрешить несколько проблемных вопросов. Речь идёт о рисках задержек поезда на время, превышающее значения, установленные технологическими процессами работы железнодорожных станций и графиками движения составов.
«К узким местам относятся операции таможенного контроля в железнодорожных пунктах пропуска (ЖДПП) через таможенную границу, различия в ширине колеи (1520 мм на постсоветском пространстве против 1435 мм в Китае и Европе), различия в составности контейнерных поездов (Россия – 71 вагон, Китай – 40 вагонов, Белоруссия – 57–61 вагон (не более 910 м), Польша – 43 вагона (не более 600 м)», – говорит заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания – начальник Управления по таможенной деятельности Андрей Семёнов.

Инвестиционная политика ОАО «РЖД» наряду с инфраструктурными проектами внутри страны предусматривает планомерную работу по обустройству и техническому оснащению ЖДПП. Учитывая реальные возможности по обустройству, модернизации и переоснащению железнодорожных пунктов пропуска, компания во взаимодействии с ФТС России и её региональными таможенными управлениями осуществляет мероприятия, направленные на сокращение операций таможенного контроля в пунктах пропуска. В частности, реализуется эксперимент по переносу таможенного досмотра на станции назначения для импортных грузов и в пути следования для грузов, следующих транзитом через территорию Российской Федерации.

Постулируемое главное преимущество железнодорожного сухопутного транзита над морским транспортом – скорость доставки – нивелируется непрогнозируемыми временными задержками контейнеров в ЖДПП для таможенного досмотра. Выбор формы таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, при совершении таможенных операций, связанных с оформлением прибытия товаров или таможенным декларированием, осуществляется по факту срабатывания в автоматизированном режиме системы управления рисками (СУР) по результатам обработки сведений, содержащихся в транспортных и товаросопроводительных документах на перемещаемый через таможенную границу груз.

Установление таможенных упрощений, аналогичных контейнерным автоперевозкам, базирующихся на институте уполномоченного экономического оператора, категорирования лиц по уровням риска (низкий, средний или высокий) неэффективно в отношении контейнерных поездов.

При идентификации риска в отношении товаров, перевозимых автотранспортом, то есть когда требуется непосредственное вмешательство таможенного органа в перевозку, возможна организация разделения в автомобильном пункте пропуска общего грузопотока по уровню риска для минимизации воздействия на его пропускную способность.

В ЖДПП идентификация риска означает либо задержку контейнерного поезда – в случае осуществления мер, не требующих проведения грузовых работ, либо отцепку вагона для таможенного досмотра или иных операций, требующих существенных временных затрат. Организация полносоставных контейнерных поездов с низким уровнем риска, безусловно, возможна, но только в отношении грузов, следующих в рамках одного внешнеторгового контракта, что является исключением, а не общим порядком.

Важная роль в упрощении таможенных процедур в железнодорожных пунктах пропуска, сокращении времени таможенных досмотров и связанных с этим отцепок и простоев контейнеров из составов отводится экспедиторам, грузоотправителям и грузополучателям грузов в части обеспечения достоверности и полноты сведений, указываемых в транспортных и товаросопроводительных документах.

К сожалению, работа в этой части оставляет желать лучшего.

Эффективность системы управления рисками, применяемой в настоящее время таможенным органом в железнодорожном пункте пропуска Наушки, подтверждается обнаружением нарушений таможенных правил в каждом третьем контейнере, в отношении которого приняты меры по идентификации товаров, пересчёту количества мест, определению веса и/или объёма.
«Порядок функционирования СУР предусматривает ведение постоянной работы по выявлению рисков, актуализации и отмене профилей рисков. Минимизация фактов нарушений таможенных правил, выявляемых таможенными органами при проведении таможенного контроля товаров, перемещающихся в контейнерах, является основой для пересмотра профилей СУР и применения «щадящих» мер обеспечения таможенного контроля, характеризуемых минимальными временными издержками. В связи с этим активизация и повышение качества работы по обеспечению достоверности и полноты сведений, указываемых в транспортных и товаросопроводительных документах, являются весомым вкладом в решение проблемы обеспечения гарантированной скорости транзита грузов, перевозимых контейнерными поездами», – отметил Андрей Семёнов.