17 сентября 2021 01:28

Выпуск №3 от 09.08.2020

фото: АО «РЖД Логистика»

Новая реальность

Компания идёт навстречу клиентам в условиях глобальной неопределённости

О результатах работы за первое полугодие рассказывает генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев


Во II квартале «РЖД Логистика» впервые отправила по железной дороге в Китай замороженное куриное мясо

13 и 14 мая два 40-футовых контейнера с сухой молочной сывороткой для производства детского питания выехали в Китай
– Дмитрий Иовчович, глобальная пандемия изменила подходы и принципы ведения бизнеса почти всех компаний, какие первоочередные задачи определила для себя «РЖД Логистика»?
– Следуя стратегии клиентоориентированности, «РЖД Логистика» вот уже 10 лет в основу своего бизнеса ставит индивидуальный и комплексный подход, учитывающий все потребности клиента. Большинство грузоотправителей зафиксировали негативное влияние пандемии на результаты своей деятельности. Поэтому первоочередной задачей для нас стала их поддержка, чтобы нивелировать экономические последствия сложившейся ситуации.
Был разработан целый комплекс организационных и экономических мероприятий для повышения эффективности грузовых перевозок, о которых мы своевременно информировали наших клиентов.
Мы подготовили специальную программу, включающую в себя предоставление скидок на перевозки и отсрочек платежей. Общий фонд поддержки составил порядка 175 млн руб. Расчёт суммы и детализация программы были подготовлены на основе анализа нашей клиентской базы во всех регионах присутствия. Решение о включении клиента в программу, а также о конкретных условиях поддержки принимается специальной комиссией, в которую вошли представители топ-менеджмента «РЖД Логистики». Каждое обращение тщательно прорабатывается нашими специалистами с учётом индивидуальных особенностей бизнеса клиента.
Также была разработана система скидок на перевозки продуктов питания и социально значимых видов грузов железнодорожным и автомобильным транспортом в рамках сервиса «РЖД Экспресс» (перевозка мелких и сборных партий грузов). Эта программа поддержки наших клиентов прежде всего направлена на компании малого и среднего бизнеса.
Любой кризис – это, с одной стороны, непрогнозируемые риски для любого бизнеса, с другой – период новых возможностей для развития бизнеса и повышения его эффективности.
Период пандемии заставил нас тщательно проанализировать систему организации внутренних процессов и взаимоотношений с клиентами. Мы нашли резервы для оптимизации документооборота и перевода основной его части в электронную форму, а также сокращения времени принятия решения об оформлении договорных отношений с клиентами. Сегодня этот период составляет в среднем до одного-двух дней.
Запущенная в эксплуатацию CRM-система также перевела работу с клиентами на качественно новый уровень, в ближайшей перспективе мы продолжим цифровизацию и автоматизацию бизнес-процессов и развитие онлайн-сервисов для наших клиентов.
Был разработан ряд новых продуктов, которые гарантируют высокоскоростную доставку грузов в фиксированные сроки в пункты назначения грузоотправителей, тем самым был расширен портфель логистических услуг компании. Например, в июне для обеспечения перевозок грузов предприятий малого и среднего бизнеса «РЖД Логистика» запустила грузовые шаттлы на базе сервиса ОАО «РЖД» «Грузовой экспресс». В рамках первых доставок мы консолидировали грузы из Московского региона, на станции Перово был сформирован отдельный поезд, который отправился грузополучателям на станцию Инская (Новосибирская область), Барнаул и Омск. Общее время транспортировки снизилось в два раза по сравнению со стандартным сроком. Подобные сроки доставки позволяют нам конкурировать с автотранспортом и рассчитывать, что преимущества качественно нового логистического продукта оценят наши клиенты.

– Как изменилась номенклатура перевозимых грузов?
– В период пандемии помимо традиционного в этот период времени резко возрос спрос на перевозки социально значимых грузов, необходимых для борьбы с ней.
Особое внимание мы уделили решению задачи по перевозке медицинских изделий в регионы России для борьбы с коронавирусной инфекцией. В рамках совместной работы с ПАО «ТрансКонтейнер» и Минпромторгом России были разработаны маршруты доставки из китайских городов в регионы нашей страны.
Первый ускоренный контейнерный поезд с медицинской продукцией был отправлен 19 апреля из Шанхая через Забайкальск назначением на станцию Екатеринбург, где было осуществлено таможенное оформление груза. В его составе находилось 14 40-футовых контейнеров с 85 тоннами трёхслойных масок (20 млн штук). По итогам первого полугодия благодаря нашим сервисам медицинские учреждения Екатеринбурга, Москвы и Новосибирска получили более 200 млн масок, а также защитные костюмы, дозаторы для антисептиков и другое оборудование.
Полученные компетенции в экспресс-доставках социальных грузов в контейнерах из Китая в Европу позволили нам отладить технологию движения по китайским железным дорогам, перегрузку консолидированных грузов с колеи 1435 на колею 1520 мм и организацию доставки по территории РФ. В июне текущего года «РЖД Логистика» совместно с французской SNCF Forwardis, китайской COSCO Group и ОТЛК ЕРА организовала доставку медицинских изделий из Наньчана (провинция Цзянси, Восточный Китай) в Париж. Поезд в составе 41 40-футового контейнера с грузом медицинских товаров (40 млн медицинских масок, перчатки, халаты и прочие средства индивидуальной защиты) проследовал по южному транзитному маршруту через Казахстан.

– Какие ключевые тенденции наблюдаются в развитии экспортного сообщения?
– На фоне снижения доли в экспорте угля до 40% (–4% к уровню первого полугодия 2019 года) увеличился объём контейнерных перевозок, рост за полугодие составил +15%, а их доля в погрузке достигла 5%. Сегодня, после контейнерного транзита, это наиболее динамично развивающийся сегмент железнодорожных перевозок.
С учётом динамики роста объёма товарооборота между Китаем и Россией одним из наиболее перспективных направлений мы видим экспорт продукции отечественного агропромышленного комплекса. В сотрудничестве с Российским экспортным центром мы предложили рынку сервис «Агроэкспресс», в рамках которого мы отправляем регулярные контейнерные поезда с продукцией российского агропромышленного комплекса в Китай, упрощая их выход на китайский рынок за счёт скорости доставки и субсидирования части затрат на перевозку. Во II квартале «РЖД Логистика» впервые отправила по железной дороге в Китай замороженное куриное мясо. Мы работаем над развитием сервиса, в том числе в части расширения количества погранпереходов, способных принимать данную продукцию с китайской стороны. Уверен, что в будущем мы будем отправлять на экспорт «холодные» поезда с российским мясом и птицей.
Заметен возрастающий интерес к перевозкам по МТК Россия – Вьетнам со стороны отечественных производителей детского питания. Детское питание перевозится по железной дороге от станции Ворсино в Калужской области через Забайкальск и территорию Китая до Ханоя (станция Йен-Вьен), откуда продукты автотранспортом развозятся по магазинам столицы Вьетнама и в другие города страны.

– Давайте поговорим об основных трендах, в каком направлении будет развиваться рынок логистических услуг и какие в связи с этим планы у «РЖД Логистики»?
– Среди основных трендов развития рынка логистических услуг можно выделить следующие.
Наблюдается рост контейнеризации внутреннего рынка транспортно-логистических услуг, в первую очередь за счёт роста перевозок продукции и сырья между промышленными предприятиями (по нашим оценкам, по уровню контейнеризации мы пока отстаём от Германии, США и Китая в три-четыре раза). Рост общей доли контейнерных перевозок происходит также в результате увеличения объёмов транзитных и экспортных грузопотоков. Этому способствует открытие новых направлений, в том числе через Калининградскую область. Основной вопрос: сохранит ли Китай субсидирование транзитных железнодорожных перевозок после 2021 года? Поэтому «РЖД Логистика» разрабатывает различные технологические решения, которые позволят оптимизировать стоимость перевозки для привлечения новых клиентов.
В целом происходит общее изменение структуры погрузки. Растёт грузопоток химических и пищевых грузов, а в перевозках генеральных грузов, таких как уголь, в 2019 году наметился и сохраняется в 2020 году отрицательный тренд, связанный с общим снижением потребления на этом рынке как в России, так и за рубежом. Последнее обстоятельство привело к тому, что рынок предоставления полувагонов стал профицитным и трансформировался в рынок клиента. Вагоностроительная отрасль, занимавшаяся в первую очередь выпуском полувагонов, теперь сможет сконцентрироваться на выпуске специализированных видов подвижного состава и контейнерного оборудования. В частности, серьёзным препятствием на пути развития перевозок скоропортящихся грузов является дефицит рефрежераторных контейнеров. Необходима соответствующая господдержка при организации отечественного производства и последующего приобретения таких контейнеров операторами. А значительные объёмы списания цистерн в ближайшие годы дадут новый импульс к развитию перевозок в танк-контейнерах и флекси-танках. Мы планируем активно входить в данные сегменты, и в ближайшее время будут осуществлены пилотные отправки растительного масла с использованием флекси-танков в Китай по новому сухопутному маршруту.
В целом в первой половине года на транспортно-логистический рынок существенно повлияла эпидемиологическая ситуация и соответствующие карантинные меры. Тем не менее это привело к краткосрочным положительным эффектам для железнодорожного транспорта. Часть произведённых и накопленных в Китае грузов, традиционно транспортируемых морем, после снятия карантинных мер с целью ускорения доставки до потребителя в Европе была отправлена железнодорожным транспортом. Думаю, что часть клиентов, протестировав новый вид доставки, решат и в дальнейшем делать выбор в её пользу. Это должно положительно отразиться на годовых объёмах железнодорожного контейнерного транзита.
Параллельно с e-commerce в области личного потребления развиваются и онлайн-сервисы в области логистического обслуживания в сегменте В2В, которые сильно упрощают процедуры оформления, оплаты и отслеживания заказов, что особенно важно для перевозок сборных и мелких партий грузов. Компания планирует вывод на рынок онлайн-площадки «РЖД Маркет», позволяющей в режиме «одного окна» приобретать товар одновременно с предоставлением вагона и, собственно, доставкой железнодорожным транспортом.
Следуя тренду на увеличение объёмов грузоперевозок в сообщении с Китаем, мы реализовываем скоростную доставку сборных грузов в багажных вагонах в составе пассажирских поездов по маршруту Пекин – Москва/Москва – Пекин за шесть суток. Сервис продвигвается под брендом RailJet.
В процессе взросления логистического рынка в России промышленными предприятиями всё больше будет востребована услуга логистического аутсорсинга, уже сейчас портфель наших клиентов представлен полусотней компаний.
В связи с реализацией масштабных инфраструктурных проектов, в первую очередь развития Северного морского пути, уже сейчас чрезвычайно востребованы комплексные решения по мультимодальной доставке негабаритных и тяжеловесных грузов. Компания имеет все необходимые компетенции и опыт для проведения таких проектов.
Важно отметить, что за счёт кризисных явлений, приведших к сокращению грузовой базы и повышению конкуренции между поставщиками логистических решений, рынок ждёт консолидация. И в этих условиях крайне важно иметь единую стратегию по развитию логистического бизнеса в контуре транспортно-логистического блока холдинга «РЖД».