24 сентября 2021 03:39

Выпуск №12 от 10.12.2020

Границы становятся шире

Железнодорожники развивают международное сотрудничество

Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом участвует в реализации проектов, направленных на развитие международных перевозок. Это и логистика контейнерных перевозок, и договоры со смежниками, и модернизация площадей, и новые сервисы.
Контейнерный поезд из КНР




Первый контейнерный поезд с грузом из города Цзыбо провинции Шаньдун КНР прибыл в Ульяновск 14 июля 2020 года. Отправление контейнерного поезда – это результат сотрудничества структурных подразделений ОАО «РЖД» (Куйбышевская дирекция по управлению терминально-складским комплексом, Куйбышевский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) с ПАО «ТрансКонтейнер», реализованного в рамках проекта по созданию логистического маршрута доставки китайских товаров. Благодаря успешному взаимодействию впервые в Приволжском федеральном округе (ПФО) проложен прямой железнодорожный маршрут из Китая в Россию.

Состав длиной 805,5 м проделал путь из провинции Шаньдун до станции Ульяновск-3 в рекордные 14 суток.

После подачи вагонов на станцию Ульяновск-3 Куйбышевская дирекция по управлению терминально-складским комплексом оказала полный комплекс услуг по выгрузке крупнотоннажных контейнеров, размещению их в зоне таможенного хранения, сортировке продукции и отправке конечному потребителю собственным автотранспортом. Для этого работники РЖД подготовили и расширили зону таможенного контроля, применили гибкую систему скидок для всех клиентов.

В составе поезда – 53 контейнера с грузами 13 наименований (автокомплектующие, стройматериалы, нефтегазовое оборудование, спорттовары). Для ульяновских получателей останется 20% грузов, остальная часть отправится в Нижний Новгород, Башкирию, Чебоксары, Самарскую область, а также в регионы Северного Кавказа.

Основной объём грузов (50 контейнеров) – это результат подписанного в апреле 2019 года Меморандума о сотрудничестве между ПОЭЗ «Ульяновск» и ОЭЗ «Цзыбо» в рамках проекта «Один пояс – один путь». Главное направление совместной работы – создание канала двусторонней международной торговли – логистического маршрута доставки товаров из КНР в Россию, Европу и обратно.

В перспективе планируется организовать ежемесячно отправку четырёх контейнерных поездов по маршруту Цзыбо – Ульяновск – Цзыбо. Также в составе первого поезда прибыли три контейнера для клиентов ООО «Омега» и ООО «Союз».

Подготовительные работы специалистов портовой зоны велись более года. В ноябре 2019 года они организовали визит китайских специалистов из ОЭЗ «Цзыбо», «Китайских железных дорог» и таможни, совместно провели логистический аудит. По результатам была достигнута договорённость об отправке поезда. Поезд должен был уйти ещё в I квартале этого года, однако из-за эпидемиологической ситуации его отправку пришлось перенести.

Проект будет способствовать развитию международной торговли, а особый налоговый и таможенный режимы портовой экономической зоны станут большим преимуществом. Компании Ульяновской области и ПФО смогут экспортировать свои товары в Китай.

Благоприятное географическое положение Ульяновской области позволяет заявлять о формировании зоны свободной торговли с КНР. Сейчас в состав ПОЭЗ «Ульяновск» входят 32 резидента, в ближайшее время в него могут войти ещё шесть компаний.


Выдача сертификатов VGM

Услуга Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом по выдаче сертификатов VGM расширяет свои полигоны.

VGM (Verified Gross Mass) – это декларация о подтверждении массы брутто контейнера, или сертификат взвешивания. Этим документом сопровождается любой контейнер с грузом на выходе из любого порта мира. Для отправки морем экспортного контейнера грузоотправитель обязан представить в порту информацию о его массе, заверенную VGM. Эти данные позволяют точно распределить вес грузов на судне.

В августе 2020 года эту услугу начали оказывать на полигоне Дальневосточной дороги. Сертификаты VGM уже получила первая партия контейнеров, отправленная компанией «РЖД Логистика» в Таиланд и Южную Корею. Взвешивание и выдача сертификата VGM проводится на двух станциях Дальневосточной дороги – Хабаровск-2 и Первая Речка (Владивосток). Там места погрузки оснащены специализированными автомобильными весами.

В сентябре 2020 года аналогичная услуга была оказана НАО «СВЕЗА Новатор» силами Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом. Услуга предоставляется на производственном участке Великий Устюг. Для определения массы груза были закуплены и установлены палетные весы. Работники взвешивают пачки фанеры перед их погрузкой, суммируют их вес с весом контейнера и выдают грузоотправителю – НАО «СВЕЗА Новатор» – VGM-сертификаты на контейнеры, отправляемые в порт Санкт-Петербурга. В порту контейнеры практически сразу попадают в зону погрузки, тогда как раньше они могли сутками простаивать в ожидании взвешивания. За все услуги клиент теперь платит одному поставщику и в одном месте.

Если услугой заинтересуются другие клиенты, отправляющие свои грузы контейнерами через станции Новый Порт, Автово, Новороссийск, а также международные морские порты, Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом готова расширять географию предоставления сертификата VGM.


Из Кузбасса в Китай

Со станции Кемерово-Сортировочное Кузбасского региона Западно-Сибирской дороги 18 сентября 2020 года впервые отправлен контейнерный поезд. Партия пиломатериалов предназначена потребителям в Китае. Это первая отправка контейнерного поезда из столицы Кузбасса непосредственно с железнодорожной, а не с промышленной инфраструктуры.

Груз отправила транспортно-экспедиционная компания «Альянс-ТрансТорг». Поезд, в составе которого 31 платформа с 51 контейнером, проследовал из Кемерово через Достык – казахстанский погранпереход с Китаем – до станции Туаньцзецунь (КНР) по расписанию и без расформирования в пути следования. За счёт этого время доставки составило четверо суток против обычных шести-семи.

Ранее контейнерные поезда со станции Кемерово-Сортировочное не отправляли. Грузы из столицы Кузбасса везли автотранспортом на терминалы Западно-Сибирской дороги в Новосибирск и Барнаул, где формировали контейнерные поезда либо отправляли контейнеры из Кемерово в составе сборных поездов.

Благодаря реализации проекта дорога получает дополнительные объёмы перевозок, а грузоотправители теперь имеют возможность отправить груз через железнодорожный терминал, расположенный в непосредственной близости от производства, им не нужно везти продукцию автотранспортом за сотни километров на другие терминалы магистрали. Это экономия средств, снижение нагрузки на автодороги, уход от пробок, улучшение экологии. В перспективе грузоотправитель рассчитывает отправлять со станции Кемерово-Сортировочное два-три контейнерных поезда в месяц.

При этом номенклатуру груза планируется значительно расширить.


Договор с портом

В сентябре 2020 года Приволжская дирекция по управлению терминально-складским комплексом заключила договор с ООО «ПКФ «Центральный грузовой порт. Долгосрочный контракт с портом предусматривает организацию доставки и перевалки сортовой стали с железнодорожного транспорта на суда класса река – море. Эта операция предполагает не только выгрузку из вагонов, но и доставку грузов к месту погрузки на территории порта с дальнейшим размещением на борту судна.

Сейчас на станции Кутум создана мобильная площадка для разгрузки стали. Желание сотрудничать с портом высказал один из крупных производителей металла в Туркмении.

Благодаря заключению данного контракта клиент получил комплексную услугу. Работы организованы слаженно, поскольку сроки фрахта каждого судна ограниченны.


Масштабная модернизация

В сентябре 2020 года на грузовом дворе станции Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом приступили к реализации очередного этапа модернизации терминала. В Северной столице действуют три опорных грузовых терминала. Санкт-Петербург-Финляндский и Санкт-Петербург-Товарный-Московский, расположенные на разных берегах Невы, закрывают потребности районов города. Третий терминал, для объёмных и массовых грузов, находится в пригороде Северной столицы, на станции Шушары. Пропускная способность последнего – 3 млн тонн в год. Для сравнения: на терминале Санкт-Петербург-Финляндский обрабатывают в шесть раз меньше – всего 0,5 млн тонн, при этом у него выгодное географическое положение – он находится в центре города.

Именно поэтому терминал был выбран в качестве пилотного для реконструкции в 2020–2021 годах в соответствии с концепцией универсального городского терминала с невысокой пропускной способностью.

На грузовом дворе останутся три зоны переработки грузов: контейнерная, зона для тяжеловесных грузов и зона для тарно-штучных грузов. В концепции модернизации предусмотрено два основных направления, которым будет уделено особое внимание: обустройство инфраструктуры двора, подразумевающее качественное покрытие площадки, оснащённость надёжной техникой, системой навигации, а также внедрение внутренних технологий, например перемещения документов.

Акцент будет сделан на IT-технологиях. Планируется закупить планшеты для сотрудников, оптимизировать распределение грузопотоков, оформить информацию для клиентов в удобном виде.

Одно из таких решений на терминале уже внедрено: с 1 сентября заработала система быстрых платежей. Теперь клиенты – физические лица – могут оплачивать услуги прямо на терминале с помощью банковской карты или QR-кода.

Также в июне прошла первая опытная выгрузка полуприцепа с контрейлерной платформы – это ещё одно перспективное направление.

Сейчас на грузовом дворе в контейнерном парке выравнивают площадку, асфальтируют дорогу. При этом погрузочно-выгрузочные работы не прекращаются ни на минуту.


Грузовой лоукостер

Силами Калининградской дирекции по управлению терминально-складским комплексом подготавливается к реализации новый проект «Грузовой лоукостер».

Это новый сервис, который ориентирован на переключение перевозок грузов с автомобильного или морского видов транспорта на железнодорожный. Цель проекта – привлечение грузовладельцев – производителей Калининградского региона и таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, к более скорой перевозке за счёт сокращения сроков доставки грузов и оптимальной по цене за счёт предоставления льготных ставок на объём перевозки грузов.

В рамках данного проекта будет осуществляться отправка одним или двумя грузоотправителями сборных грузов разных грузовладельцев (производителей) в крытых вагонах, рефрижераторных контейнерах и контейнерах в направлении Москвы и Санкт-Петербурга с их обратной загрузкой.

Для реализации проекта Калининградской дирекцией по управлению терминально-складским комплексом проведена работа совместно с Октябрьской и Московской дирекциями по управлению терминально-складским комплексом по определению станций с расположением производственных участков в радиусе от 50 до 100 км от центра Москвы и Санкт-Петербурга, технические и технологические возможности которых позволяют осуществлять выгрузку/перегрузку грузов из крытых вагонов и выгрузку/перегрузку рефрижераторных контейнеров и контейнеров.

Кроме погрузочно-разгрузочных работ клиентам будут оказываться траспортно-экспедиционные услуги по доверенности грузоотправителя и грузополучателя в рамках проекта «ЦМ-Экспедитор», а именно: оформление железнодорожной накладной СМГС, раскредитование перевозочных документов, а также доставка и крепление/раскрепление груза.

В настоящее время Калининградским ТЦФТО разрабатывается единый договор с экспедитором, который будет включать в себя терминально-складские услуги по Калининградской, Московской и Октябрьской дорогам.

Калининградским ТЦФТО ведутся переговоры с администрациями железных дорог Литвы, Латвии и Белоруссии о предоставлении льготных тарифных условий на транзит по железным дорогам этих республик. Уже получены скидки от «Литовских железных дорог» и Белорусской железной дороги.