24 сентября 2021 02:34

Выпуск №12 от 10.12.2020

фото: 123RF/Legion-Media

Мост через Евразию

Компания «РЖД» доказала иностранным партнёрам свою надёжность

Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Об итогах работы железнодорожной отрасли в условиях ограничений, связанных с COVID‑19, и экономического спада, принятых антикризисных мерах

Пандемия коронавируса стала одним из самых сложных испытаний для мировой экономики за последние десятилетия. Многие виды производственной деятельности были приостановлены, сначала в Азии, затем в Европе и остальном мире. При этом сильнее всего пострадал сектор товаров народного потребления длительного использования (автомобили и бытовая техника). Повсеместное ограничение транспортного сообщения через государственные границы негативно повлияло на экономику. По оценкам МВФ и Мирового банка, в этом году ожидается падение мирового ВВП на 4–5%. В 2021 году, возможно, будет и рост на 5–6%. Хотя, по сути, это будет «компенсация» нынешних потерь, поскольку в среднесрочной перспективе темп замедлится примерно до 3–4% в год. Согласно обновлённой оценке ВТО, в 2020 году объём мировой торговли товарами сократится на 9%. Это выглядит более оптимистично по сравнению с апрельским прогнозом в минус 13%, что обусловлено частичным восстановлением экономики в III квартале. Ожидается, что в 2021 году динамика мировой торговли выйдет в положительные значения до плюс 7%, но всё равно останется значительно ниже докризисного уровня. Вместе с тем с учётом наблюдаемого увеличения количества случаев заболевания COVID‑19 по всему миру риски ухудшения ситуации в перспективе будут только усиливаться.

Железнодорожные компании с момента начала эпидемии вносили значимый вклад в борьбу с распространением вируса, обеспечивая надёжную перевозку грузов с минимальным количеством личных контактов железнодорожников и персонала клиентов и реализуя мероприятия по поддержке населения. В сегменте грузовых перевозок последствия были менее пагубными, нежели в сегменте пассажирских перевозок. Вопреки снижению деловой активности и сокращению объёмов глобальной торговли в условиях пандемии сформировались предпосылки для роста объёмов грузовых железнодорожных перевозок в ряде стран. И Россия не исключение!

По итогам 11 месяцев 2020 года контейнерный транзит по российским железным дорогам составил 718,9 тыс. ДФЭ с плюсом 37,5% к аналогичному периоду прошлого года (без учёта возврата порожних контейнеров из Европы в Китай по новым логистическим схемам). Ещё быстрее прирастал контейнерный транзит в сообщении Китай – Россия – Европа, который за 11 месяцев увеличился на 61,4%, составив 502,5 тыс. ДФЭ. В условиях пандемии этот фактор привёл к изменению в традиционных логистических цепочках, перераспределению грузопотоков с морского на железнодорожный транспорт и наращиванию объёмов мультимодальных перевозок между странами АТР и Европой. Отмечу, что такой рост востребованности транзита – достижение не только железных дорог, хотя мы и прикладываем для этого все усилия. Это результат долгосрочной, масштабной и последовательной государственной политики Российской Федерации по развитию транзитного сообщения.

Правительством Российской Федерации были приняты весьма своевременные решения о субсидировании транзита. Уже отмечается рост числа «букировок» на Европу, например у корейских партнёров – в 3–4 раза! Раньше для управления транзитом мы оперировали понятным набором инструментов – модернизацией инфраструктуры, снижением тарифов. Сегодня, фактически с нашей подачи, субсидии на транзит становятся инструментом государственной политики прямого и при этом деликатного управления международными транспортными коридорами.


О прогнозах развития международных транспортных коридоров

Объём перевозок по международным транспортным коридорам определяется динамикой мировой торговли, уровнем промышленного производства и потребления. Ключевым регионом зарождения транзитного грузопотока традиционно является Китай и страны АТР, а погашения – страны Европы и Центральной Азии.

И если в сообщении АТР – Центральная Азия мы видим в настоящее время определённую негативную динамику, вызванную экономическим кризисом и ослаблением национальных валют, то в сообщении Китай – Европа – Китай по МТК «Восток – Запад» транзитный контейнерный грузопоток существенно прирастает. Как известно, в сообщении Азия – Европа – Азия ежегодно перевозится около 25 млн ДФЭ контейнерных грузов. Доля железной дороги в обеспечении данного контейнеропотока составляет порядка 1–2%. Уверен, что по итогам 2020 года мы увидим усиление позиций железнодорожного транспорта в евро-азиатской торговле – сейчас для этого сформированы все предпосылки. Целевой показатель контейнерного транзита на 2020 год у нас установлен на уровне 750 тыс. ДФЭ. Благодаря эффективной работе всех участников железнодорожного рынка поставленные Правительством России показатели будут выполнены. В перспективе развитие сервисов на основных транзитных коридорах позволит нам нарастить контейнеропоток до уровня 1,7 млн ДФЭ уже к 2024 году – амбициозная цель, которая нам по плечу!


О результатах кооперации на глобальном уровне, прогнозах развития международных транспортных коридоров, нормативно-правовой деятельности

Принимая во внимание перспективы роста объёмов перевозок, ОАО «РЖД» ведёт системную работу, нацеленную на обеспечение опережающего развития железных дорог. Завершаем актуализацию Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2030 года. В обновлённой редакции предусмотрен целый комплекс масштабных мероприятий, направленных на устранение узких мест, повышение качества грузовых железнодорожных перевозок и уровня комфорта для пассажиров, повышение транспортной безопасности.

Исходя из необходимости максимального использования конкурентных преимуществ пространства 1520, ОАО «РЖД» продолжает укрепление сотрудничества с железнодорожными администрациями в рамках Организации сотрудничества железных дорог и Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, выполняя, по сути, функции интегратора на этих авторитетных площадках.

Совместная работа ОАО «РЖД» с иностранными железнодорожными компаниями направлена на развитие международных транспортных коридоров, укрепление международных экономических связей и снятие существующих ограничений. К примеру, реализация планов модернизации погранперехода Достык на казахстано-китайской границе позволит ещё больше увеличить объёмы перевозок на сервисах АО «ОТЛК ЕРА», а завершение работ по модернизации польских железных дорог повысит возможности европейской инфраструктуры по пропуску контейнерных поездов в сообщении Европа – Азия.

Наряду с развитием инфраструктурных возможностей важна работа по формированию и совершенствованию международной нормативно-правовой базы. В настоящее время у ОАО «РЖД» сформированы сильные позиции в специализированных транспортных организациях и интеграционных объединениях. Работа в этих форматах позволяет создавать выгодные правовые условия на рынке международной логистики, повышая привлекательность транспортно-логистических сервисов холдинга.

ОАО «РЖД», и ЦФТО в частности, неизменно является активным участником нормотворческой работы, проводимой государственными органами. Сейчас очень важна качественная трансформация регуляторных условий деятельности – исключение излишних административных барьеров и просто устаревших требований, повышение цифровизации и автоматизации процессов. В истекшем периоде 2020 года государственными органами приняты важнейшие инициативы, касающиеся как вопросов использования инфраструктуры, так и вопросов организации и осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом.

При взаимодействии Минтранса России и ОАО «РЖД» подготовлены нормативные акты, позволившие привлечь на инфраструктуру ОАО «РЖД» дополнительные транзитные объёмы перевозок грузов. Речь идёт о перевозке с использованием электронных навигационных пломб санкционных грузов, проследование которых по территории России транзитом ранее было запрещено. За шесть месяцев действия указанного регулирования (начиная с мая 2020 года) объём транзита железнодорожным транспортом санкционных грузов неуклонно растёт.

Ещё одним важнейшим решением, затрагивающим работу не только железнодорожного транспорта, но и других транспортных отраслей, стал приказ Минтранса России, который утвердил типовые формы договора об организации перевалки грузов в морском порту (вступил в силу 26 сентября 2020 года). Его положения позволят железнодорожному перевозчику и оператору морских терминалов максимально задействовать свой потенциал по переработке гружёных и порожних вагонопотоков и повысить эффективность работы обеих инфраструктур.


О транзитном потенциале России, новой роли «сухопутного моста» между Европой и Азией

Железнодорожные перевозки всё чаще рассматриваются в качестве жизнеспособной и безопасной, в том числе с точки зрения эпидемиологической ситуации, альтернативы автомобильным перевозкам на большие расстояния, особенно с пересечением государственных границ.

Доказательство этому видим в динамике перевозок, а также в развитии маршрутной сети наших транзитных сервисов. Например, за время пандемии впервые начались перевозки в сообщении Китай – Франция, появились сервисы в сообщении со Скандинавскими странами, существенный прирост наблюдается в направлении Китай – Беларусь.

Также немаловажно, что за время пандемии мы поддержали и морские линии. Так, в рамках нашего сотрудничества с Maersk на сервисе AE19 мы обеспечиваем стабильную перевозку на железнодорожном плече между портом Восточный и Большим портом Санкт-Петербург. Благодаря этому клиенты из стран АТР (прежде всего из Южной Кореи) в условиях сокращения рейсов на длинных океанских маршрутах получили возможность бесперебойно отправлять свои грузы в северные порты Европы.

Мы показали европейским и азиатским грузовладельцам, что даже в условиях нарушенных традиционных логистических цепочек, ограничений автомобильного и авиационного сообщения и коллапса в морских портах у них есть стабильный, надёжный партнёр – железная дорога. Таким образом, мы в очередной раз на практике подтвердили, что Россия и российские железные дороги являются «сухопутным мостом», эффективно связывающим Евразийский континент.