24 сентября 2021 04:04

Выпуск №12 от 10.12.2020

Новая реальность

Компания идёт навстречу клиентам в условиях глобальной неопределённости

О работе в период пандемии рассказывает генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев
– Дмитрий Иовчович, как в период пандемии изменилась номенклатура перевозимых грузов?
– В период пандемии помимо традиционного в этот период времени резко возрос спрос на перевозки социально значимых грузов, необходимых для борьбы с ней.
Особое внимание мы уделили решению задачи по перевозке медицинских изделий в регионы России для борьбы с коронавирусной инфекцией. В рамках совместной работы с ПАО «ТрансКонтейнер» и Минпромторгом России были разработаны маршруты доставки из китайских городов в регионы нашей страны.
Первый ускоренный контейнерный поезд с медицинской продукцией был отправлен 19 апреля из Шанхая через Забайкальск назначением на станцию Екатеринбург, где было осуществлено таможенное оформление груза. В его составе находилось 14 сорокафутовых контейнеров с 85 тоннами трёхслойных масок (20 млн штук). По итогам первого полугодия благодаря нашим сервисам медицинские учреждения Екатеринбурга, Москвы и Новосибирска получили более 200 млн масок, а также защитные костюмы, дозаторы для антисептиков и другое оборудование.
Полученные компетенции в экспресс-доставках социальных грузов в контейнерах из Китая в Европу позволили нам отладить технологию движения по Китайским железным дорогам, перегрузку консолидированных грузов с колеи 1435 на колею 1520 мм и организацию доставки по территории РФ. В июне текущего года «РЖД Логистика» совместно с французской SNCF Forwardis, китайской COSCO Group и ОТЛК ЕРА организовала доставку медицинских изделий из Наньчана (провинция Цзянси, Восточный Китай) в Париж. Поезд в составе 41 сорокафутового контейнера с грузом медицинских товаров (40 млн медицинских масок, перчатки, халаты и прочие средства индивидуальной защиты) проследовал по южному транзитному маршруту через Казахстан.

– Какие ключевые тенденции наблюдаются в развитии экспортного сообщения?
– На фоне снижения доли в экспорте угля до 40% (–4% к уровню первого полугодия 2019 года) на сети РЖД увеличился объём контейнерных перевозок, рост за полугодие составил 15%, а их доля в погрузке достигла 5%. Сегодня, после контейнерного транзита, это наиболее динамично развивающийся сегмент железнодорожных перевозок.
С учётом роста объёма товарооборота между Китаем и Россией одним из наиболее перспективных направлений мы видим экспорт продукции отечественного агропромышленного комплекса. В сотрудничестве с Российским экспортным центром мы предложили рынку сервис «Агроэкспресс», в рамках которого отправляем регулярные контейнерные поезда с продукцией российского агропромышленного комплекса в Китай, упрощая их выход на китайский рынок за счёт скорости доставки и субсидирования части затрат на перевозку. Во II квартале «РЖД Логистика» впервые отправила по железной дороге в Китай замороженное куриное мясо. Мы работаем над развитием сервиса, в том числе в части расширения количества погранпереходов, способных принимать данную продукцию с китайской стороны. Уверен, что в будущем мы будем отправлять на экспорт «холодные» поезда с российскими мясом и птицей.
Заметен возрастающий интерес к перевозкам по МТК Россия – Вьетнам со стороны отечественных производителей детского питания. Детское питание перевозится по железной дороге от станции Ворсино в Калужской области через Забайкальск и территорию Китая до Ханоя (станция Йен-Вьен), откуда продукты автотранспортом развозятся по магазинам столицы Вьетнама и в другие города страны.

– Давайте поговорим об основных трендах. В каком направлении будет развиваться рынок логистических услуг и какие в связи с этим планы у АО «РЖД Логистика»?
– Среди основных трендов развития рынка логистических услуг можно выделить следующие.
Наблюдается рост контейнеризации внутреннего рынка транспортно-логистических услуг, в первую очередь за счёт роста перевозок продукции и сырья между промышленными предприятиями. По нашим оценкам, по уровню контейнеризации мы пока отстаём от Германии, США и Китая в три-четыре раза. Рост общей доли контейнерных перевозок происходит также в результате увеличения объёмов транзитных и экспортных грузопотоков. Этому способствует открытие новых направлений, в том числе через Калининградскую область. Основной вопрос: сохранит ли Китай субсидирование транзитных железнодорожных перевозок после 2021 года? Поэтому «РЖД Логистика» разрабатывает различные технологические решения, которые позволят оптимизировать стоимость перевозки для привлечения новых клиентов.
В целом происходит общее изменение структуры погрузки. Растёт грузопоток химических и пищевых грузов, а в перевозках генеральных грузов, таких как уголь, в 2019 году наметился и сохраняется в 2020 году отрицательный тренд, связанный с общим снижением потребления на этом рынке как в России, так и за рубежом. Последнее обстоятельство привело к тому, что рынок предоставления полувагонов стал профицитным и трансформировался в рынок клиента. Вагоностроительная отрасль, занимавшаяся в первую очередь выпуском полувагонов, теперь сможет сконцентрироваться на выпуске специализированных видов подвижного состава и контейнерного оборудования. В частности, серьёзным препятствием на пути развития перевозок скоропортящихся грузов является дефицит рефрижераторных контейнеров. Необходима соответствующая господдержка при организации отечественного производства и последующего приобретения таких контейнеров операторами. А значительные объёмы списания цистерн в ближайшие годы дадут новый импульс к развитию перевозок в танк-контейнерах и флекси-танках. Мы планируем активно входить в данные сегменты, в сентябре осуществлены пилотные отправки растительного масла с использованием флекси-танков в Китай по новому сухопутному маршруту.
В первой половине года на транспортно-логистический рынок существенно повлияли эпидемиологическая ситуация и соответствующие карантинные меры. Тем не менее это привело к краткосрочным положительным эффектам для железнодорожного транспорта. Часть произведённых и накопленных в Китае грузов, традиционно транспортируемых морем, после снятия карантинных мер с целью ускорения доставки до потребителя в Европе была отправлена железнодорожным транспортом. Думаю, что часть клиентов, протестировав новый вид доставки, решат и в дальнейшем делать выбор в её пользу. Это должно положительно отразиться на годовых объёмах железнодорожного контейнерного транзита.
Параллельно с e-commerce в области личного потребления развиваются и онлайн-сервисы в области логистического обслуживания в сегменте В2В, которые сильно упрощают процедуры оформления, оплаты и отслеживания заказов, что особенно важно для перевозок сборных и мелких партий грузов. Компания планирует вывод на рынок онлайн-площадки «РЖД Маркет», позволяющей в режиме одного окна приобретать товар одновременно с предоставлением вагона и, собственно, доставкой железнодорожным транспортом.
Следуя тренду на увеличение объёмов грузоперевозок в сообщении с Китаем, мы реализовываем скоростную доставку сборных грузов в багажных вагонах в составе пассажирских поездов по маршруту Пекин – Москва/Москва – Пекин за шесть суток. Сервис продвигается под брендом RailJet.
В процессе взросления логистического рынка в России промышленными предприятиями всё больше будет востребована услуга логистического аутсорсинга, уже сейчас портфель наших клиентов представлен полусотней компаний.
В связи с реализацией масштабных инфраструктурных проектов, в первую очередь развития Северного морского пути, на данный момент чрезвычайно востребованы комплексные решения по мультимодальной доставке негабаритных и тяжеловесных грузов. Компания имеет все необходимые компетенции и опыт для проведения таких проектов.
Важно отметить, что за счёт кризисных явлений, приведших к сокращению грузовой базы и повышению конкуренции между поставщиками логистических решений, рынок ждёт консолидация. И в этих условиях крайне важно иметь единую стратегию по развитию логистического бизнеса в контуре транспортно-логистического блока холдинга «РЖД».