02 декабря 2021 15:04

«Кусочек России в Евросоюзе»

Под таким заголовком в одной из крупнейших общенациональных германских газет, а именно в берлинской Die Welt, на днях была опубликована обширная статья, посвященная настоящему и будущему Калининградской области.

В центре внимания этого материала – закон о создании особой экономической зоны. По примеру калининградского опыта, как отмечает газета, в ближайшие годы в Липецкой области и Татарстане будут созданы промышленно-производственные зоны, а в Санкт-Петербурге, Дубне, Зеленограде и Томске – технологические центры. Предлагаем нашим читателям этот материал в изложении и с незначительными сокращениями.

Новая метла, как свидетельствует поговорка, хорошо метет. «Новой метлой» стал 43-летний Георгий Боос, инженер-электрик по профессии, возглавивший Калининградский регион. Вот уже более трех месяцев он является новым губернатором российского анклава. Став преемником не отличившегося успехами адмирала Егорова, Боос должен придать дополнительный импульс для развития региона внутри Европейского союза.

Новый губернатор слывет в Москве человеком дела. Несмотря на свой достаточно молодой для политика возраст, он довольно длительное время проработал в российском парламенте, являясь депутатом с 1995 года. Одно время Боос, предки которого родом из Нидерландов, был шефом государственного налогового ведомства. В 1996 году он был отмечен Государственной премией за благоустройство исторических зданий Москвы.

Сейчас Боос пользуется поддержкой из Кремля. Президент Путин подписал долгожданный закон об особой экономической зоне в Калининградской области. Этот закон заменяет соответствующий документ от 1996 года, который оказался малоэффективным. Сейчас предпринимается новая попытка по превращению региона – «острова в море Евросоюза» - в экономически развитую область.

Согласно названному закону предприятия в первые шесть лет своей деятельности освобождаются от налогообложения их прибылей. В последующие шесть лет размер налога будет составлять 50% от действующих в остальной России налоговых ставок. Кроме этого, инвесторы на начальном этапе освобождаются от налога на имущество. Товары, которые будут импортироваться в Калининградскую область для дальнейшей переработки, освобождаются от таможенной пошлины до тех пор, пока будут оставаться на территории региона. Правда, это преимущество будет утеряно в том случае, если эти товары будут отправляться в регионы большой России.

В Москве и Калининграде надеются на то, что после вступления закона в силу первого апреля текущего года количество инвесторов значительно увеличится и это скажется на экономическом подъеме. О регионе, который со стороны Москвы ощущал в 1990-х годах минимум внимания, ранее чаще говорили в связи с высокими показателями больных СПИДом и туберкулезом, грехами в области охраны окружающей среды, бедностью и контрабандой. Все это должно измениться к лучшему и довольно быстро. Ведь в 2007 году Россия намерена вступить во Всемирную торговую организацию. Это будет иметь далекоидущие последствия для торговли и преобразований, которые еще трудно точно предвидеть, считает губернатор Боос. В тот же год Польша и Литва станут членами Шенгенского соглашения, что, по его мнению, может еще более осложнить положение жителей Калининградской области в плане транзита. Кроме этого, в скором времени истекает соглашение Евросоюза с Россией по Калининградской области о сотрудничестве и взаимодействии. По словам Бооса, как можно быстрее следует начать работу над новым соглашением.

Калининградская область, которая, по мнению губернатора, должна стать «пилотным проектом» сотрудничества России с ЕС, должна, естественно, сама приложить основные усилия для своего развития. «Как можно быстрее мы должны достичь среднего уровня заработной платы наших соседей», – требует Боос. Пока еще этот разрыв достаточно велик. Средняя зарплата в Калининградской области составляет около 250 евро в месяц. Соседи в Литве и Польше зарабатывают в два раза больше.

«В Литве и Польше они работают, у нас нет, в этом-то и вся разница», – рассказывает встретившийся на КПП «Багратионовское» 65-летний бывший советский офицер, которого зовут Вячеслав. С трех часов утра он в своем автомобиле стоит в очереди, которая движется крайне медленно. Пограничники заверяют, что дело пойдет быстрее после того, как на польской стороне будет завершено строительство нового здания КПП. К десяти утра Вячеслав наконец-то приблизился к границе. Если бы он дал кому надо «на лапу», то был бы уже давно в Польше. Два-три раза в месяц он ездит в Польшу, где торгует сигаретами, водкой и бензином. «Все в допустимых количествах», – настоятельно подчеркивает он. На обратном пути он везет текстильные изделия. Одна поездка приносит ему 10 –15 долларов чистой прибыли. Не так уж мало для отставника, получающего небольшую пенсию.

Калининградцы связывают свое будущее благосостояние в особенности с одной фирмой – «Лукойлом». Нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий концерн привносит в бюджет области третью часть, а в 22 километрах от берега его специалисты установили и эксплуатируют в море буровую установку. С глубины в две тысячи метров там с 2005 года добывается высококачественная нефть. На транспаранте начертано: «Чистое Балтийское море – дело нашей чести». Но критики не очень-то в это верят.

После посещения этой суперсовременной установки депутаты Европарламента находились под большим впечатлением. Образцово организовано наблюдение с помощью спутников, благодаря чему любое загрязнение моря быстро и точно может быть локализовано. Юрий Коджоян, региональный шеф «Лукойла», демонстрирует фотографии, сделанные со спутника, и замечает: »Видите загрязнения моря нефтью? Они произошли из балтийских портов Гамбург и Клайпеда». А Клайпеда, как известно, лежит хоть и недалеко от Калининградской области, но все же в Литве.

Игорь АНАТОЛЬЕВ
Берлин

Политика под звуки музыки

В Зальцбурге, где 250 лет назад родился Вольфганг Амадей Моцарт, состоялась трехдневная международная конференция Sound of Europe («Звуки Европы»).

В этом форуме приняли участие ведущие политики, общественные деятели, историки, ученые и искусствоведы евросоюзовской Европы, в том числе премьер-министры Франции, Финляндии и Нидерландов, президенты Австрии и Латвии, все руководство Европейской комиссии во главе с ее президентом Баррозо.

«Музыкальное» название данного форума – это лишь своего рода дань таланту великого композитора. На самом деле речь на конференции шла о будущем континента, туманной перспективе европейской конституции, до сих пор неразрешимой проблеме безработицы, особенно среди молодежи. Ведь в 25 странах – членах ЕС, суммарное население которых превышает 460 миллионов, более двух десятков миллионов при всем желании не могут найти работу. В этом социально-экономическом пороке состоит одна из главных причин «евроскепсиса», присущего существенной части общественности Старого Света.

В этой связи уместно процитировать австрийского федерального канцлера Вольфганга Шюсселя, который призвал на форуме к тому, чтобы «европейская идея не сводилась лишь к экономике». Понятие объединяющейся Европы наряду с экономическим базисом на равных должно включать в себя и культурную идентичность, и полное взаимопонимание по вопросам будущего ЕС.

На конференции «Звуки Европы» звучало много фраз об открытости и откровенности. Но остается немало недоговоренностей или умолчаний. Приведем в этой связи только один конкретный пример. Первый день форума, а именно 27 января, совпал с 61-й годовщиной освобождения нацистского концентрационного лагеря Освенцим. Об этом событии говорили и главный внешнеполитический чиновник ЕС Хавьер Солана, и нынешняя вице-президент Еврокомиссии Маргот Вальстрем. Однако никто из них не счел нужным в западной аудитории четко и ясно признать, что Освенцим освободили бойцы Красной армии. Солана вообще не стал уточнять, кто же был освободителем, а представительница Швеции в руководстве Евросоюза отделалась расплывчатым понятием «союзники».

Игорь БЕЛОВ
Вена – Зальцбург

Торморзной башмак на дорогах Германии

Значительная часть автомобилей на германских дорогах имеет технические дефекты.

К такому выводу приходят эксперты Союза технической инспекции (ТЮФ) на основе анализа данных проверок, которым один раз в два года должно подвергаться каждое официально зарегистрированное в ФРГ транспортное средство, включая легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, а также сельскохозяйственные машины.

Как заявил глава ТЮФ Клаус Брюггеман, состояние почти половины находящихся в эксплуатации легковых автомобилей не отличается безупречностью. Около 34% имеют неисправности, а у почти каждого пятого они столь велики, что создают угрозу как для их владельцев, так и для других участников движения. По словам эксперта, устойчивая тенденция роста числа неисправных транспортных средств наблюдается последние десять лет. Если в 1996 году их доля составляла 11,%, то в 2005 году, когда через центры ТЮФ в Германии прошло 7,6 млн. легковушек, – уже 18,9%. Тем самым, констатирует Брюггеман, девять из 45 млн. зарегистрированных в ФРГ легковых автомобилей представляют собой по сути «металлолом на колесах».

Наиболее частым и опасным дефектом эксперты называют неисправности тормозной системы. Все чаще отмечается утечка масла и превышение допустимого уровня углекислого газа в выхлопных газах. Многие автомобили не проходят технической проверки и направляются в ремонт, а порой – и в утилизацию. Весьма интересен и анализ ТЮФ различных марок автомобилей, который показал явное преимущество импортных моделей. Так, в классе от одного до трех лет меньше всего серьезных неисправностей (3,0%) выявлено в малолитражках «Субару форестер». Второе место поделили между собой «Мазда демио» и «Тойота ярис». За ними следуют «Порше-911» и «Тойота короллла». Самые популярные немецкие малолитражки «Форд фиеста», «Опель корса» и «Фольксваген поло» оказались на 13-месте, а «Фольксваген гольф» – на 21-м.

Не самым лучшим образом, с позиций ТЮФ, зарекомендовали себя «Фиат марена», «Фольксваген шаран», «Опель фронтера», «Крайслер вояджер» и «Форд гэлэкси». А замыкает список из 107 позиций французский седан «Рено лагуна». Брюггеман выразил озабоченность тем, что немецкие автомобилисты «со всей очевидностью экономят на обслуживании и ремонте». Главную причину тому эксперты ТЮФ видят в сложной экономической ситуации в Германии, снижении реальных доходов населения, а также и росте цен на бензин и содержание автомобилей.

Многие немцы вынуждены отказаться от приобретение нового автомобиля и «выжимают» из старого весь ресурс. При этом они не обращаются в фирменные сервисные центры, а прибегают к услугам кустарей, которые работают в своих частных гаражах без необходимого оборудования и инструмента. Тем временем легковой автомобиль остается в Германии главным средством передвижения. Сегодня на тысячу жителей Германии приходится более 420 автомобилей, и этот показатель, несмотря на непростые времена, имеет устойчивую тенденцию к росту.

Олег СЕВЕРГИН

Аэробус с русским акцентом

Европейский авиастроительный концерн Airbus по итогам продаж своих гражданских самолетов на мировом рынке в 2005 году сохранил за собой лидерство в острой конкурентной борьбе с американской компанией Boeing.

«2005 год был лучшим годом в истории Airbus. Мы остаемся лучшими по объемам поставок и заказов на наши авиалайнеры. 2006 год будет не менее удачным, чем прошлый», – сообщил журналистам глава концерна Гюстав Умбер. По его данным, в 2005 году европейцами было продано 378 реактивных авиалайнеров против 320 в 2004 году. И по этому показателю Airbus опережает Boeing третий год кряду. В течение минувшего года европейцами было оформлено 1055 заказов на сборку самолетов, а в 2004 году их было 366. Таким образом, европейский авиастроитель закрепил за собой 51% мирового рынка продаж самолетов гражданского назначения.

В 2006 году Airbus, по словам его руководителя, намерен поставить заказчикам более 400 своих авиалайнеров. А самым востребованным в минувшем году у европейцев стал самолет A-380, на который было оформлено 918 заказов. По сравнению с конкурентом успехи у Boeing были более скромными. Так, количество поставленных в 2005 году заказчикам авиалайнеров выросло на 1,8% – до 290 единиц, а число заказов достигло 1002.

Что касается планов Boeing на 2006 год, то компания рассчитывает продать 395 своих самолетов. Между тем американцы по-прежнему остаются лидерами мирового рынка по производству дальнемагистральных гражданских самолетов, где их доля достигает 55%. «В этой области нам надо подтянуться», – признал глава Airbus.

Всего в 2005 году концерн оформил 166 заказов на производство лайнеров семейства A-330, А-340 и А-350, а также 20 заказов на А-380. Boeing, в свою очередь, заключил 389 контрактов на поставку своих дальнемагистральных моделей – 777 и 787, а также 43 заказа на 747. В целом главными покупателями европейских и американских воздушных лайнеров в 2005 году были авиакомпании из государств Азии и Ближнего Востока.

В Airbus рассчитывают в будущем полностью перехватить лидерство у американцев, поставив на рынок самолет нового поколения A-350, производство которого было запущено в октябре прошлого года. По итогам 2005 года оборот европейского авиастроительного концерна составил порядка 22,3 миллиарда евро против 20,22 миллиарда в 2004 году.

Что касается планов Airbus в отношении рынка России, то в компании рассматривают РФ как важного стратегического партнера. По словам исполнительного вице-президента по стратегическому развитию и кооперации Оливье Андриеса, основой двустороннего сотрудничества является рассчитанное на несколько лет соглашение с Росавиакосмосом, по которому Airbus предоставляет России проведение работ общей стоимостью 800 миллионов долларов.

Эти работы, напомнил Андриес, ведутся по четырем основным направлениям: исследования и разработка новых технологий, проектирование самолетных конструкций, производство компонентов для авиалайнеров Airbus, поставка материалов. Вице-президент концерна высоко оценил работу действующего в Москве инженерного центра, российские специалисты которого выполнили значительную часть проектно-расчетных работ по программам семейств самолетов А-330 и А-340, а также крупнейшего в мире пассажирского авиалайнера А-380.

По словам Андриеса, ввиду успешной работы этого центра руководство концерна намерено дополнительно укомплектовать его высококвалифицированными российскими инженерами. «Началом нового важного этапа сотрудничества и промышленной кооперации» назвал вице-президент концерна подписанное в конце 2005 года соглашение, по которому Airbus разместил на российских предприятиях дополнительные крупные заказы на общую сумму 200 млн. долларов. В рамках этих контрактов в России будут производиться компоненты для авиалайнеров семейств А-320, А-330, А-340 и А-380.

Кроме того, в среднесрочной перспективе Airbus изучает возможность активного участия российского авиапрома в программе производства самолетов А-350, включая не только изготовление отдельных узлов и компонентов, но и вероятность проведения сборки.

Александр ШИШКИН
Брюссель

35 километров по канату

Австрия предлагает Венесуэле осуществить грандиозный проект – соединить 35-километровой подвесной канатной дорогой Каракас с международным аэропортом Маикетия.

С таким предложением выступила посол Австрии в Каракасе Марианне Да Костана на встрече с министром инфраструктуры Венесуэлы Рамоном Каррисалесем. Детали этого проекта не сообщаются, известно только, что началом канатной дороги может послужить конечная станция метро на западе венесуэльской столицы «Пропатрия». Предполагается, что ею ежедневно будут пользоваться для проезда в международный аэропорт на Карибском побережье до 25 тысяч человек. Этот захватывающий проект появился после закрытия в начале нынешнего года одного из виадуков на стратегической трассе, соединяющей Каракас с морским и воздушным портами. По ней перевозятся продовольствие, промышленные товары и предметы первой необходимости из морского порта на Карибском побережье, расположенном в 35 километрах от столицы.

Такое же расстояние соединяет Каракас с главными воздушными воротами южноамериканской страны – международным аэропортом Маикетия, носящем имя освободителя Венесуэлы Симона Боливара. Даже если австрийское предложение и будет осуществлено, на это понадобится много времени, а пока венесуэльцы испытывают все большие трудности в связи с закрытием моста.

Автотрасса прорублена через горный хребет, и ее сложный рельеф включает три туннеля и два виадука. На первом из них по дороге из Каракаса специалисты уже давно обнаружили значительную коррозию в мостовых опорах. Их начали укреплять, но обрушившиеся в последнее время на прибрежную зону Венесуэлы ливни сорвали все планы. Произошло разрушение некоторых арок моста и другие его деформации, что вынудило местные власти полностью закрыть этот виадук не только для проезда, но и для прохода.

Возникли серьезные проблемы с перевозкой грузов из морского порта Гуаира для снабжения венесуэльской столицы. Отменили свои стоянки в этом порту 6 океанских круизных судов с иностранными пассажирами на борту. Долго не использовавшаяся старая объездная дорога не справляется с огромным потоком грузовых, легковых автомашин и пассажирских автобусов, а во время ливней по ней вообще нельзя проехать.

Но настоящую трагедию переживают обитатели бедного густонаселенного района Нуэва-Эспарта, примыкающего непосредственно к закрытому мосту. Его деформации привели к разрушению почвы, в результате обрушились многие дома и свыше 700 семей остались без крова. На днях последние обитатели Нуэва-Эспарты покинули его.

Спешно началось сооружение нового, более широкого и надежного моста, параллельного аварийному виадуку, которое может быть завершено в феврале следующего года. А пока разрабатываются различные варианты решения транспортной проблемы, но не такие амбициозные, как австрийский проект сооружения канатной дороги. Предлагается, в частности, перевести аэропорт Маикетия в города Валенсия и Маракайбо, которые принимают самолеты некоторых международных авиакомпаний.

Арсен ГАНИЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31