24 сентября 2021 03:20

Выпуск №1 от 21.03.2021

фото: Аркадий Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Положительная динамика

Конъюнктура рынка в 2021 году и новые проекты в юбилейный год Центра фирменного транспортного обслуживания

Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания
В 2020 году деятельность ОАО «РЖД» осуществлялась в условиях воздействия факторов, связанных с ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции. Однако в 2021 году мы ожидаем постепенного восстановления спроса на грузовые перевозки, что подтверждается актуальными планами крупных промышленных холдингов и компаний-грузоотправителей, а также потребностями субъектов Российской Федерации в обеспечении вывоза своей продукции на ключевые рынки сбыта.

В 2021 году погрузка грузов по сети ОАО «РЖД» прогнозируется на уровне 1,26 млрд тонн, что соответствует росту на 1,6% (+20,2 млн тонн) к уровню 2020 года. На внутренний рынок погрузка ожидается в размере 782,8 млн тонн (+14,6 млн тонн, или +1,9%), в экспортном сообщении – 481 млн тонн (+5,7 млн тонн, или +1,2%).

Положительная динамика ожидается в большинстве сегментов перевозок.

В частности, в добывающем секторе основной прирост погрузки будет обеспечен за счёт увеличения перевозок каменного угля (+2,2%, или +7,9 млн тонн), что будет обусловлено увеличением спроса на уголь как на внутреннем, так и на внешнем рынке в условиях увеличения энергопотребления после снятия карантинных ограничений, а также на фоне прогнозируемого роста цен на природный газ.

В обрабатывающем секторе экономики ожидается прирост перевозок чёрных металлов (+2%, или +1,3 млн тонн) на фоне низкой грузовой базы 2020 года, обусловленной снижением торговой активности как на внутреннем, так и на мировом рынке чёрных металлов.


Росту погрузки нефтеналивных грузов (+2,2%, или +4,5 млн тонн) в 2021 году будет способствовать прогнозируемое улучшение конъюнктуры мирового рынка нефти и нефтепродуктов (в условиях действия заключённого в апреле 2020 года соглашения ОПЕК+ о рекордном сокращении добычи нефти, а также ожидаемого ОПЕК и МЭА восстановления спроса на нефть и нефтепродукты после постепенного снятия международных ограничений на внутренние передвижения и сообщение между странами).

Кроме того, в 2021 году ожидается увеличение объёмов перевозок:
• минерально-строительных грузов (+1,4%, или +2,8 млн тонн) в условиях увеличения поставок щебёночной продукции в адрес предприятий дорожно-строительного сектора;
• химических и минеральных удобрений (+3,7%, или +2,3 млн тонн) на фоне реализации инвестиционных проектов по модернизации и расширению производства удобрений в стране;
• лесных грузов (+0,8%, или +0,3 млн тонн) в условиях увеличения спроса на круглый лес на фоне наращивания производственных мощностей по переработке древесины внутри страны.

Необходимо отметить, что указанные параметры коррелируют с актуальным прогнозом Минэкономразвития России (от сентября 2020 года), учитывающим нивелирование негативных последствий пандемии коронавируса в большинстве секторов экономики, а также начало фазы восстановительного роста.

Согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития России, в 2021 году промышленное производство вырастет на +2,6%, объём добычи полезных ископаемых – на +1,7%, обрабатывающие производства – на +3,1%, сельское хозяйство – на +2,1%.

Кроме того, согласно последнему прогнозу МВФ (от января 2021 года), в условиях восстановления экономики после пандемии COVID-19 в 2021 году рост мирового ВВП составит +5,5%, в том числе ВВП России – +3,0% (+3,3% согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития России от сентября 2020 года).

Для достижения указанных параметров и скорейшего восстановления от последствий пандемии в этом юбилейном для ЦФТО году мы поставили себе 25 главных задач, выполнение которых позволит улучшить транспортно-логистический сервис ОАО «РЖД».

В своём подходе мы отталкивались от карты потребностей клиента, подкреплённой исследованиями ВЦИОМа по удовлетворённости услугами РЖД, и сконцентрировались на основных блоках.

Эти блоки включают в себя развитие цифровизации, повышение качества услуг и освоение всех объёмов грузов, простоту доступа к нашим услугам и в то же время комплексность, снижение финансовой нагрузки на перевозки.

В блок цифровизации мы поместили ряд проектов, в том числе развитие личного кабинета клиента, создание единого цифрового каталога услуг, тиражирование на расширенные локации технологии смарт-контракта.

Более подробно хочу остановиться на одном из наших цифровых каналов продаж – Электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП), так как развитие данного сервиса также не стоит на месте.

В этом году перед нами стоит задача интегрировать на площадку ЭТП ГП Модуль мультифункционального расчёта логистических цепей (далее – модуль МультиЛОГ).

Этот программный комплекс является по сути конструктором логистических продуктов, который даст возможность получения услуги по перевозке грузов в цифровом формате «от двери до двери». При этом зашитая в модуль опция проведения тендеров позволит сделать это максимально выгодно и быстро. Так, если сейчас согласование комплексного интермодального решения занимает в среднем от 5 до 14 суток, то с запуском функционала МультиЛОГа согласование со всеми участниками транспортно-логистического процесса займёт всего несколько часов и будет организовано на единой цифровой площадке. Мы ожидаем, что в перспективе 2022–2023 годов количество перевозок грузов с применением комплексных решений МультиЛОГа (с участием автотранспорта и прочих поставщиков услуг) превысит 100 тыс. отправок, а подключение к модулю осуществят более 800 поставщиков услуг.

В состав системы подбора компонентов мультимодальной цепочки перевозки груза, а также расчёта их стоимости входит набор взаимосвязанных функциональных модулей.

Каждый модуль соответствует конкретной категории транспорта/контрагента, задействованной в составе маршрута перевозки.

Помимо стандартного набора функциональных модулей по расчёту железнодорожного тарифа, обеспечивающих поддержку основных процессов расчёта стоимости в системе, клиент может самостоятельно добавлять дополнительные модули, позволяющие оптимизировать индивидуальные запросы конкретного заказчика.

Ещё одним интересным, на наш взгляд, проектом является запуск системы «Автосогласование-Порт». Его реализация позволит автоматизировать процессы согласования заявок ГУ-12 при организации экспортных перевозок через российские порты.

Мы планируем зашить в «цифру» технические возможности портов и настроить систему так, чтобы партнёры и клиенты не теряли время на ожидание согласования порта.

По блоку качества обслуживания (сроки доставки, вывоз грузов) считаем принципиально важным обратить внимание на вывоз всех объёмов грузов наших клиентов и на сроки доставки.

Совместно с ГЦУ и ЦКИ сейчас в разработке система мониторинга бесперебойного обеспечения предприятий.

На основе автоматизированного взаимодействия наших с вами информационных систем будет возможность в режиме реального времени отслеживать запасы необходимой для производства продукции и не допустить перебоев и срывов производства.

А для возможности отслеживания перемещения вагонов для бесперебойного обеспечения мы уже в ближайшее время запустим в промышленную эксплуатацию сервис «РЖД Трекинг». В режиме on-line можно наблюдать за перемещением своих грузов по всей России, по крайней мере там, где есть наши рельсы. Всё это, безусловно, должно быть увязано с технологией нашей работы с клиентами и перекликаться с экономикой любой перевозки.

Кстати, как раз этот симбиоз мы отразили в своём подходе возможного сокращения транспортных издержек за счёт так называемых технологических скидок. Этот проект мы будем запускать совместно с нашим производственным блоком и планируем предоставить сокращённые сроки доставки на свободных, нелимитирующих направлениях по отдельным договорам с установлением ответственности.

Приведу пример: мы понимаем, что собственники и операторы закладывают в ставку за вагон, как правило, нормативный срок доставки, и на сравнительно незагруженном участке мы сможем гарантировать сокращение этого срока с 11 до 7 суток. Это позволит клиенту сэкономить до половины стоимости ставки за вагон за счёт сокращения оборота.

Говоря о сокращении времени доставки грузов, мы не забываем про адаптацию инфраструктуры общего пользования под потребности бизнеса. Поэтому в компании сформирована программа развития коммерческой инфраструктуры, и, несмотря на все макроэкономические изменения, она будет реализовываться. В программу включены 124 проекта по всей сети железных дорог. Проекты включают в себя и удлинение станционных путей, и модернизацию грузовых терминалов и строительство новых аппарелей, и восстановление отдельных элементов инфраструктуры. И этим подходом мы решаем, прежде всего, задачу создания условий для работы малого и среднего бизнеса.

Отдельным блоком отмечу комплексность услуг. Наряду с запланированным реинжинирингом наших текущих услуг (это движение по утверждённым ниткам графика и грузовым экспрессом) задачей ЦФТО совместно с ДЗО холдинга является разработка новых сервисов как по развитию контейнерных и комбинированных перевозок, так и по перевозке новых номенклатур грузов. Именно поэтому мы будем запускать регулярный сервис контрейлерных перевозок на маршруте Москва – Новосибирск, развивать мультимодальные сервисы Китай – Европа – Китай при перевозках через порты Калининградской области и перевозить новые для нас номенклатуры, такие как почтовые отправления, санкционные продукты и литиево-ионные батареи.

Мы не находимся в стороне и от сервисов электронной торговли. Сегодня мы разрабатываем решения, которые позволят организовать логистику как для существующих площадок и сервисов (например, перевозки грузов МСП для российского маркетплейса «Эпиньдо» в Китае), так и видим перспективу в создании собственного маркетплейса.

Функционал такой платформы, мы назвали её «РЖД Маркет», позволит объединить конъюнктуру покупателей и продавцов на любых рынках. Так, если сейчас можно заказать исключительно услугу перевозки, в недалёком будущем будет возможно напрямую осуществить покупку товара с учётом всей внутренней логистики.

Несомненно, реализация всех этих мероприятий повысит спрос к услугам нашей компании и упростит доступ клиентов к инфраструктуре ОАО «РЖД».

Ещё одно направление работы – это блок «Тарифы и программа лояльности». Новые сервисы и новые проекты предусматривают и концептуально другой подход к стоимостной нагрузке на перевозку. Поэтому в рамках совершенствования тарифной системы мы совместно с Департаментом методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок подошли к формированию концепции новой тарифной системы. Для этого мы запланировали поэтапную работу. Начиная с разработки модели прогнозирования грузопотоков на долгосрочную перспективу и двигаясь через формирование гибкой модели дифференцированных тарифов, мы должны прийти к созданию прототипа цифровой платёжной системы.

Также считаем важным подготовить тарифные условия для перевозки малотоннажных контейнеров и грузов на палетах.

Это позволит повысить доступность железнодорожного транспорта для перевозок мелких партий грузов.

Кроме этого, мы не забываем и считаем важной для себя задачей подготовить концепцию тарифных решений на 2022 год для:
– тарификации перевозок грузов сборными и повагонными отправками;
– порожних вагонов из-под легковых автомобилей;
– для шестиосных вагонов.

Ещё одной новацией можно назвать разработку Программы лояльности «РЖД Карго-Бонус».

Ключевым принципом Программы станет возможность накапливать на собственном счёте клиента в личном кабинете бонусные баллы с дальнейшим их применением для частичной оплаты услуг поставщиков Программы.

Программу лояльности предполагается распространить на внутрироссийские перевозки высокодоходных номенклатур грузов 2-го и 3-го тарифных классов в вагонах посредством накопления бонусных баллов на дополнительный объём перевозок/услуг.

В заключение хочу отметить, что мы развиваемся вместе с нашими партнёрами и 25-летний юбилей – это повод рассказать о наших новых целях и обязательствах.



Владимир Токарев,
заместитель министра транспорта Российской Федерации:

Уважаемые коллеги!
От лица Министерства транспорта Российской Федерации и от себя лично поздравляю с 25-летием Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД».
Сегодня ЦФТО – один из передовых производственных блоков ОАО «РЖД», так как обеспечивает взаимодействие компании с клиентами, организует грузопотоки во внутреннем и международном грузовом железнодорожном сообщении и решает финансово-экономические задачи.
Благодаря неравнодушному отношению сотрудников ЦФТО к работе существенно изменился подход к пользователям услуг железнодорожного транспорта. Сегодня можно с гордостью сказать, что «Российские железные дороги» – пример клиентоориентированной компании.
С уверенностью можно сказать, что созданная система фирменного транспортного обслуживания предоставляет полный комплекс услуг, оказываемых при организации грузовых перевозок.
За прошедшие 25 лет компания прошла длинный технологический путь. Те цифровые решения, которые вы сегодня интегрируете, обеспечивают оперативную и бесперебойную работу. Цифровой подход к оказанию услуг позволил повысить качество работы ОАО «РЖД» по обслуживанию клиентов до уровня международных стандартов.
Всем работникам ЦФТО желаю успехов, благополучия и достижения новых высот в работе!


Алексей Майоров,
председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

Уважаемый Алексей Николаевич!
Уважаемые коллеги!
ОАО «РЖД» традиционно является активным участником мероприятий, проводимых Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Благодаря нашему постоянному диалогу, а также совместному обсуждению возникающих вопросов с широким кругом участников транспортного сообщества удаётся достичь максимального баланса интересов и эффективности принятых решений даже в самых непростых ситуациях.
И этому есть множество примеров.
Особо хочу отметить деловой и высокопрофессиональный стиль работы Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» и ориентированный на результат подход к рассмотрению вопросов.
Мы знаем, что в 2021 году это подразделение ОАО «РЖД» отмечает 25-летие.
Поздравляю вас с этой знаменательной датой и выражаю искреннюю признательность за проводимую работу!


Виталий Ефимов,
первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту и строительству:

Уважаемый Алексей Николаевич!
Уважаемые коллеги!
В последние несколько лет железнодорожная отрасль претерпела качественную трансформацию. Особенно это касается сегмента перевозок грузов.
Железная дорога перестала быть регулятором, она стала партнёром – равноправным контрагентом тысяч предприятий, осуществляющих добычу, производство и переработку самых различных товаров, а также оказывающих сопутствующие услуги. Работа с таким большим числом пользователей требует больших усилий и стратегических решений.
И эта работа организована ОАО «РЖД» на высшем уровне. Мы видим это не только по показателям деятельности компании, но и по высоким оценкам, поставленным ОАО «РЖД» грузовладельцами и промышленными предприятиями по итогам независимых опросов.
При этом отдельно хочу отметить работу Центра фирменного транспортного обслуживания как филиала ОАО «РЖД», концентрирующего взаимодействие с пользователями услуг железнодорожного транспорта. С удовлетворением отмечаю неизменную готовность представителей Центра фирменного транспортного обслуживания к диалогу по самым различным вопросам. Высокая компетентность и профессионализм работников филиала позволяют найти эффективные и зачастую нестандартные подходы к решению поставленных задач, начиная от конкретных жизненных ситуаций и заканчивая актуализацией транспортного законодательства.
В преддверии 25-летия Центра фирменного транспортного обслуживания выражаю глубокую признательность за ваш труд и уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве!