04 августа 2021 08:32

Сезон «развлекухи»

В новом сезоне ТВ выдаст зрителям хорошую порцию многосерийного «мыла» и зрелищных шоу. Даже два главных конкурирующих канала, Первый и «Россия», в битве за рейтинг ставят в основном на «развлекуху».


Первый

Гвоздь – проект «Звезды на льду», стартующий завтра. Ингеборга Дапкунайте, Марат Башаров, Валерий Сюткин, Глюкоза и другие будут выступать в паре со звездами фигурного катания. Жюри возглавит сама Татьяна Тарасова, воспитавшая 11 олимпийских чемпионов.

В эфире снова появится Светлана Сорокина, которая будет вести вовсе не политическое ток-шоу, а программу «Будьте добры», посвященную благотворительности.

Поговаривают, что Леонид Парфенов собирается вернуться на ТВ – он готовит проект под рабочим названием «Две звезды», в котором популярные певцы будут петь дуэтом с известными спортсменами и политиками.

С «Домашнего» на Первый перебрался самый раскрученный психоаналитик страны. Его программа теперь называется «Доктор Курпатов».

Передача «Времена» Владимира Познера будет выходить и дальше. Кроме того, Владимир Владимирович (совместно с Иваном Ургантом) в настоящее время работает над циклом передач «Одноэтажная Америка», названным так в честь одноименной книги Ильфа и Петрова. За 50 дней телеведущие повторят знаменитое путешествие писателей-сатириков, предпринятое ими в 1935 году. «Используя архивные документы и объективно рассказывая о современной Америке, мне хотелось бы на контрасте показать эту страну такой, какая она есть на самом деле», – говорит Владимир Познер. Цикл выйдет в эфир весной.


«Россия»

Проект «Танцы на льду», заявленный как продолжение суперуспешных «Танцев со звездами», уже стартовал, обогнав на несколько дней своего братца-клона с Первого канала. «Танцы на льду» выходят в воскресенье, «Звезды» – в субботу.

Сериальную линейку телеканал обновлять не спешит и продолжает транслировать «Тайны следствия» и «Обреченную стать звездой». Осенью зрители увидят новые приключения телевизионщиков, актеров и спортсменов в «Форте Байярд». Предполагается, что выпусков будет не менее десяти.


НТВ

Информационно-аналитические программы будут выходить практически без изменений, а вот познавательных и развлекательных передач станет значительно больше.

Программа «Авиаторы» Алексея Пивоварова посвящена грандиозным авиационным проектам и современным авиашоу, а также «звездным» пассажирам.

Документальный цикл «Кремлевские жены» расскажет о судьбе Нины Берия, Надежды Аллилуевой, Виктории Брежневой и других жен советских вождей.

Ток-шоу «Две правды» заменит «Принцип домино». В нем основной упор будет делаться на личностные, семейные и возникающие в коллективах проблемы. В студии помимо ведущей Татьяны Догилевой и зрителей будут присутствовать два психотерапевта.

Самой эпатажной премьерой сезона обещает стать передача «Шнур вокруг света». Ведущий Сергей Шнуров (вокалист группы «Ленинград»), выбрав какой-нибудь общепризнанный миф (например, Великую американскую мечту), во время своих странствий намерен либо разрушать его, либо обернуть совсем новой и непривычной для зрителя стороной. Путешествуя по белу свету, известный матерщинник Шнур будет выдавать нам свои комментарии, «ломая стереотипы восприятия».


«Культура»

К 250-летию Российского государственного театра приурочен «Фестиваль императорских театров России». Каждую субботу будут транслироваться телеверсии лучших постановок Александринского и Малого театров.

Премьеры спектаклей Кирилла Серебренникова, Юрия Бутусова, Александра Марина и Миндаугаса Карбаускиса будут показаны в рамках «Фестиваля Московского художественного театра им. А.Чехова».

В честь 100-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича на канале прозвучат его сочинения в исполнении известных российских музыкантов.

Столетний юбилей академика Лихачева отметят документальным циклом «Крутые дороги Дмитрия Лихачева», вести который будет писатель Даниил Гранин.

Осенью выйдет новый 12-серийный цикл Феликса Разумовского «История, распятая в пространстве», повествующий об эпохальных событиях русской истории.


СТС

Здесь ожидаются премьеры новых ситкомов (многосерийных комедий положений) – «Папа на все руки» и «Вся такая внезапная» – а также сериалов по мотивам детективов Дарьи Донцовой и Татьяны Устиновой. Кроме того, будет запущен сериал «Кадетство» (о суровых буднях воспитанников Суворовского училища), «Петя Великолепный» (о нем читайте подробнее на этой странице), а для более юных зрителей – «100 подвигов Эдди Макдауда» (американский фантастический сериал о подростке, которого превратили в собаку) и «Банда быстрого дьявола» (английский приключенческий сериал, действие которого происходит в эпоху Айвенго).

В конце сентября стартует шоу «Слава Богу, ты пришел!» (эфиры по воскресеньям), построенное на игровой импровизации. В каждой программе участвуют ведущий, судья, постоянная актерская труппа и четыре специально приглашенных гостя, которыми могут стать известные персонажи: спортсмены, писатели, музыканты. Гостям предстоит сыграть роли в небольших эпизодах, «ориентируясь на месте». Сценический костюм, специально смонтированные под ситуацию декорации и фраза «Слава Богу, ты пришел!» (с которой традиционно будут встречать гостя) – это все подсказки, которые даются «актеру».


«ТВ Центр»

С началом осени бывший ТВЦ решил «начать новую жизнь». И первым делом, как это обычно советуют психологи, изменил свой имидж. Кроме того, в целях привлечения молодежной аудитории руководство телеканала пошло на «омоложение» основного состава ведущих.

В начале сентября ожидается выход новой информационно-аналитической программы «В центре событий с Анной Прохоровой». Студия будет представлять собой своеобразный светский салон: его хозяйка, гости и приглашенные эксперты, станут делиться друг с другом и со зрителями своими мнениями по поводу самых значимых событий прошедшей недели.

Новинка сезона шоу «Ключевой момент» с Ольгой Кабо уже в эфире.

Уже в эфире и комедийное шоу «Вечерний квартал».

Останутся в сетке вещания авторские программы Алексея Пушкова и Андрея Караулова. Никуда не денется и любимое всеми «Времечко» – оно лишь немного обновится. Теперь за время прямого эфира дважды будет происходить обсуждение сюжетов на социальную и бытовую темы. Главное условие – обсуждение не должно превращаться в общий разговор «по поводу». Его результатом должны стать конкретные действия в ситуации, предложенной вниманию участников программы. Ведущие программы прежние: Яна Поплавская, Дмитрий Быков и Игорь Васильков.


РЕН ТВ

Бывший REN-TV тоже решил «омолодиться». И также для начала изменил название и логотип – название теперь пишется не латиницей, а кириллицей. «В последние три года канал казался несколько безликим и не имел постоянного зрителя, – поделился с «Гудком» программный директор Сергей Спиридонов. – Кардинальные перемены вызваны желанием сделать его более ярким – и, разумеется, коммерчески успешным».

В этом сезоне канал представит более 20 новых проектов. Среди новинок – комедия режиссера Алексея Аграновича «Улица Гоголя», по словам создателей, «не имеющая аналогов на отечественном ТВ»: игра актеров представляет собой сплошную импровизацию. В конце октября стартует «Ретромания» с Игорем Верником. Каждая передача призвана погрузить нас в ностальгические воспоминания, связанные с отдельно взятым годом из прошлого столетия. А в отечественной версии западного реалити-шоу «Суперняня» российская «фрекен Бок» Наталья Барложецкая будет превращать маленьких монстров в послушных агнцев.

Подготовил
Ростислав НОВИКОВ


Вакантное место Кати Пушкаревой

Сериал «Не родись красивой» (СТС) стал безусловным хитом прошлого телесезона. Теперь, когда многосерийная сказка наконец-таки закончилась, отечественные производители «мыльных опер» бьются за сказочное наследство (т.е. за сказочный рейтинг) современной Золушки не на жизнь, а на смерть. На вакантное место Кати Пушкаревой – множество самых разных претендентов.

На Первом канале – премьера сериала «Богиня прайм-тайма» по роману Татьяны Устиновой. Его основное действие развивается в телецентре «Останкино»: Михаил Осокин, Леонид Якубович, Мария Ситтель и другие ведущие сыграют здесь самих себя. Что до сюжета – нам обещают показать и войну, и похищения журналистов, и захват международного террориста… Кроме того, на Первом будет показан сериал «Пять минут до метро» с Мариной Могилевской – о переживающих кризис среднего возраста отцах и их взрослеющих детях.

ТВ Центр запускает комедийную многосерийку, эксплуатирующую популярную тему противостояние зятя и тещи («Золотая теща»).

Ну а на СТС на смену некрасивой Кате пришел патлатый Петя (первую серию «Пети Великолепного» смотрите 4 сентября). Общего между «Катей» и «Петей» действительно довольно много. Оба сериала сняты в жанре драмеди (драма и комедия в одном флаконе). Оба являются не оригинальными проектами, а лишь адаптациями популярных импортных версий. «Петя Великолепный» – русская вариация колумбийского «Pedro el Escamoso» (что необычно: для съемок «Пети…» в Россию был выписан из Колумбии Луис Оргуэлла, режиссер оригинального «Pedro…»). Ну а главное сходство: обе эти истории – истории постепенного, но неминуемого (и, читай: справедливого) успеха невзрачного, обиженного жизнью обывателя. Катя была секретаршей с пластиной на зубах, Петя – нескладный длинноволосый провинциал, метящий в главные танцоры страны.

Антон КОРОВКИН

Хохот нищих

Популярный телеведущий (программа «Времечко»), радиоведущий, публицист, поэт, писатель (премия «Национальный бестселлер-2006») Дмитрий Быков – о состоянии современного российского телевидения и современного российского телезрителя.

Эссе написано специально для «Гудка».

Если я скажу, что последний телесезон внушил мне определенные надежды, большинство коллег не поверят мне, а критики при встречах станут отворачиваться.

Но я напомню им старую восточную притчу. «У одного нищего в бане украли одежду. Он вышел из мыльной, стал искать рубище – нету. Тогда он оглушительно расхохотался и возблагодарил Аллаха.

– Безумный, чему ты радуешься?! – спросил его одевавшийся неподалеку купец.
– Я ограблен! – воскликнул голый нищий. – Небу надоело преследовать меня! Что еще можно отнять у меня? Теперь начнется полоса удач!

Впоследствии выяснилось, что он был могущественным царем, его свергли, он вынужден был бежать и скитаться в чужих краях, но на следующий день после происшествия в бане престол к нему вернулся, и он отбыл в свои края, где был встречен с почетом и правил еще много десятилетий».

Примерно такая же история случилась с нашим телевидением.

Другой восточный человек, Фазиль Искандер, учит, что тонущий должен как можно быстрее достичь дна. Тогда – пока есть силы – от него можно оттолкнуться и выплыть.

Так вот, дно достигнуто. Смотреть телепередачи невозможно. Многие уже и не смотрят.

Речь не только о Петросяне, ругань в адрес которого стала уже такой же пошлостью, как сам Петросян. И не о многочисленных ток-шоу, в которых все те же артисты изображают все тех же тещ. И не о встречах правительственных чиновников с народом – причем народ, кажется, изображают все те же артисты. Речь еще и о сериалах. Лично мне титанически трудной представлялась задача испортить роман «Золотой теленок», особенно если в картине будет участвовать Олег Меньшиков. Выяснилось, что нашей молодой режиссуре и такие задачи вполне по плечу: не стану лишний раз называть режиссера, чтобы не огорчать дебютантку. Роман Солженицына «В круге первом» казался мне единственным его по-настоящему увлекательным произведением, но оказалось, что и из него можно соорудить предельно скучную и весьма ходульную картину; вероятно, Глеб Панфилов не совсем понимает, что такое роман идей, и сознательно лишил книгу всякой остроты, сильно сократив «разговоры» и выпятив довольно ходульную фабулу. Наконец, «Мастер и Маргарита» работы Бортко блистательно доказали, что спешкой и скупостью можно загубить не только блестящий оригинал, но и действительно крепкого профессионала, умудрившегося и в этом куцем фильме несколько эпизодов снять отлично.

Единственный же приличный – и более того, отличный – сериал минувшего телесезона «Доктор Живаго» вызвал не только шквал упреков в отклонениях от оригинала (словно вся отечественная телеаудитория только и делала, что учила роман Пастернака наизусть), но и недовольство канала, который рассчитывал на куда более высокие рейтинги. То есть телевидение наконец воспитало зрителя, не способного отличать хорошее от плохого. И даже этот зритель в итоге вынужден признать, что смотреть то, что показывают, нельзя. Когда такие упреки высказывает высоколобая интеллигенция (лоб которой, кажется, в последнее время заметно снизился), на них можно не обращать внимания. Но сегодня ропщет самый что ни на есть рядовой зритель, которому все это успело двадцать раз надоесть. Если уж прозрел даже он, выпестованный «Кривыми зеркалами» и «Деталями», дно близко или по крайней мере достигнуто.

Телебоссы это уже поняли. Они принялись резко отыгрывать назад. Из эфира убрали давно самоповторяющийся «Принцип домино» – хочется надеяться, что вслед за ним, по принципу домино, рухнут и прочие ток-шоу домохозяйского формата. На экран решили вернуть Светлану Сорокину и даже, страшно сказать, Леонида Парфенова – в неполитических и неинформационных форматах, но ведь они и раньше политикой как таковой не занимались. Их программы воспринимались как вызов правящей серости вовсе не по социальным или политическим, а исключительно по эстетическим мотивам. Парфенов согласился вести реалити-шоу – и сломал пятку на первой же съемке; трудно человеку, делавшему лучшие просветительские и аналитические программы на НТВ, переходить в развлекательный формат. Будем надеяться, что травма его не остановит. Этак, глядишь, и Киселева вернут – читать прогноз погоды. И Шендеровича – куда-нибудь в «Кривое зеркало», к роялю. Потому что на все остальные лица не хочет смотреть уже никто, даже та публика, которая воет от хохота на кривозеркальных эфирах. Этот вой все чаще звучит слезной жалобой, в нем слышится «Доколе!».

Еще одна тенденция сезона – внимание телеканалов к реальности, к той современности, которая прежде ускользала. Отошли в прошлое милицейские сериалы и многосерийные саги о героях русского спецназа, которые с равной легкостью наводят порядок в Поволжье, Афганистане и космосе. Сверхъестественный успех непритязательной теленовеллы «Не родись красивой» доказывает, что актерская органика и остроумная реприза пока еще значат больше, чем крутизна фабулы и обилие кровавого хруста. А кроме того, молодежь наша искренне ненавидит тип клерка, преуспевающего офисного менеджера – вот почему сериал о том, что корпоративная мораль убивает все живое, пользовался такой любовью.

Наконец, последняя тенденция – глобальный ребрендинг. REN-TV будет теперь называться просто и скромно – РЕН ТВ. Хватит уже, в самом деле, этого безродного космополитизма. А ТВЦ переименован в «ТВ Центр». Чтоб понимали, что «Ц» значит не «ценность» и не «царек». Будем надеяться, что это переименование выведет канал с периферии зрительского внимания. Хотя что-то подсказывает мне: дело здесь не только в названии.


Андрей Лошак: «Мы не слабоумные»

Своими взглядами на отечественное ТВ с «Гудком» поделился популярный телерепортер.

У Андрея Лошака, одного из авторов – ведущих программы «Профессия – репортер» на НТВ, стойкая репутация «российского репортера номер 1». В 2003-м репутацию, можно сказать, подтвердили официально – премией «Тэфи» в соответствующей номинации. Впрочем, лауреаты «Тэфи» каждый год новые, а Лошак, лучший, пожалуй, на мой взгляд, из учеников Леонида Парфенова (он начинал карьеру в «Намедни»), который сезон удерживает планку остроты, увлекательности и профессионализма. И оперативности – тоже: при еженедельном формате «Репортера» именно Лошак делал первые качественные сюжеты и про азиатское цунами, и про парижские «иммигрантские бунты»…

– Андрей, в программе «Профессия – репортер» какие-то изменения в новом сезоне предвидятся? Или, может, уже происходят?
– Никаких изменений, если не считать того, что наша команда снова выросла до четырех человек. Новый автор программы – Катя Гордеева. Ее появление приятно оживило наш патриархальный коллектив.

– Как вы смотрите на итоги прошедшего телесезона? Что, на ваш взгляд, изменилось – меняется – в отечественном телевидении?
– Я на эту тему даже статью написал в журнал «Эсквайр», за что был подвергнут остракизму со стороны коллег. Считается, что телевизионщик может говорить о телевидении хорошо или ничего – как о покойнике. Мне же кажется, что наше телевидение – а с ним и аудитория – стремительно деградирует. Вопрос в том, кто кого в эту пропасть тащит. И тут я пришел к традиционному для России выводу: во всем виновато государство, взявшее телевидение под свой контроль. Поэтому у меня к государству маленькая просьба: пожалуйста, не считайте нас за слабоумных, и мы вам отплатим тем же.

– Сейчас много говорят о появлении и упрочении гласной либо негласной цензуры на ТВ: нормированные новости, почти повальное «выкашивание» аналитических (политических, социальных и пр.) передач… Что вы об этом думаете? И ощущаете ли как-то эту тенденцию на себе?
– Я практически не ощущаю на себе последствий возвращения цензуры, потому что принципиально избегаю большой политики. Слава богу, до социальной тематики цензура еще не добралась.

– А что смотрит телезритель Андрей Лошак, если у него остается на это время? И чего ему не хватает в этом – зрительском – качестве на нашем ТВ?
– Не хватает хорошей публицистики. Прежде всего Парфенова. Но это все та же проблема: пока государство считает нас слабоумными, Парфенова-публициста на телевидении не будет. Вообще, не хватает умных людей. Куда делся Гордон, например? Как зрителю мне не хватает полнометражных документальных фильмов, сделанных качественно и не по заголовкам газеты «Жизнь».

– Леонид Парфенов, бывший вашим учителем в профессии и начальником в «Намедни», вроде бы возвращается на ТВ – вести музыкальную развлекательную программу. Как вы оцениваете эту новость?
– Отрицательно, я так ему и сказал. Но как человека я его понимаю – телевидение ему необходимо как воздух…

Беседовал
Александр ГАРРОС