21 января 2022 03:00

Держать порох сухим

призвал Президент РФ защитников Отечества

Президент РФ Владимир Путин в заключительный день пребывания в Приморье принял участие в торжествах, связанных с передачей Тихоокеанскому флоту мощей святого праведного воина Феодора и иконы с его ликом. Воин Феодор – это адмирал Федор Ушаков, которого православная церковь причислила к лику святых за беззаветное служение Отечеству и Вере. Он провел десятки морских сражений и во всех стал победителем во славу России.

В этой связи совсем не случайным видится то обстоятельство, что именно после «ушаковских» торжеств Президент собрал на рабочее совещание руководящий состав Тихоокеанского флота. Это своего рода скрытое указание всем, кто носит погоны: России по-прежнему нужны сильная Армия и сильный Флот.

И уже непосредственно на совещании Владимир Путин говорил о важности «укрепления и развития военно-морского потенциала России». Он заметил, что «проведение последовательной и комплексной национальной морской политики значится в числе важнейших государственных приоритетов». Президент особо подчеркнул, что Военно-морской флот «должен полностью отвечать самым высоким требованиям, быть готовым дать адекватный ответ на любые вызовы и угрозы, а их, к сожалению, еще очень и очень много».

Исходя из этого Президент поставил перед военными моряками задачи по поддержанию высокой боевой готовности частей и подразделений, особенно стратегических ядерных сил страны. Кстати, уже в ближайшее время в акватории Тихого океана должны будут пройти широкомасштабные маневры с привлечением всех региональных силовых структур, так, как это было совсем недавно на Каспии.

Конечно, в ответ со стороны государства должна быть проявлена действенная забота о защитниках Отечества. Глава государства заявил, что «на строительство и приобретение жилья для военнослужащих будет выделяться больше ресурсов», а также что уже «в ближайшее время денежное довольствие военнослужащих будет увеличено еще дважды».

Военную тему своей рабочей поездки Президент РФ Владимир Путин продолжил уже на забайкальской земле – вчера на правительственном авиалайнере он прибыл в читинский аэропорт Кадала.

Чита – крупнейший город Забайкалья. Основан казаками Петра Бекетова в 1653 году. Сегодня это крупный промышленный и транспортный центр, в котором имеется немало современных предприятий, а также располагается управление Забайкальской железной дороги.

Но Чита также и форпост государства в регионе. И не случайно именно с военных объектов Читы начал Президент свое посещение региона. Он побывал в Песчанке, в окружном учебном центре Сибирского военного округа.

На танковой директрисе Владимиру Путину продемонстрировали стрельбу из боевых машин по статичным и движущимся мишеням. Президент ознакомился с образцами вооружения и техники воинов – забайкальцев и сибиряков.

Также на полигоне Президент встретился с бойцами спецназа Сибирского военного округа и Внутренних войск. Владимир Путин отметил, что спецназ «воюет на порядок лучше, чем остальные подразделения, и здорово выполняет поставленные задачи».

После посещения учебного центра прошло рабочее совещание Президента с командованием Сибирского военного округа. Президент особо подчеркнул, что сегодня на первый план выдвигается четкое, эффективное взаимодействие всех сил и средств в защите интересов и границ страны. «Ваша прямая обязанность, – заявил глава государства, обращаясь к руководству Сибирского военного округа, – пресекать любые попытки незаконного проникновения на российскую территорию, противодействовать угрозам экономической безопасности».

После совещания с командным составом Сибирского военного округа Президент РФ Владимир Путин провел рабочую встречу с министром обороны РФ Сергеем Ивановым. С главой военного ведомства Президент обсуждал вопросы и перспективы развития Вооруженных сил и перевооружения армии. Речь шла о реформировании не только Вооруженных сил, но и всей военной организации государства.

Примечательно, что, говоря о развитии и усилении Вооруженных сил, Владимир Путин, тем не менее, призвал министра обороны РФ держать под строгим контролем вопросы экономного расходования бюджетных средств, выделяемых оборонному ведомству и всем силовым структурам страны. Один из основных резервов здесь – создание унифицированных систем тылового обеспечения всех структур, где предусмотрена военная служба. Это и доставка продовольствия и военного имущества, и система военной медицины.

– Что греха таить, – признал Сергей Иванов, – у нас есть города, где на одной стороне стоит военный госпиталь в удручающем состоянии, а на другой – госпиталь Федеральной погранслужбы, в котором полностью отсутствуют необходимые лекарства и оборудование.

Кстати, заметим, что Министерство обороны с этого года начало принимать в свои госпитали на лечение военнослужащих других силовых структур. И, по словам министра обороны, порядка 20 тысяч военнослужащих других силовых ведомств уже прошли лечение в госпиталях Минобороны. Это первый шаг по экономии государственных средств. Министерство обороны намерено твердо идти по этому пути, подчеркнул глава военного ведомства.

На встрече с журналистами, которая прошла позже, Сергей Иванов сообщил, что Президент поделился впечатлениями об увиденном в окружном учебном центре «Песчанка». По словам министра, Президенту было приятно увидеть хороший ухоженный центр «и, поверьте, это не показуха».

Также вчера состоялась встреча с губернатором Читинской области Равилем Гениатулиным и главой администрации Агинского Бурятского автономного округа Баиром Жамсуевым.

Владимир ПОПОВ.

Встречи в Новокузнецке

Министр путей сообщения Геннадий Фадеев, прибывший вчера в Новокузнецк, встретился с коллективом локомотивного депо. Он обстоятельно рассказал о предстоящем реформировании и наиболее важных задачах и проблемах отрасли, ответил на вопросы деповчан.

Во встрече также участвовали начальники Западно-Сибирской и Красноярской магистралей Александр Целько и Петр Кучеренко, депутат Государственной Думы РФ Петр Рубежанский и другие.

Геннадий Фадеев и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев приняли участие в пуске в эксплуатацию электропоезда «Сибирский» ЭС2-001. Он создан в локомотивном депо Алтайская Западно-Сибирской железной дороги на базе электропоезда рижского производства.

Состав оснащен новыми приборами управления и безопасности движения. Внутренний дизайн поезда соответствует европейским стандартам – вагоны оборудованы двойными стеклопакетами, внутренняя отделка салонов выполнена в современном стиле. Техническое оснащение поезда позволяет развивать скорость до 140 км в час, а сроки эксплуатации продлены на 15 лет. Возить он будет шахтеров и металлургов Кузбасса.

Выступая перед журналистами, министр подчеркнул, что тарифы на грузовые железнодорожные перевозки необходимо сохранить до конца года на прежнем уровне. Он обосновал свою позицию в отношении стабильности тарифов тем, что сейчас отечественные производители промышленной продукции активно торгуют с другими странами. В частности, отметил Фадеев, экспорт угля из Кузбасса за последний год увеличился на 19 процентов и достиг 22 миллионов тонн.

В тот же день министр осмотрел с вертолета перспективные месторождения угля в ряде районов АО «Кузбассразрезуголь». С высоты птичьего полета хорошо просматривалось, в каком напряженном ритме трудятся локомотивные бригады Западно-Сибирской магистрали. Возросшая добыча угля в регионе потребовала от железнодорожников мобилизации всех усилий по обеспечению перевозочного процесса.

Сегодня уже очевидно, что угольщики Кузбасса могут в ближайшее время существенно пополнить копилку железнодорожников. Речь идет прежде всего об освоении открытых месторождений коксующихся углей. Здесь они выходят даже на поверхность. Специалисты говорят, что это, по сути, второй КАТЭК. Магистраль и вся сеть железных дорог страны очень заинтересованы в том, чтобы именно отсюда была выдана на-гора первая партия «черного золота». Геннадий Фадеев подчеркнул, что сотрудничество двух партнеров будет по-настоящему плодотворно, поскольку для этого есть все предпосылки, и в первую очередь близость месторождений к железнодорожным коммуникациям.

Сегодня Геннадий Фадеев примет участие в работе президиума Госсовета в шахтерском городе Междуреченске.

Валерий ЛЕНДОВ,
Николай ЮРЛОВ,
наши спецкоры.
Новокузнецк.

Мыльные пузыри из Тбилиси

Вчера ИТАР – ТАСС сообщило, что, по данным российских военных, села в Панкисском ущелье бомбили не российские самолеты, а грузинский штурмовик, который пилотировал лейтенант Георгий Рустели.

Ну вот все и встало на свои места. Шумная антироссийская истерия в Грузии, многочисленные обвинения российских ВВС в «бомбардировках мирных панкисских сел», гневные апелляции официального Тбилиси к Соединенным Штатам как к посреднику – все это лопнуло как мыльный пузырь.

Российское оборонное ведомство располагает фактами, из которых видно, что в Грузии имеются самолеты Су-25КМ «Скорпион», способные работать как в дневных, так и в ночных условиях. Штурмовики российского производства были основательно доработаны израильской компанией «Эльбиот маарахот», на них установлено специализированное навигационное и другое спецоборудование.

Также российские военные сообщают, что, по данным осведомленного источника в министерстве обороны Грузии, бомбардировка Панкисского ущелья была проведена по прямому указанию высшего политического руководства страны. Бортовой номер «Сушки» 15 был закрашен, на плоскостях и фюзеляже нанесены опознавательные знаки российских ВВС. После выполнения специального задания самолет доставлен в АПО «Тбилавиастроитель», где эти опознавательные знаки с него стерли. В Тбилиси это отрицают.

Между тем около 180 чеченских и арабских террористов, которыми командует Гелаев, закончили очередной этап подготовки в своих горных лагерях и, по данным спецслужб, уже без особых проблем рассредоточились на пяти направлениях чеченского участка российско-грузинской границы. Для прорыва?

Владимир СТОЛБОВ.

Вагончик тронется – дефект проявится

Главный лозунг на дороге – «Безопасность превыше всего» – к вагону-путеизмерителю имеет прямое отношение. Чтобы избежать аварий, у службы пути на Горьковской дороге есть все: и почти шестьсот операторов-дефектоскопистов, и диагностическое оборудование. Кроме того, имеются автомотриса и два вагона-дефектоскопа.

В мае этого года были проведены ходовые испытания третьего такого вагона. Вот в нем мне и случилось «попутешествовать» по южному ходу магистрали от Мурома до Черустей.

Что за работа у дефектоскопистов?

...В 8.00 по плану вагон должен был выйти в рейс. Однако стоим. Час стоим, два, три... Что за дела? Дела, поясняет бригада, обычные: диспетчерам нужно в первую очередь пропустить грузовые поезда. Зато теперь есть время оглядеться, вникнуть в рабочие инструкции, графики, схемы да и просто поговорить с людьми.

Жизнь у команды вагона-путеизмерителя – спартанская. Половина месяца – в работе, половина – дома. В пути – ни кондиционера, ни душа. Поэтому стараются выехать пораньше, до жары. Работа длится практически весь световой день. А тут диспетчеры: «Стоять! Пропускаем грузовой».

Женщины, их в вагоне три – инженеры Валентина Бабаева, Наталия Белоусова и проводник Галина Козулева, – пытаются навести на рабочем месте какую-никакую красоту: занавески из дома принесли, на окна повесили. Галина, как разделается с обедом и уборкой, садится вышивать. Вставит вышивку в рамку, повесит на стенку купе – все будет веселее. Дети, мужья скучают по ним дома, а они на две недели тут, в вагоне. Товарищи по работе, мужчины (их тоже дома дети и жены ждут, и что такое тоска в разлуке, они понимают), к дамам-коллегам относятся с уважением, внимательно.

Однако в путь, зеленый свет дан наконец и вагону-путеизмерителю: диспетчер нашел «прореху» во времени. Вагончик трогается, муромский перрон остается позади. Все – разговоры в отставку, начинается работа. Внимание и еще раз внимание. Дело тонкое, без права на ошибку. За компьютером Андрей Елизаров. Он заместитель начальника вагона ПС-250. Собран, серьезен. Поступающие на компьютер данные передаются на расшифровку инженерам. Миллиметр за миллиметром, сантиметр за сантиметром – на листе бумаги все видно как на ладони.

Инженеры прикладывают к графикам шаблон, и линии преобразуются в цифры. Из цифр становится ясно: на пути имеются отклонения всех четырех степеней.

Обращаюсь к инструкции: четыре степени отклонения – насколько это опасно для проходящих поездов?

Первая степень – небольшое отклонение от нормы. Исправлять нужно, но время терпит. И скорость поездов ограничивать ни к чему – все будет сделано во время планового ремонта.

Если на определенном отрезке пути накопилось более 60 отклонений второй степени, согласно недавно вышедшему приказу МПС, жми на тормоза: скорость ограничивается до 60 километров в час. Путеец в оранжевом жилете, закатывай рукава, инструмент наизготовку – приступаем к устранению неисправностей.

Третья степень – это сигнал к ограничению скорости поездов и как можно более быстрому устранению дефекта. Особенно опасный из них – выходящая за норму кривизна подъема.

Четвертая – немедленный ремонт пути: сдвиг, перекос или просадка пути более трех сантиметров. Скорость снижается до 40 километров в час. В аварийном варианте (например, перекос рельса величиной более пяти сантиметров) – закрытие пути до устранения дефекта.

Информацию о том, что нужно исправлять, Елизаров незамедлительно передает по радио в Муромскую дистанцию пути и дежурным по станциям. Ошибка компьютера исключается ручной проверкой. Лишний раз выскочить из вагона и померить расстояние между рельсами шаблоном за доблесть не считается: в таком деле, как выражается народ, лучше перебдеть, чем недобдеть. Особенно повысилось внимание дефектоскопистов после январского случая на перегоне Фаленки – Яр (о нем «Гудок» писал): пропущенный оператором (не проверил сигнал вручную!) излом рельса едва не привел к аварии пассажирского поезда Москва – Серов.

Идет третий час работы. Компьютер, расшифровка, замер. Галина несет обед – пельмени. Поели. «Спасибо, Галочка, вкусно!» И снова компьютер, расшифровка, замер, «звонок другу» – дежурному по станции.

Станция Ильичев. Стоим и ждем десять минут, двадцать, полчаса... Выходим на травку. Остался последний отрезок пути: Ильичев – Черусти. Но в Черусти – там уже Московская дорога – не пускают. Категорически и бесповоротно. Некуда ставить, сплошь грузовые составы.

Переходим на второй путь, возвращаемся.
– А как же безопасность? Та, которая превыше всего? Вдруг именно перед Черустями излом рельса, четвертая степень? – спрашиваю я.
– Вопрос не к нам. Мы сделали все, что смогли. Значит, надежда на этом участке сегодня одна – на путейцев. Будут смотреть без вагона, «пешком».

Едем назад. Компьютер выдает свое: там плохо, тут худо, а вот здесь норма. Валентина с Натальей не поднимают от стола головы: распечатка, шаблон, расшифровка, цифирь.

На подъезде к Мурому Елизаров подводит итоги.

На 267-м километре ограничивается скорость по набору отступлений второй степени. Четыре отступления четвертой степени (в основном искривление пути: пассажир может догадаться о нем по сильной качке вагона). В общей сложности на нечетном пути вышло десять ограничений.

Выданы через дежурных по станциям Кондаково, Добрятино, Вековка указания немедленно устранить неисправности, которые могут привести к аварии. На десяти километрах ограничили скорость прохождения поездов до 60 километров в час. На одном километре – до сорока (перекос).

Обратный путь также не был безупречен. И здесь «главнокомандующий» вагона-путеизмерителя, случалось, давал жесткие ограничения: на 13 километрах предписал снизить скорость до 60 километров в час. На двух километрах – до 40 (обнаружены десять отступлений четвертой степени и три – второй).

Команды закрыть путь не было.
– Путейцы сработали без брака, – завершает разговор Андрей Владимирович Елизаров.

Ну и слава богу, подумалось. Без брака оно как-то спокойнее.

Надежда ЖИЛЬЦОВА.
Владимирская обл.

Чего хочет прокурор?

Транспортная прокуратура в Читинской области под видом борьбы за права человека занялась непонятным буквоедством. Надзорный орган усмотрел нарушение закона в том, что железнодорожники ограничивают свободный доступ всех желающих в зал ожидания вокзала станции Чита-2. И суд решил дело в пользу прокуратуры.

По словам заместителя начальника Забайкальской железной дороги Алексея Емельяновича, по большому счету дело не стоит выеденного яйца. Да, вокзал, по официальному определению суда, – «место общего пользования». Но любому ясно: чтобы он не превратился в место отхожее, приходится закрывать вокзальные двери перед бродягами и алкашами. Кроме того, по аналогии с авиатранспортом на железных дорогах тоже есть своя технология работы с пассажиром, в том числе и в отношении организации потоков людей, следующих на посадку в поезда.

В прокуратуре говорят о дискриминации населения по имущественному признаку. Имеется в виду, что вполне определенная категория желающих найти временное пристанище на главном вокзале областного центра оказывается ущемленной из-за действия платной системы пропуска. Всем ясно, кто скрывается за мудреным определением – бомжи, спившиеся бродяги. Конечно, мы испытываем к ним чувство сострадания. Но объясните, почему в «заложниках» у них должны оказаться ни в чем не повинные пассажиры и работники вокзала? Понравится ли самим сотрудникам транспортной прокуратуры соседствовать в ожидании поезда с чумазой личностью, мирно ужинающей спиртосодержащей жидкостью и время от времени алчно поглядывающей на их багаж?

Судя по всему, понравится. Иначе не было бы разбирательства в Центральном районном суде города Читы, решение которого: оставить все как есть. Не было бы кассационной жалобы и заседания областного суда, занявшего наконец сторону надзорного органа.

Алексей Емельянович приехал поднимать пассажирский комплекс Забайкальской дороги из Москвы. И он хорошо помнит, что творилось на столичных вокзалах лет десять – пятнадцать назад. Засилье бомжей, грязь, антисанитария. О комфорте пассажирам приходилось только мечтать. В Чите наблюдалась та же картина. С той лишь разницей, что транзитных пассажиров здесь несравнимо меньше. А вот бомжей, может, и больше.

Кстати, то, что в большинстве крупных городов России посторонний в зал ожидания не пройдет, законников волнует мало. Не впечатляют их и примеры других стран, где праздношатающейся публике путь закрыт даже на перрон.

И наконец, в тревожной обстановке противодействия терроризму позиция блюстителей закона выглядит более чем странно. А что говорить о таких последствиях введения свободного доступа в здание вокзала, как ухудшение криминогенной обстановки или возникновение угрозы распространения инфекций? «Мойте лучше», – посоветовали в суде. На том и разошлись.

Конечно, пассажирская служба не намерена сдаваться. Судебное разбирательство будет продолжено в следующей инстанции. Вот только остается вопрос, кто реально выиграет от того, что прокуратура будет упорствовать: законопослушный пассажир или сомнительный элемент привокзальной публики? И есть ли смысл благоустраивать помещения, обставлять их мягкими креслами, создавать прочие удобства (а все это было в ближайших планах Читинской дирекции по обслуживанию пассажиров), если в скором времени по обивке пройдется ножик хулигана, вокзальные уборщицы потерпят неизбежное фиаско в борьбе с грудами мусора и грязи, а милиционеры с ног собьются, реагируя на жалобы пассажиров.

Алексей Емельянович вспомнил, что в Москве на дне фонтанов лежат металлические монеты. А в столице Забайкалья чаша привокзального фонтана (кстати, одного из двух работающих в городе) постоянно завалена мусором. И если прокуратура добьется своего, все то, что сегодня плавает в фонтане, будет валяться и на полу в зале ожидания. Вы этого хотите, прокуроры?

Сергей ХАРЧЕВ.
Чита.

По информации наших корреспондентов и ИТАР – ТАСС

Послание Президента лидерам ЕС

В послании Президента РФ Владимира Путина лидерам стран Европейского союза по решению проблемы Калининградской области, в котором изложен политический подход к ней руководства РФ, содержится предложение «начать движение навстречу друг другу». Об этом заявил в Берлине российским журналистам спецпредставитель Президента РФ по проблемам Калининградской области, председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин.

Необходимо, подчеркнул он, стремиться к более тесному взаимодействию и в рамках такого взаимодействия решать также калининградскую проблему, которая не представляется столь сложной в техническом смысле.


Решение Правительства РФ

Правительственная комиссия по ликвидации последствий наводнения на юге России будет преобразована в комиссию по восстановлению жилищного фонда. Об этом заявил вчера премьер-министр Михаил Касьянов на селекторном совещании, посвященном анализу восстановительных работ в Южном федеральном округе. Он подчеркнул,что со следующей недели комиссия должна уже начать работу. На восстановление и строительство жилья выделено 6,5 млрд. рублей.


«Черное золото» на юге Красноярья

В ближайшее время к месторождениям каменных углей КАТЭКа добавится еще одно – Краснотуранское. Оно еще только исследуется, но уже сейчас специалисты отмечают высокие качества твердого топлива, найденного геологами на юге края.

Буровики определяют глубины залегания пластов. Предполагается, что добычу угля можно будет вести традиционным для Красноярья открытым способом.


Крест на месте гибели вертолета

Вчера в Чечне, на месте гибели военно-транспортного вертолета Ми-26 в Ханкале установлен памятный крест. В траурных мероприятиях, которые прошли по православному обычаю на девятый день после гибели 118 солдат и офицеров, участвовали командование и военнослужащие группировки. Приглашенный отец Михаил отслужил службу по погибшим. Со временем на месте двухметрового деревянного креста будет установлен памятник.


От слов к делу

График стыковки железных дорог Южной Кореи и КНДР вырабатывают в Сеуле высокопоставленные представители двух стран. Этот вопрос является одним из основных на начавшихся вчера экономических переговорах, которые продлятся до пятницы.

Обе стороны представили подробные планы и способы стыковки железных дорог, выразив намерение перейти от слов к делу и в короткие сроки расчистить от мин и колючей проволоки проходы в демилитаризованной зоне, вот уже полвека разделяющей Корею на две части. После осуществления этого проекта Транскорейская железная дорога, сообщение по которой было прервано в 1950 году в результате корейской войны, может быть соединена с российским Транссибом кратчайшим сухопутным путем в Европу.


Бомбардировка аэропорта в Ираке

Авиация США и Великобритании во вторник поздно вечером подвергла бомбардировке гражданский аэропорт в Мосуле, расположенный в 400 км севернее Багдада. Как сообщает Анатолийское агентство со ссылкой на представителя министерства транспорта Ирака, в результате бомбардировки уничтожена радарная станция, которая использовалась для корректировки взлетов и посадок гражданской авиации Ирака. Человеческих жертв и пострадавших в ходе налета нет, сообщил представитель министерства. В некоторых зданиях аэропорта от взрывов авиабомб и ракет вылетели стекла.


Израиль блокировал сектор Газа

Военно-морские силы Израиля блокировали вчера на рассвете побережье сектора Газа. Одновременно впервые с начала продолжающегося уже почти два года палестинского восстания израильская бронетехника введена в палестинское прибрежное селение Шейх-Элиин. По палестинским данным, израильские войска окружили административный центр сектора Газа. Целью операции объявлено «обеспечение безопасности и предотвращение контрабанды оружия в палестинскую автономию морским путем».


Коротко

* * *

Правительство РФ направит «проблемным регионам» на подготовку к зиме 5 миллиардов рублей в виде бюджетных ссуд. Их получат: Камчатка, Приморье, Красноярск, Курган и Ульяновск.

* * *

Министерство финансов РФ намерено продать драгоценных металлов и камней на сумму до 32 миллиардов рублей.Эти средства будут направлены на погашение долговых обязательств России.

* * *

С 30 августа «АвтоВАЗ» повышает отпускные цены на автомобили в среднем на 1,2 процента.

Дословно

Руководитель подразделения по борьбе с терроризмом европейской полицейской организации Европол Петер Гридлинг об экстремистской группировке Усамы бен Ладена:
– «Аль-Каида» все еще располагает возможностями для подготовки и осуществления крупных террористических актов. Угроза не стала меньше, она существует в неизменном виде.

Дефицит электровозов: взгляд из стойла для «железных коней»

Более года назад электровозы трех магистралей Восточной Сибири побежали по длинному плечу от Мариинска до Карымской. Значительное расширение полигона позволило ликвидировать стыки между дорогами, сократить число локомотивов и увеличить их среднесуточный пробег. Словом, сделать более эффективной всю эксплуатационную работу.

Но внедрение новой технологии совпало с пиком летних перевозок и путевых ремонтных работ. Всем хотелось, чтобы с первых дней «длинноплечевой» эксперимент увенчался успехом, поезда побежали быстрее, а они, как назло, «встали», и движение на многих участках Транссиба было надолго выбито из графика.

– В те дни мы из единого центра управления перевозками не вылезали, – вспоминает заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Восточно-Сибирской магистрали Николай Бережной. – Составили круглосуточный график дежурств и вместе с движенцами «расшивали» все заторы...

С первых дней стало видно, насколько разный технический уровень подготовки к эксперименту оказался у трех сибирских дорог. На одной ниже скорость поездов, на другой меньше весовые нормы. Крупные станции из-за отсутствия достаточного количества и нужной длины путей не могли принять и сформировать длинносоставные поезда. Добавили сумятицы движенцы. Они просто-напросто растерялись: из-за неправильных регулировок локомотивы скапливались и застревали на конечных станциях полигона – Карымской и Мариинской. Восточно-Сибирская магистраль, оказавшись посередине пути, постоянно испытывала и теперь испытывает дефицит электровозов.

В таких условиях у локомотивщиков выход один: быстро осматривать и ремонтировать поступающие в депо машины. Но всегда ли это удается? Анализ работы пунктов технического осмотра Тайшетского и Иркутск-сортировочного локомотивных депо говорит о том, что ПТО оказались тоже не готовы к работе в новых условиях.

Сегодня ПТО Тайшета и Иркутска обслуживают электровозы различной модификации – ВЛ60, ВЛ80, ВЛ80с, ВЛ80р, ВЛ85. Увеличилась и зона ответственности. Если раньше деповчане давали гарантию на сотни километров, то теперь – на две тысячи. Значительно возрос и заход локомотивов в стойла. За сутки приходится обрабатывать 40 – 45 электровозов при проектной мощности ПТО 48 локомотивов. Но почему не больше?

– На две имеющиеся канавы мы можем поставить одновременно 4 машины, – вводил меня в курс дела начальник локомотивного депо Иркутск-сортировочный Владимир Цыбульский. – Это грузовые электровозы, пассажирские и так называемые «толкачи», помогающие вести составы на перевальном высокогорном участке от Большого Луга до Слюдянки. У всех разное время ТО-2. Грузовые в зависимости от количества секций по норме должны стоять на канаве час-полтора, а пассажирские – два...

Поэтому заход в стойло пассажирской машины – это почти всегда сбой ритма в работе ремонтников. Хуже, если на осмотр одновременно встанут две «пассажирки» и, не дай бог, одной из них потребуется внеплановый ремонт. И совсем плохо, когда поезда приходят в Иркутск с нарушением графиков. А когда за короткий промежуток времени на станцию заходит до восьми поездов, затор электровозов на путях к ПТО обеспечен.

Нехватка стойл стала особенно острой проблемой нынешним летом. К путейским «окнам», из-за которых ломаются графики движения поездов, и к дополнительным грузовым, повернутым на Дальний Восток с Черноморского побережья из-за стихийного бедствия, добавилось ЧП на станции Карымская Забайкальской дороги. В июне здесь рухнула крыша одного из корпусов в локомотивном депо. Пришлось начать там основательную реконструкцию. Департамент локомотивного хозяйства МПС был вынужден увеличить время между техосмотрами грузовых электровозов в восточном регионе с 72 до 96 часов. А основная нагрузка по ТО-2 легла на Восточно-Сибирскую дорогу.

Вместе с Владимиром Цыбульским анализируем работу иркутского депо за один день – к примеру, 22 августа. Через ПТО прошло 40 машин. Оборот ВЛ85 составил 5,21 часа при норме 3,40. Оборот ВЛ80 всех серий – 4,44 часа при необходимых 2,57... Казалось бы, «железные кони» в стойлах перестояли более чем в полтора раза. Но при детальном изучении картина выглядит иначе. Почти половина машин уже после канавы стояла в полной готовности в ожидании закрытия «окон». А оборот-то локомотивов по депо и станции в это время «накручивался»! Или вот машина зашла в ПТО с внеплановым ремонтом. Простояла 11 часов. Меняли трансформатор. На месте его не нашлось, пришлось заказывать в депо приписки электровоза. А время-то шло!

Сейчас проблема запчастей, остро, как прежде, не стоит. На мелкий ремонт, говорят деповчане, у нормального слесаря в заначке найдется все. А вот с внеплановыми ремонтами труднее. С других дорог по договору должно поступать десять процентов запасных частей. Но чаще приходят телеграммы с отказами и заверениями, что их не хватает даже для собственных нужд. Поэтому и начинаются лихорадочные поиски нужной детали при поломках, некачественный ремонт, отказы в пути следования. Особенно много проблем при обслуживании электронного оборудования ВЛ80р. Много за последнее время выведено машин из запаса МПС, а старое, как известно, старым останется, как его ни подновляй...

В Иркутске, чтобы снизить время оборота локомотивов, приняли ряд мер. В середине сентября примет электровозы для межпоездного ремонта новый цех с двумя стойлами. Он будет оборудован 40-тонными домкратами. Здесь планируется производить большую часть внепланового ремонта: от смены изломанных стержней люлечного подвешивания до замены вспомогательных машин, токоприемников, автосцепок. Изменится и технология провода электровозов через ПТО. Скоро они начнут выезжать на станцию после осмотра на проход, а не возвращаться, как прежде, на железнодорожные пути со встречным движением. Для этого здесь решено расширить путевое хозяйство.

Необходима реконструкция и в Тайшете. К главному корпусу будет пристроен дополнительный с 18-метровой стеной. Особенность тайшетского ПТО в том, что его ремонтники обслуживают локомотивы, работающие не только на главном ходу Транссиба, но и на северном – бамовском, и на абаканском. Но именно тайшетское ПТО вызывает у руководства службы локомотивного хозяйства Восточно-Сибирской дороги меньше головной боли. Здесь работают специалисты высокой квалификации, весь командный состав имеет не только высшее образование, но и солидный практический опыт. В ПТО созданы нормальные условия для осмотра электровозов, у его работников и зарплата повыше, чем в других цехах.

За короткий срок оборот локомотивов по депо Тайшет и Иркутск-сортировочный снизился с 8 – 9 часов до 4,5... Принимаемые меры позволят довести этот показатель до 4 часов. Но для дальнейшей оптимизации, считают в локомотивной службе, надо принимать дополнительно специалистов. Вот запускают в иркутском ПТО еще два стойла и ломают головы, где взять людей для их обслуживания. Ведь расширение штата сейчас, когда все озабочены подъемом производительности труда и сокращением кадров, – мера непопулярная.

...Я поинтересовался у Владимира Цыбульского, во сколько обходятся депо и всей Восточно-Сибирской дороге сверхнормативные задержки локомотивов на ПТО. Начальник депо ответить не смог. Ничего вразумительного мне не сказали и в локомотивной службе дороги. Оказывается, таких подсчетов никто не ведет. Зато точно знают, сколько надо сократить работников, чтобы поднять в локомотивном хозяйстве производительность труда на один процент и даже на полпроцента... Но насколько «производительна» такая арифметика, когда речь идет о снижении оборота локомотива, зарабатывающего деньги для дороги?

Евгений БОГАЧЕВ,
наш соб. корр.
Иркутск.

Тепло по осени считают

Жилой сектор Уярского завода ЖБКИ надежно застрахован от суровых морозов. Ни одной жалобы от жильцов за всю зиму на плохую работу котельной – в условиях Сибири это, наверное, достижение. В чем причина успешной работы?

Несколько лет назад на ЖБКИ пришли к выводу, что на паровозных котлах и дедовской технологии подачи угля вручную далеко не уедешь. Старую котельную перестроили и модернизировали, автоматизировав все процессы получения пара и горячей воды. Сегодня на уярском узле это единственное энергоподразделение, где не знают, что такое сезонность. Здесь всегда есть запас мазута, ревизия котлов и автоматики проведена своевременно, а на всякий случай держится в готовности и резервная нитка.

Совсем иная картина в котельной Уярской дистанции пути. Когда-то и здесь стояли паровозные котлы, а потом их сменили паровые, работающие на твердом топливе агрегаты. И даже механизацию для улучшения условий труда обслуживающего персонала внедрили: дробилка, углеподача. Остается только удивляться, как же это неплохое хозяйство пришло в упадок. При наличии в штате лаборанта, аппаратчиков, слесарей, в условиях, когда действует химводоочистка, здесь в работе только один котел. На приведение в жизнеспособное состояние второго требуется приличная сумма – порядка двух миллионов рублей.

Теперь это забота уже нового хозяина – Уярского участка Красноярской дистанции гражданских сооружений, в чье ведение передали котельную. Экономисты хватаются за голову: энергосеть, снабжающая теплом два больничных корпуса, производственные помещения путейцев, дает два миллиона рублей убытка.

В горячке трудный объект предлагают даже закрыть. И все же надо считаться с реалиями: одной котельной дистанции гражданских сооружений явно не хватит. Как ни странно, предприятие с наибольшей нагрузкой имеет самую слабую материально-техническую базу. Лопата, увы, не думает сдаваться: кочегарам вручную приходится швырять уголь в топку. А в прошлый сезон – даже возить к топкам на тачке. Нынче все-таки рабочим облегчение. После ремонта, который обошелся в полтора миллиона рублей, расширили склад угля, убрав в другое место насосную. Теперь можно сразу хранить около двухсот тонн твердого топлива, но все равно в технологической цепочке не хватает механизированной углеподачи.

Участок переподчиняли то Иланской, то, как теперь, Красноярску, но частая смена руководства не повысила качества предоставляемых услуг. Именно здесь наибольшее число жалоб на холод в квартирах. И вряд ли будет тепло, поскольку никто и не позволит на стареющих коммуникациях допустить пережог топлива. На экономическое самочувствие участка давят долги муниципального ЖКХ, сегодня они составляют полтора миллиона рублей. И рассчитываться с дорогой не спешат, надеясь на бартерно-угольный вариант.

В минувшем сезоне именно в Уяре отмечались наибольшие трудности в снабжении населения топливом. Профсоюзный лидер магистрали Виктор Гордиенко на дорожной конференции анализировал данную проблему. В мае узел получил около пятисот тонн угля хорошего качества, но он так и не дошел до потребителя. В конечном итоге топливо увезли на другие станции. А с наступлением первых заморозков в Уяре забили тревогу.

В том, что создалась чрезвычайная ситуация, есть и конкретный виновник – «Желдорснаб». С легкой руки посредника, перезаключившего договоры, цены на уголь подскочили. Чтобы удержать их на приемлемом для населения уровне, дорога переплатила свыше девяти миллионов рублей. Благо для магистрали, что «Желдорснаб» больше не занимается углепоставками в регионе.

– За последние два года, – рассказывает мастер котельных Уярского участка Красноярской дистанции гражданских сооружений Анатолий Павленко, – редко когда приходил приличный уголь. Не могу добиться сертификата качества. А ведь краснеть перед людьми приходится не кому-то, а в первую очередь мне...

Любопытно, что в прошлом сезоне на дороге отмечались случаи спекуляции твердым топливом. Люди брали чуть ли не вдвое больше, а потом, естественно, перепродавали – бизнес... Трудно не согласиться с позицией дорпрофсожа: нельзя допустить, чтобы кто-то жировал за счет магистрали. Здесь нужно навести порядок, установить жесткие нормативы выдачи по топливным книжкам.

Но подобные вышеперечисленным вещи характерны для Уяра. Сюда везут то, что обычно отправляется с разрезов в адрес ТЭЦ. Когда-то здесь потребляли уголь из Бородина: он ближе, дешевле и прекрасно горит. На узле надеются, что теперь, когда дорога взяла на себя обязательство поставщика, в Уяр придет именно такое топливо, которое необходимо железнодорожникам.

Николай ЮРЛОВ,
наш соб. корр.
Уяр,
Красноярский край.

За терриконами проблем

По мнению многих специалистов, угольная промышленность России сейчас на подъеме. Напомним, к примеру, что не только выросла добыча угля, сравнявшись с уровнем 1994 года, но и почти в 4 раза выросла ее рентабельность, достигнув 6 процентов. Казалось бы, чего еще желать? Однако, судя по многим признакам, остается желать еще очень многого. Если брать по-крупному, то проблемы с «хлебом промышленности» можно выстроить в таком порядке: сбыт, инвестиции, транспортировка и некоторые другие. На первом месте, опять же по общему признанию, проблема сбыта угля, особенно на внутреннем рынке. Причина тоже не вызывает особых споров. В первую очередь ее видят в перекосе энергетического баланса народного хозяйства России в сторону газа, о чем «Гудок» уже писал.

Директор Института геологии, нефти и газа Сибирского отделения РАН академик А.Конторович считает, что этот перекос, причины которого уходят корнями в 50 – 60-е годы прошлого века, ныне стал еще больше. По его оценкам, в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов ныне газ составляет в России более 50 процентов, а в электроэнергетике – 65 процентов. В США и Германии, как известно, все наоборот: там доля потребления угля в электроэнергетике перевалила за 50 процентов. В результате Кузбасс и Красноярский край затоварены углем, миллионы тонн его лежат невостребованными. Проблема со сбытом еще больше обострилась из-за того, что РАО «ЕЭС» резко увеличило импорт угля из Казахстана. А ведь он, кстати, по качеству намного хуже кузбасского.

Решение проблемы улучшения структуры энергетического баланса Конторович видит так. Во-первых, нужно заниматься обогащением угля, с тем чтобы не возить вместе с ним на тысячи километров еще и пустую породу. Необходимо также изменить соотношение цен на уголь и газ. Сегодня, по его словам, цены на уголь завышены, а на газ резко занижены. Это было признано и Президентом Владимир Путиным на недавнем совещании по проблемам ТЭКа в Новом Уренгое.

На втором месте, пожалуй, проблема инвестиций в производство угля. Правда, проблема эта общая для всех отраслей экономики страны. Кто может у нас похвастаться, что ему хватает инвестиций? Но главное здесь в том, что и перспективы привлечения инвестиций в угольную отрасль далеко не радужные. А централизованные государственные инвестиции слишком малы, чтобы технически перевооружить отрасль и освоить новые месторождения с применением современных технологий. Во многом, по мнению заведующего сектором ТЭКа Института экономики и организации промышленного производства СО РАН В. Чурашева, это порождено кризисом в управлении отраслью и в принятой в ней схеме разгосударствления и приватизации угольных предприятий. В первую очередь это, на его взгляд, привело к обострению противоречий между правами собственников и их ответственностью.

В частности, их новые собственники тратятся, как правило, только на текущие производственные нужды. Ради сиюминутных прибылей хищническим способом извлекаются наиболее благоприятные по геологическим условиям запасы угля. При этом быстро, за два-три года, приводятся в негодность шахтные поля. Мелкие шахты не вкладывают средства в развитие инфраструктуры, которой они пользуются «бесплатно». Нарушается технология отработки остающихся запасов угля. В итоге возрастает вероятность крупных катастроф. В. Чурашев считает, что без усиления государственного управления отраслью не обойтись. В частности, он предлагает создать эффективную отраслевую управленческую структуру, которая бы координировала и направляла техническую политику в отрасли и могла бы представлять интересы угольных компаний в органах федеральной власти.

От себя хотелось бы добавить, что кардинально решить проблему инвестиций все-таки под силу лишь государственной власти. Нужны законодательно оформленная система государственных гарантий на капиталовложения и развитый фондовый рынок. Раз этого нет, будут только одни разговоры об инвестиционном климате.

Нелегка и проблема транспортировки угля. Как отметил замминистра энергетики Анатолий Янковский, транспортная проблема обостряется еще и потому, что при общем росте добычи угля усилилась неравномерность его добычи по стране. Соответственно это увеличивает протяженность маршрутов перевозок угля. Традиционно замминистра назвал одной из главных составляющих проблемы доставки угля высокие тарифы на его перевозку. Неважно обстоит дело с ритмичностью его поставок потребителям. Причем виноваты бывают не только угольщики. Замминистра привел как характерный пример письмо руководителей Красноярской угольной компании. В нем они сообщают о том, что энергетики отказываются от достигнутых договоренностей по объемам и срокам поставки угля на электростанции Сибири и Дальнего Востока. Не надо объяснять, чем это чревато и для угольщиков, и для потребителей электроэнергии.

К этому добавляется и проблема оплаты угля российскими потребителями. По данным А. Янковского, доля оплаты «живыми деньгами» поставок угля местными администрациями не превышает 30, а энергетическими компаниями – 40 процентов.

О проблеме безработицы в результате массовой ликвидации угольных предприятий газета уже писала. Здесь задачи и переселения семей шахтеров на «большую землю», и трудоустройства безработных. Как обычно, все упирается в скудное финансирование социальных программ. Дает на это кредиты и Всемирный банк. Но, во-первых, всем понятный и ощутимый эффект от этих кредитов что-то не прослеживается. А во-вторых, кредиты-то надо отдавать, и с процентами. Мы и так нахватали столько долгов, что внукам останется.

По-прежнему тревожит ситуация с оплатой тяжелейшего и очень вредного труда шахтеров. И без того низкую, как правило, шахтерскую зарплату часто задерживают и подолгу не выплачивают. Иные новоявленные хозяева шахт таким образом решают свои финансовые проблемы. И пока что это сходит им с рук. Действительно, все говорит о том, что отрасль должна так или иначе управляться. Тем более что вышеперечисленные проблемы носят в основном общеотраслевой характер.

Вместе с тем очевидно, что за терриконами проблем наконец-то стала проявляться заинтересованность администрации министерств и ведомств расшить узкие места, достичь положения дел, отвечающего подлинным интересам государства. Об этом, в частности, свидетельствует и рабочая поездка президиума Госсовета в шахтерский Кузбасс.

Сергей ЧУЛОК.

Поездка – в подарок от дороги

17 воспитанников детского дома из села Ягубовка Нижегородской области получили возможность увидеть Санкт-Петербург: они посетили Эрмитаж, посмотрели фонтаны Петергофа, Царскосельский лицей, были в зоопарке и в театре. Эта поездка стала подарком для них от Горьковской железной дороги. Перед отправкой из Нижнего на фирменном поезде «Волга» детям был устроен настоящий прием в Царском павильоне – историческом здании рядом с Московским вокзалом. Заместитель начальника магистрали Александр Тюрников вручил детям сувениры с символикой Горьковской железной дороги.

Иван СЕРГЕЕВ.

Зубры обживают владимирские леса

Не только в Ярополчском бору около Вязников, но и в соседнем Гороховецком районе Владимирской области будут отныне жить зубры. Первая пара этих редких теперь зверей выпущена нынешним летом в леса Фоминского заказника. Привезены они сюда из Рязанской области, из зубрового питомника Окского биосферного заповедника, в соответствии с международной программой восстановления этого вида животных в тех регионах, где они жили в прошлые века.

Николай МОРОХИН.

Город уральских мастеров затрясло

Приборы метеостанции Златоуста зафиксировали землетрясение силой три балла по шкале Рихтера. Уральский город мастеров подобных явлений не наблюдал 110 лет. Последний раз трясло Златоуст с шестибалльной силой в конце девятнадцатого века.

Волна землетрясения докатилась до Миасса и других городов, расположенных рядом с Уральским хребтом. Жертв и разрушений нет.

Евгения МУСИХИНА.

Еще послужит старый пролет

Новый пешеходный переход через реку Аскиз сдали в эксплуатацию абаканские дорожники. Для жителей хакасского села Анч-Чон это настоящий подарок. Сооружение стоимостью 240 тысяч рублей выполнено на основе железнодорожной пролетной конструкции, отслужившей свой срок. А в качестве пешеходного перехода пролет можно использовать еще десятки лет.

Николай ЮРЛОВ.

О чем поет «Свирель» лесная?

Под занавес летних каникул в Енисейском районе завершился краевой слет школьных лесничеств, пятнадцатый по счету с начала шефства Государственной лесной службы над образовательными учреждениями Красноярья.

Шестьдесят делегаций, представлявших победителей в районах, съехались в село Озерное. Победителями стали школьное лесничество «Свирель» и межшкольный лесхоз «Шушенский бор». Ребята высадили лесные культуры на площади четыреста гектаров и очистили тайгу от захламленности на трехстах. Весьма показательно, что сегодня почти две тысячи школьников помогают работникам лесного хозяйства. Юные защитники русского леса успешно сдают госэкзамены и получают настоящие удостоверения лесников, поступают в профильные вузы и техникумы.

Николай ШИШКОВ.

Менделеев в Боблове

Существует известное заблуждение: Менделеев – химик и только химик. Однако химия это лишь одна сторона его потрясающей научной и практической деятельности. Талант ученого раскрылся в метрологии и судостроении, медицине и астрономии, гидродинамике и экономике. Но мало кто знает, что особое место в этом перечне занимают лесоводство, земледелие, животноводство, сельское строительство, нетрадиционная энергетика, производство сельхозпродукции.

Все началось летом 1865 года, когда Менделеев, делегированный Петербургским университетом, направился на Всероссийскую мануфактурную выставку в Москву.

На выставке в Москве у Менделеева вышел спор с российскими промышленниками относительно получения устойчивых урожаев в нашей средней полосе, особенно после реформы 1861 года. Разгорячившись, ученый брался сам доказать такую возможность. А при этом споре присутствовал некий Богенгард, отставной полковник, перекупщик. Он-то и предложил Менделееву купить Боблово, отошедшее в казну имение.

На обратной дороге ученый осмотрел усадьбу и в июле оформил купчую.

Боблово ассоциировалось у Менделеева с его родиной – Тобольском, он писал: «Эти места напоминают мне Сибирь. Они мне дороги». С высоты Бобловского холма открывались необъятные дали красивейшего места Подмосковья – Клинско-Дмитровской гряды, всхолмленной, пересеченной оврагами, промоинами, руслами множества рек и ручьев.

За шесть-семь лет ученый совершенно преобразил запущенное имение: ввел многополье, травосеяние, стал применять удобрения и машины, организовал правильное животноводство и молочное хозяйство. Урожаи буквально всех культур удвоились. Имение сделалось образцовым и даже превратилось в место паломничества студентов Петровской земледельческой академии. По свидетельству современников, урожаи и удои в хозяйстве Менделеева вызывали удивление окружающих крестьян.

Эксперименты проводились на Бобловском опытном поле. Если не считать «Опытного хутора», где ставились стихийные сельскохозяйственные эксперименты, описанные С.А.Масловым в «Историческом обозрении действия и трудов Императорского московского общества сельского хозяйства со времен его основания до 1846 года», это поле оказалось первым научным полигоном такого рода в России.

Ученый стремился сделать из Боблова оптимальную в смысле эффективности ферму в условиях российского Нечерноземья, причем подходил к этой задаче, как принято говорить сегодня, с позиций системного анализа. Он убедился в замкнутом цикле: урожайность зависит от внесенного в почву навоза; чтобы получить навоз, нужно развить скотоводство; чтобы развить скотоводство, нужен капитал; чтобы иметь капитал, нужно повысить урожайность, а, стало быть, прибыльность сельского хозяйства...

Опытное поле в Боблове натолкнуло Менделеева, как писал он в докладе для Вольного экономического общества, на его «первые экономические мысли».

Впервые при анализе результатов своих экспериментов в 1872 году ученый применил статистические методы для вычисления величины, как он выражался, «истинного контроля».

В восьмидесятые годы XIX века, занявшись проблемой энергетики в сельском хозяйстве, Менделеев создал ветряной двигатель с горизонтальной турбиной, мало подверженный разрушительному действию ветров. «Такое приспособление, – писал ученый, – устроенное мною в малом виде в моем имении, было выставлено, не помню кем, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и, сколько мне известно, уже действует исправно в разных местностях России».

На опытных полях Менделеев выращивал крапиву, которую на фабрике соседа Коулен-и-Кост обрабатывал по технологии льна. Экстравагантная супруга ученого Анна Ивановна шила из полученной ткани платья и прочие аксессуары одежды, озадачивая бобловских крестьян: «Что, у Митрий Иваныча денег нет портки справить?»

Еще в шестидесятые годы Менделеев ставил специальные опыты по кормлению молочных коров, выращивал свиней, варьируя ритм кормления и температуры пищи. Таким образом он добивался ускоренного роста скота, получал разные сорта мяса.

На северном склоне Бобловского холма Менделеев высадил березовую рощу, разбил парк, которые украсили почти лысую гору. В книге «Россия и что ей надо» ученый писал: «Необходимо в России отчислить большое количество земли под леса, сохранение которых, указанное императором Александром III, составляет неизбежное условие сколько-нибудь правильного течения русской жизни, так как неизбежно, что азиаты, истребив леса, многие места Азии превратили в пустыни».

Боблово служило ученому не только научным полигоном. Сюда он вывез из Сибири многочисленных племянников и внучатых племянников – детей и внуков овдовевших своих сестер. Из «бобловского гнезда Менделеева» вышли профессор механики, один из главных конструкторов ледокола «Ермак» Николай Смирнов, его брат, профессор-ихтиолог Нестор, профессор математики Юлия Смирнова, академик-востоковед, хранитель Эрмитажа Яков Смирнов и многие другие забытые ныне ученые.

Владимир ПОТРЕСОВ.

Брешь в зеленой стене

Сибирская тайга спасет планету, если сама не погибнет

Борей в древнегреческой мифологии – бог северного ветра. Названные в честь сурового нравом небожителя бореальные хвойные леса Северного полушария, стоящие непроходимой стеной, тысячелетиями сдерживали холодные массы воздуха, стремящиеся на юг из полярных широт. Но не только за это должны быть благодарны жители нашей планеты «зеленому морю тайги». Более существенная роль бореальных лесов установлена лишь в последние десятилетия. Оказывается, они не только выделяют жизненно важный кислород, но и спасают Землю от перегрева, связанного с промышленной деятельностью людей.

Северные леса стали одним из лучших консервантов углекислого газа, которого все больше и больше выбрасывается в атмосферу из чрева фабрик и заводов, выхлопных труб десятков миллионов автомобилей. Углекислый газ несет в себе угрозу того самого парникового эффекта, о котором много говорят не только в научных кругах. Какая опасность таится даже в незначительном, меньше одного градуса, повышении температуры и влажности воздуха в глобальном масштабе, вполне реально можно ощутить по буйству лесных пожаров, небывалым наводнениям, полчищам прожорливых насекомых, вмиг опустошающих поля и леса, а также по другим природным катаклизмам, обрушившимся на беспечное человечество.

А между тем каждая сосна или елочка из этого вредного углерода формирует себе древесную массу и на десятилетия и даже века, пока живет и растет, надежно удерживает, не давая ему выброситься в атмосферу. Лучше других понимают роль северных лесов ученые-экологи. И самое пристальное внимание обращено на Россию, где на бореальные леса приходится 95 процентов лесных площадей. То есть у нас сосредоточена пятая часть подобной растительности планеты, в основном это воспетое в песнях зеленое море сибирской тайги.

Однако есть у специалистов и повод для беспокойства. Как считает профессор Анатолий Швиденко, старший научный сотрудник Международного института прикладного системного анализа, явно не на пользу лесам России идет отсутствие продуманной государственной политики в стране. Леса все чаще горят, подвергаются нашествию вредителей, хищнически вырубаются, лесное хозяйство хиреет.

– Прежде всего надо укреплять государственное управление лесами, – считает Анатолий Зиновьевич, самолично изучивший опыт десятков лесных стран. – Только при четкой и определенной лесной политике со стороны властей можно обеспечить и охрану леса, и защиту от пожаров, и рациональное лесопользование в условиях его постоянного возобновления.

Живой пример – остров Сахалин и буквально через несколько километров от него через пролив Лаперуза японский остров Хоккайдо с похожими лесами. Почему-то на Сахалине число пожаров в двадцать раз больше, чем на японском острове. Одна из главных причин – явно недостаточное техническое обеспечение лесной службы нашего острова.

Чтобы бороться с теми же лесными пожарами, надо постоянно наблюдать за лесом со спутников, иметь наземные средства связи и оперативной борьбы с огнем. До этого у нас еще далеко. Хотя уже становятся привычными геоинформационные системы в лесном хозяйстве, появились новые возможности для моделирования процессов в лесных экосистемах. Уже создаются очень точные карты состояния лесов в динамике. Но массового, повсеместного и масштабного применения этих систем и технологий нет.

– Для изучения бореальных лесов и всего связанного с ними, – говорит директор Центра по экологии и продуктивности лесов РАН академик Александр Исаев, – требуются совершенно новые научные кадры, методологии, выбор стратегии и цели исследований. Нужны качественное планирование и оценка социальных аспектов, техническое оснащение, наконец. Сегодня практически все упирается в людей, в уровень их знаний и квалификации. Будут люди – можно будет действительно и горы свернуть, и леса сохранить. Но специалистов надо готовить, им надо передавать накопленный опыт.

И последнее. По большому счету, нам непонятно, как при столь неохватном богатстве, что представляют собой леса России, наше лесное хозяйство остается убыточной отраслью.

Геннадий МИРОНОВ.
Красноярск.

Кузбасский самородок

Имя Ивана Селиванова, живописца из Кузбасса, золотыми буквами вписано в историю русского искусства. Его работами восхищались знатоки живописи крупнейших столиц мира – Парижа, Лондона, Праги, Берлина, Будапешта. Четырнадцать лет уже нет художника с нами, ныне его работы находятся в фонде художественного собрания Дома народного творчества и путешествуют только по отечественным выставкам. Такое время. По телевизору показывают документальные фильмы, посвященные художнику, а также художественный – «Серафим Полубес и другие жители Земли», сценарий которого основан на фактах биографии Селиванова.

В Кузбассе в поселке Инском Беловского района Кемеровской области в интернате для ветеранов труда открыта комната-музей, в которой хранятся картины, карандашные эскизы, письма и фотопортреты художника.

Мне довелось немало писать о Селиванове, все-таки земляки, родом я из Белова, а Иван Егорович, уроженец ломоносовских мест, во время эвакуации оказавшийся в Кузбассе, давно ощущал себя сибиряком. Чем дальше идет время, тем большую благодарность испытываю к судьбе за эту встречу с человеком-самородком.

Селиванов был не просто художником, педагог Ю.Г. Аксенов называл его философом, представителем «русского космизма». На протяжении последних десяти лет Иван Егорович вел дневники, в которых описывал свою жизнь, как она ему запомнилась. Полуголодное детство в северной деревне Васильевской, скитания в поисках работы, освоение множества профессий мастерового человека, встреча с Варей и, наконец, на пятом десятке лет обретение собственной избушки «на бугре» в Прокопьевске. «Прокурлыкал я в ней тридцать четыре года», – пишет Селиванов.

Дневники художника напоминают порой народные сказы, порой написаны в жанре «потока сознания», а иногда я обнаруживала в них законченные рассказы, сценки из народной жизни, напоминавшие те, что читаем у Льва Толстого в «Азбуке». Все было самородно в этом маленьком северянине-сибиряке: кисть, которую взял в руки сорокалетним, слово, положенное на бумагу, а уж какие печи он ладил, видела своими глазами.

В Кузбасс Селиванов с женой попали во время эвакуации. Перед войной немало поколесили по свету в поисках лучшей доли. Путешествовали и здесь – Новокузнецк, Осинники, Мундыбаш – пока не осели в Прокопьевске. Каких только профессий нет в его послужном списке – железнодорожник, кочегар, грузчик, строитель, печник, молотобоец, слесарь. Куда ни поставят, «исправно все исполнял». А та тайна, которая всегда жила в нем, открылась Варе: стал ее муж художником. Уже несколько лет учился на Курсах заочного обучения живописи в Москве, в будущем ЗНУИ, отсылая туда рисунки. О наборе желающих обучаться живописи прочитал в газетах, нарисовал воробья и отправил в ЗНУИ. Его приняли, и с тех пор в его жизни все сдвинулось. С глаз как будто упали затворы, с рук – цепи, и красота окружающего мира ослепила. То самое «притяженье любви к природе», которое, оказывается, жило в нем всегда, хлынуло, и на бумаге запечатлелись чудеса. «Интересное есть не что иное, как красота человеческой жизни, а красоту люди приобретают годами», – писал он.

Не обошлось и без казусов. Новый ученик не желал признавать ту систему перспективы, которой его учили: и железную дорогу, и буханку хлеба, и коробок спичек, и дом он рисовал такими, какими видел в действительности. «Ваша грамота отскакивает от меня как от стенки горох», – написал Селиванов.

– И тогда нам стало понятно,– рассказывал мне заслуженный работник культуры Ю.Г. Аксенов, – что его нельзя трогать. Пусть естественно переживает ту фазу, в которой находится. Художество было для него не самоцелью, а способом развивать себя и откликаться на боли мира. Мы стали наблюдать за ним и изучать его неповторимую манеру. При полнейшей непосредственности Селиванов в любом состоянии добивался целостности и выразительности. Для него изображаемое было не предметом, подлежащим перспективе, а образом прежде всего.

Он писал нам: «Я мужик, который, между прочим, делает еще и картины». И, вы знаете, мы видим в его творчестве некий новый пласт народной культуры. Для нас Селиванов никакой не «наивный» и не примитивист, если уж затеваться с терминами, его творчество основано на глубочайшей интуиции и озарениях интеллекта, он интуитивный художник, народный мастер, такой же, как мастерицы дымковской или филимоновской игрушки, например.

К слову сказать, первым, кто распознал дар Селиванова, был Роберт Фальк, увидевший его работы в 1959-м на выставке в Центральном Доме работников искусств. Он сказал одно-единственное слово педагогам ЗНУИ: «Берегите!» А член-корреспондент Академии художеств СССР С.М. Никиреев писал Селиванову: «Для меня вы художник огромного, редкостного дарования, таких земля Русская рождает нечасто. Желаю быть здоровым и уверенным в том, что вы самородок необыкновенного веса и блеска. Все, что выходит на холст, бумагу и т.д. из вашего талантливейшего сердца и души, – все это нужно всей российской культуре (и не только!), русскому искусству, всем, кто вас любит! Помните! Каждый штрих ваш и мазок – все имеет значимость».

Соседи не понимали увлечения печника. Подшучивали, считали это «странностью», а то и зло поддевали. А ему все было нипочем. «Мы должны понимать друг друга. Если художник не интересуется людьми, он не настоящий художник. Каждый человек особен своей красотой, настроением, цветом лица, наконец. Но больше всего привлекают глаза. Смотри в них, и поймешь самое главное». Среди женских портретов Селиванова – знаменитая «Девочка», которую специалисты называют «самодеятельной Джокондой», «Соседка-погорелица»(Марья Ноговицына), несколько женских лиц, чем-то остановивших его внимание, и портреты матери.

В последние годы жизни художника довелось мне несколько раз навестить его на кузбасской земле. Домишко его должен был пойти под снос, и художника перевели в тот самый интернат для ветеранов труда в поселке Инском. А потом построили для него новый дом – по типу избушки «на бугре». Но в новом жилище Селиванов не прожил и двух лет. В последний раз я была у него вскоре после новоселья.

В кухне уютно потрескивала печь, двери в мастерскую и спальню были прикрыты. А в дальних сенцах жили кошка Маша и петух с курицей, ближайшие друзья-товарищи, которые делили с ним кров после смерти жены. В окнах было светло от сияющего снега. На мольберте – новый карандашный набросок.

Нина КАТАЕВА.
Прокопьевск – Белово
Кемеровской обл.

Играй, гармонь сибирская!

Интересной и разнообразной получилась программа областного фестиваля гармонистов и частушечников «Играй, гармонь сибирская!», который завершил свою работу в Ленинск-Кузнецком. На заключительном концерте яблоку было некуда упасть – столько желающих пришло посмотреть на виртуозов Кузбасса. В зале царила праздничная атмосфера, выступления артистов то и дело прерывались дружными аплодисментами.

Нынешний фестиваль не простой, юбилейный. Он был приурочен к 60-летию образования Кемеровской области и 55-летию празднования Дня шахтера. Поэтому организаторам смотра удалось собрать рекордное количество участников: 20 ансамблей, 30 солистов-гармонистов и около 200 исполнителей частушек из 16 городов и районов области. За все время проведения фестиваля в нем приняли участие свыше тысячи гармонистов и частушечников со всей области.

Иван ЧИСТЯКОВ.

Приз губернатора

«Бабье лето» – под таким поэтическим названием в селе Проскоково Кемеровской области прошел XI Всероссийский фестиваль авторской песни.

Его организаторы – департамент культуры администрации Кемеровской области, администрация Юргинского района, культурный центр «Владимиръ» (г.Юрга). Председателем жюри был избран известный бард из Кургана Анатолий Киреев.

Юргинский фестиваль «Бабье лето» входит в тройку крупнейших фестивалей авторской песни, проводимых в России. В этом году на него съехались около трех тысяч участников и зрителей из всех уголков России – Москвы, Казани, Самары, Кургана, Красноярска, Томска, Омска, Новосибирска, Кемерова, Новокузнецка, с полуострова Ямал и даже из стран, как сейчас говорят, ближнего зарубежья.

В заключительном гала-концерте приняли участие 48 бардов. Со сцены звучали песни прославленных мэтров жанра – Булата Окуджавы, Олега Митяева, Анатолия Киреева и собственные сочинения авторов-исполнителей. Жюри отметило высокий уровень исполнительского мастерства самодеятельных артистов. Все участники получили благодарственные письма и дипломы оргкомитета, комплекты маек и кепок с эмблемой фестиваля. А Гран-при завоевала исполнительница из Омска Екатерина Криницына. Она получила главный приз губернатора Кемеровской области Амана Тулеева – шестиструнную гитару.

Игнат ПАВЛОВ.

В Индианаполис за медалями

Сегодня в Индианаполисе пройдут первые поединки чемпионата мира по баскетболу. По своей популярности баскетбол уступает, пожалуй, лишь футболу. Мировые первенства проводятся, как и у футболистов, раз в четыре года и по своей престижности приравниваются к турнирам на Олимпийских играх. Отрадно, что среди фаворитов называют и сборную команду России. Накануне отлета наших баскетболистов за океан на пресс-конференции, организованной Российской Федерацией баскетбола, состоялся интересный разговор руководителей федерации с журналистами. Его начал президент РФБ Сергей Кузин.

– На заседании исполкома федерации перед нашей командой была поставлена задача занять в США место не ниже пятого. Видимо, члены исполкома исходили из того, что на Олимпиаде-2000 в Сиднее сборная России была лишь восьмой, а в минувшем году на чемпионате Европы довольствовалась пятым местом. Я по натуре максималист. И считаю, уж если ехать на чемпионат, то только за медалями. Конечно, команда США – крепкий орешек. Безусловно, сильны югославы, испанцы, аргентинцы. Но считаю, что нашим они вполне «по зубам». Сборная России выполнила всю подготовительную программу. И, пожалуй, впервые за последние годы главному тренеру Станиславу Еремину удалось собрать всех сильнейших российских баскетболистов. Так что, считаю, как минимум наша команда должна побороться за бронзовые награды.

Сам же главный тренер Станислав Еремин, которого все мы знаем как великолепного игрока ЦСКА, был настроен менее оптимистично.

– Подготовку к чемпионату мира мы начали еще в июле, сразу же после окончания российского первенства в суперлиге. Однако на первый сбор в Клайпеду прибыли далеко не все кандидаты в сборную. Игроки из команды пермского «Урал-Грейта» – чемпиона России – Руслан Авлеев, Сергей Панов и Александр Башминов присоединились позднее. И лишь 2 августа – Андрей Кириленко, который прибыл с недолеченной травмой. Она тревожит его и поныне. А Андрей, проведший отлично прошлый сезон в НБА, – бесспорный лидер. И именно его игра определяет стратегию и тактику сборной России. Волнует меня и физическое состояние Панова, Башминова и Авлеева. А ведь на них строится игра в атаке.

Конечно, не добавили оптимизма главному тренеру и контрольные игры. Из 6 проведенных поединков в трех наши баскетболисты потерпели поражения. Впрочем, в них главный тренер экспериментировал, опробовал разные связки игроков. А вот что он думает о соперниках на предварительном этапе.

– Сборная Аргентины в рекомендациях не нуждается, она, безусловно, будет бороться за медали чемпионата. Сборную Венесуэлы мы просто обязаны побеждать. Что касается Новой Зеландии, то эта команда для нас – темная лошадка. Но как бы там ни было – в 1/4 финала мы должны пробиться. Иначе нас никто не поймет. А там и до медалей рукой подать.

Ну а нам остается ждать вестей из США.

Владимир ЧИСТОВ.

Самые массовые старты

В Красноярске прошли игры IV летней Спартакиады народов Сибири

Более двух тысяч участников из шестнадцати сборных команд российских регионов соревновались на стадионах и спортивных площадках города по 22 видам спорта.

С первого же дня лидерство захватили хозяева Спартакиады. Художественная гимнастика (где во всех видах программы первой была красноярская спортсменка Светлана Путинцева), вольная и греко-римская борьба, легкая атлетика, бокс и, конечно же, «коронный красноярский» вид – пауэрлифтинг позволили сборной края значительно оторваться от преследователей, в числе которых были кемеровчане, алтайцы, иркутяне и омичи.

Отрадно отметить, что в числе участников далеко не последнюю роль сыграли и спортсмены-железнодорожники. Первой отличилась на помосте прославленная Валентина Нелюбова из Красноярска, установившая два рекорда Спартакиады. Шесть рекордов на счету не менее именитого боготольца Андрея Тарасенко. Завоевал золотую медаль и его земляк Максим Бархатов. Неплохо выступили на Спартакиаде теннисисты-железнодорожники. Немного не повезло волейболистам, уступившим в финале сборной Ханты-Мансийского автономного округа. А вот футболисты довольствовались лишь пятым результатом. Тем не менее на исходе четвертого дня красноярцы имели в активе 126 медалей, 50 из которых были высшей пробы.

В результате пятидневной борьбы первое место в общекомандном зачете в первой группе (среди краев и областей) у Красноярского края, второе – у Кемеровской области, третье – у Омской. Во второй группе (среди республик и автономных округов) места распределились так: Республика Хакасия, Республика Алтай, Таймырский автономный округ.

Подводя итоги Спартакиады, первый заместитель председателя Госкомспорта России Владимир Нелюбин отметил прекрасную организацию соревнований и высказал уверенность, что финал первой после долгого перерыва Спартакиады народов Российской Федерации пройдет летом 2003 года именно в Красноярске.

Сергей КУЗИЧКИН.

На Байкале – «бархатный» сезон

Август – начало сентября на Байкале самое время для массового отдыха. Электрички, идущие в сторону славного сибирского моря, переполнены. До конца «бархатного» сезона забронированы места во всех лагерях, на базах отдыха, в гостиницах и кемпингах.

Есть свои излюбленные места отдыха и у работников Восточно-Сибирской магистрали. Одно из них – база отдыха «Култушная». Она расположена на бурятской стороне озера, в заливе Посольский Сор. Рядом Транссиб и автомагистраль Иркутск – Улан-Удэ. Словом, добраться до «Култушной» не составляет особого труда. А оказавшись здесь, испытаешь поистине райское наслаждение. Летом многокилометровая песчаная коса гасит холодные волны Байкала далеко от берега, поэтому вода у «Култушной» хорошо прогревается.

В этом году зима в Сибири стояла теплая, Байкал освободился ото льда уже в конце мая, и организаторы массового отдыха, воспользовавшись подарком природы, решили приблизить время первого заезда.

– Всего за лето организовано восемь заездов по десять дней каждый, – говорит директор базы «Култушная» Анатолий Пустовой. – Сегодня мы можем принять одновременно более 200 человек. В их распоряжении многоместные корпуса и небольшие домики, построенные разными службами Улан-Удэнского представительства ВСЖД. Несколько лет назад у нас появилась отличная столовая. В этом же году – оздоровительный центр, в котором русская, финская и турецкая бани, два небольших бассейна, игровые залы. За лето наша база отдыха обслужит более двух тысяч железнодорожников.

С 1996 года «Култушная» открыла для всех желающих свою гостиницу. Она рассчитана на 40 мест и работает круглогодично. А насколько хорош отдых на Байкале не только летом, но и осенью или зимой, и говорить нечего.

Евгений БОГАЧЕВ,
наш соб. корр.
Иркутск.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31