24 сентября 2021 02:44

Выпуск №1 от 21.03.2021

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД

Эффективный сервис

Созданы все условия для дальнейшего роста контейнерных грузовых перевозок

Несмотря на непростую экономическую ситуацию на мировых товарных рынках, благодаря слаженной и продуктивной работе всех участников перевозочного процесса по итогам 2020 года ОАО «РЖД» впервые перевезено 5,8 млн ДФЭ, что на 15,9% больше, чем годом ранее. Объём транзитных перевозок вырос на 34,4% и составил 830,9 тыс. ДФЭ с учётом перевозок по новым логистическим схемам.
Андрей Дреничев, заместитель начальника ЦФТО (по транспортному обслуживанию)
Объём импортных перевозок вырос на 15,6% (перевезено порядка 1225,5 тыс. ДФЭ). Объём экспортных перевозок вырос на 13,5% (перевезено порядка 1453 тыс. ДФЭ). Объём внутренних перевозок вырос на 11,6% (перевезено порядка 2320,4 тыс. ДФЭ). При этом объём перевозок гружёных контейнеров увеличился на 17,8%, или на 600 тыс. ДФЭ (перевезено 3,98 млн ДФЭ); доля перевозок гружёных контейнеров в общем объёме перевозок выросла до 68,6% (+1 п.п. к 2019 году).

Следует отметить, что основной прирост контейнерных перевозок происходит именно за счёт сегмента перевозок в составе контейнерных поездов, количество направлений следования которых в 2020 году превысило 1200 с учётом маршрутов международных контейнерных поездов.

Данный метод организации перевозок контейнеров одинаково выгоден как перевозчикам, так и бизнесу, поскольку позволяет создать оптимальный, конкурентоспособный транспортный продукт, ускорив при этом оборот контейнеров и вагонов для их перевозки.

Всего по сети по итогам года впервые проследовало более 31,5 тыс. контейнерных поездов (с учётом транзитных).

За 12 месяцев 2020 года в составе контейнерных поездов перевезено 3980 тыс. ДФЭ, доля маршрутизации составила 64,2%, что на 4,0% выше уровня прошлого года.

Доля маршрутизации гружёных контейнеров составляет 74,2% (перевезено 2953,5 тыс. ДФЭ), рост к уровню прошлого года +5,4%.

По итогам 2020 года средняя скорость доставки контейнерного поезда на сети дорог составила 744 км/сут. с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 76 км/сут.

Как следствие, время оборота фитинговой платформы на сети уменьшилось на 0,4 сут. и составило 11,3 сут.

Доказал свою эффективность и получил поддержку у экспедиторского сообщества транспортный продукт по организации следования контейнерных поездов с согласованным временем отправления и прибытия (услуга «по расписанию»).

В 2020 году в рамках договоров на оказание услуги перевозки с согласованным временем отправления и прибытия проследовало более 25 тыс. контейнерных поездов (+30% к аналогичному периоду 2019 года).

Широкое применение при маршрутизации контейнерных перевозок получил продукт «Грузовой экспресс».

Эта услуга позволяет сократить время нахождения груза в пути следования за счёт проследования участка пути по специально разработанному расписанию.

Вагоны с грузами клиентов, имеющие незначительные объёмы грузов, формируются на опорной станции в технический маршрут и следуют до станции расформирования без переработок в пути следования.

Данная технология позволяет сегодня по скорости доставки грузов конкурировать с автомобильным транспортом.

В 2020 году вступили в силу Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров (приказ Минтранса России от 18 декабря 2019 года № 405).

Эти правила содержат условия, положительно влияющие на развитие контейнерных перевозок в стране, а именно:
– установлена возможность приёма к перевозке контейнеров, имеющих малые степени негабаритности, контейнерными отправками, что позволяет существенно снизить стоимость перевозки таких контейнеров;
–  исключено ограничение о максимальной массе одного места в контейнере;
–  регламентированы перевозки контейнеров в составе контейнерных поездов, в том числе закреплено положение о полной вместимости контейнерных поездов в 92% – выгодное для операторов контейнерных поездов;
–  установлена градация контейнеров в соответствии с требованиями международных стандартов.

Данные правила послужили основанием для переработки Порядка организации перевозки гружёных и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов.

Кроме того, исключено жёсткое требование о необходимости формирования контейнерных поездов в три подачи, что также стало прорывным решением со стороны ОАО «РЖД» и позволит в дальнейшем увеличить количество контейнерных поездов.

Необходимо отметить, что в 2020 году произошли серьёзные изменения в номенклатуре перевозимых грузов. Так, Забайкальской дорогой совместно с ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» в октябре проведена успешная опытная перевозка угля в контейнерах open top (подробнее – на стр. 40).

Начиная с 2020 года происходит значительное переключение перевозок металла из вагонов в контейнеры, что положительно влияет на скорость доставки конечному получателю, поскольку исключается необходимость перегрузки самого груза, а также позволяет формировать небольшие партии груза.

Важное место в организации эффективной логистики и контейнеризации железнодорожных перевозок занимает развитие терминалов, предназначенных для переработки контейнеров. Так, на ТЛЦ «Белый Раст» (совместное предприятие ОАО «РЖД» и ГК «Порт Ляонин») завершаются мероприятия по реализации первого пускового комплекса. В частности создан комплекс таможенной инфраструктуры. Формируется инфраструктура для работы с рефконтейнерами и депо порожних контейнеров с контейнерным сервисом.

В июне 2020 года отправлен первый импортный поезд, а в июле 2020 года на ТЛЦ прибыл первый регулярный контейнерный поезд из китайского города Шэньян (провинция Ляонин).

В настоящее время созданы все условия для реализации экспортного и транзитного потенциала РФ и дальнейшего роста контейнерных грузовых перевозок.