17 сентября 2021 00:37

Выпуск №3 от 09.08.2020

фото: 123RF/Legion-Media

Эпидемия выявила точки роста

Для поддержки грузоотправителей в период пандемии компания «РЖД» продолжит работу по максимальному освоению предъявляемого объёма перевозок

Из-за пандемии коронавируса и связанного с ней падения экономической активности во всём мире в первой половине года значительно снизились перевозки. Однако благодаря принятым мерам и изменению форм работы с клиентами погрузка на железнодорожном транспорте уже начала увеличиваться.

Последствия эпидемии явственно обозначили направления, какие способы железнодорожных перевозок будут востребованы. В целом погрузка за январь – июнь 2020 года, по оперативным данным, составила 605,1 млн тонн, что на 4,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По понятным причинам снизились перевозки тех групп, которые связаны с энергопотреблением и традиционной металлургией.
«Ключевые отрасли российской и мировой экономики столкнулись с беспрецедентным негативным воздействием ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, и, безусловно, это не могло не сказаться на результатах работы железнодорожного транспорта, – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. – В целом погрузка в 2020 году наглядно отражает складывающуюся ситуацию на товарных рынках и подтверждает выводы экспертов относительно отраслей, наиболее пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции», – сказал Алексей Шило.

Понимая всю сложность экономической ситуации, ОАО «РЖД» в рамках своей компетенции приняло целый комплекс тарифных решений, направленных на поддержку грузоотправителей. Они затронули перевозки продукции предприятий в самых различных сферах и сегментах перевозок. Всего за первое полугодие 2020 года правлением компании принято более 60 решений о снижении уровня тарифов в рамках ценовых пределов.
«В целях обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с альтернативными видами транспорта и стимулирования роста объёмов перевозок во II квартале вступил в действие ряд решений о снижении уровня тарифов в рамках ценовых пределов, которые по ряду внутрироссийских и экспортных направлений повышают конкурентоспособность железнодорожного транспорта и продукции российского производства на товарных рынках, – рассказали в ОАО «РЖД». – Для стимулирования роста и привлечения дополнительного объёма перевозок железнодорожным транспортом грузов, перевозимых мелкими партиями или с использованием альтернативных видов транспорта и относящихся в основном к продукции малого и среднего бизнеса, приняты решения о снижении уровня тарифа на внутрироссийские перевозки в крытых вагонах от 9,4 до 42,5%, на перевозки ряда грузов третьего тарифного класса в составе сборной повагонной отправки, а также на 25% для ряда грузов первого тарифного класса на расстояние до 300 км и 50% для ряда грузов второго и третьего тарифного классов на расстояние до 720 км».

При этом эпидемия не замедлила контейнерные перевозки, а также процесс дальнейшего перехода на этот удобный вид перевозок различных грузов.

Так, в январе – июне 2020 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено более 2,7 млн гружёных и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 14,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года.

Во внутреннем сообщении отправлено 1,1 млн ДФЭ (+12,2%), в экспортном – 720,9 тыс. ДФЭ (+15,5%), в импортном – 561,3 тыс. ДФЭ (+13,1%). Но особенно показателен рост в транзитном сообщении – 331,9 тыс. ДФЭ (+23,7%).

Количество гружёных контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на 14,8% и составило около 1,8 млн ДФЭ. Контейнерами перевезено 26,4 млн тонн грузов (+16,8%).

Ряд грузов, особенно связанных с машиностроением, всё активнее начинает перевозиться в контейнерах. Это машины, станки, двигатели – 127 тыс. (+21,7% к январю – июню 2019 года), метизы – 143,1 тыс. (+6%). Растёт и доля промышленных товаров – 155,6 тыс. (+17,2%), чёрных металлов – 96,9 тыс. (+46,6%), цветных металлов – 67,5 тыс. (+22,6%). Переход сырьевых товаров в контейнеры идёт традиционно медленнее, но и здесь есть положительная динамика: химикаты и сода – 341,2 тыс. ДФЭ (+30,9%), лесные грузы – 268,4 тыс. (+6,5%), химические и минеральные удобрения – 20,8 тыс. (+1,1%).

Позитивный тренд по перевозкам зерновых – 10,6 млн тонн (+16,9%), причём на 10% больше его отправилось в контейнерах. Есть рост и по строительным грузам – 63,2 млн тонн (+5,1%) и на 6,7% больше в контейнерах.

В сложных условиях железнодорожный транспорт показал свои преимущества – стабильность, надёжность, технологичность и экологичность. Такие преимущества сегодня востребованы, и это необходимо использовать для сохранения и увеличения грузопотоков. Уже сегодня доля экспортных перевозок от совокупного объёма перевозки гружёных контейнеров по сети РЖД составила 38%, внутренних – 27%. И этот рост явно продолжится и после эпидемии, поскольку Правительство России поддержало предложение о субсидировании транзитных перевозок контейнеров. Более того, значительно больше в контейнерах стало перевозиться дорогостоящих электронных приборов, тех, что раньше предпочитали перевозить грузовой авиацией. Самый близкий путь из Китая в Европу через Казахстан, где работает компания «ОТЛК ЕРА».

Как рассказали в ОТЛК ЕРА, благодаря поездам, следующим по маршрутам Китай – Европа и пересекающим Евразийский континент, был открыт «зелёный коридор» для транспортировки на регулярной основе товаров электронной коммерции, включая одежду, игрушки и электронику, а также столь необходимых для европейских стран на сегодняшний день противоэпидемических средств.

География маршрутов на сервисах ОТЛК ЕРА постоянно расширяется. Всё больше китайских провинций и европейских городов включаются в систему грузообразующих точек на международной карте железнодорожной логистики. Растёт количество заявок на организацию перевозок ускоренными контейнерными поездами.

По оперативным данным, объёмы контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах ОТЛК ЕРА в июне 2020 года составили 52,5 тыс. ДФЭ, что превышает прошлогодний аналогичный показатель в два раза и является очередным абсолютным рекордом по объёмам евразийских транзитных контейнерных перевозок за месяц.

В том числе перевозка гружёных контейнеров в июне в направлении Китая выросла в 2 раза, до 15 тыс. ДФЭ. В направлении Европы проследовало 34 тыс. ДФЭ гружёных контейнеров, рост в 2,2 раза.

Суммарный объём перевозок на сервисах ОТЛК ЕРА за первое полугодие 2020 года составил 223 тыс. ДФЭ, демонстрируя рост к отчётному периоду прошлого года на 65%.
«Достижение и даже превышение показателя объёма перевозок на транзитных контейнерных сервисах в 50 тыс. ДФЭ в месяц – важный рубеж, к которому давно шли. Уже в мае зафиксирован объём перевозок 49 тыс. ДФЭ, и, несмотря на напряжённый июнь, высокая мотивация и тесное взаимодействие с партнёрами и клиентами привели к заданной цели. Совместные действия акционеров обеспечили высокую скорость перевозок и минимум технологических задержек на всём протяжении маршрута по колее 1520 мм. Ежесуточно на инфраструктуре в наших сервисах находилось более 100 поездов, а общий парк вагонов в управлении ОТЛК ЕРА уже составляет без малого 7 тыс. единиц. Наши зарубежные партнёры высоко оценили запас прочности инфраструктуры колеи 1520 мм, которая в сжатые сроки сумела удвоить объём перевозок на базовых направлениях ОТЛК ЕРА без потери качества транзитных сервисов. Будем вместе с ними искать новые резервы и точки роста для развития бизнеса», – комментирует генеральный директор ОТЛК ЕРА Алексей Гром.

Сейчас задача железнодорожников – закрепить и увеличить такие перевозки, в том числе за счёт использования новых электронных сервисов, которые не требуют больших затрат от грузоотправителя.

Уже сегодня ОАО «РЖД» оперативно перевело основную часть договорной работы в дистанционный формат. В электронном виде оформляется более 70% всех видов документов.

Активно реализуются меры, направленные на упрощение доступа к услуге перевозки, а также на снижение финансовой нагрузки на грузоотправителей при расчётах за грузовые перевозки, в том числе расчёты по согласованному графику, работа с банковскими гарантиями и другие.
«Все меры и технологии, которые хорошо зарекомендовали себя в этот непростой период, мы будем и дальше развивать, – отметил Алексей Шило. – Основной упор был сделан на то, чтобы не потерять ни одного клиента и привлечь новых грузоотправителей».

Для этого вводятся и новые услуги. К примеру, ОАО «РЖД» с 1 июня на базе сервиса «Грузовой экспресс» запустило новую логистическую услугу – «грузовые шаттлы», которая позволит существенно повысить скорость и обеспечить доставку небольших партий грузов точно в срок. Новая технология предусматривает консолидацию небольших отправок с разных станций (шаттлами) в отдельный поезд (грузовой экспресс), его ускоренное продвижение по специальному расписанию до крупного транспортного узла и дальнейшее «распыление» (шаттлами) по конечным пунктам назначения. Как предполагают в компании, новый сервис может быть востребован небольшими и средними грузоотправителями.

Для отправления морепродуктов ОАО «РЖД» реализовало услугу перевозки в составе ускоренных рефрижераторных поездов по специализированному расписанию в рамках проекта «Грузовой экспресс». Места в составе резервируются и доставляются по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия на станцию назначения. Такая схема работы позволяет клиентам максимально эффективно использовать свой подвижной состав, сократить время вагона в пути и быстрее доставить груз до грузополучателя.

По оценкам ОАО «РЖД», постепенное восстановление объёмов погрузки начнётся уже с III квартала, когда негативные последствия пандемии многими секторами экономики будут нивелированы и начнётся стадия восстановительного роста. Для поддержки грузоотправителей в этот период компания «Российские железные дороги» продолжит работу по максимальному освоению предъявляемого объёма перевозок.