02 декабря 2021 15:21

По бензоколонкам ударят законом

Союз транспортников России подготовил пакет законодательных актов, принятие которых должно обеспечить контроль за ценами на топливо. Быстрый рост цен ГСМ уже отражается на рентабельности транспортных предприятий.

Расходы на топливо в себестоимости услуг автомобильных транспортных компаний составляют сегодня не менее 35%, заявил вчера на пресс-конференции в Торгово-промышленной палате вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Михаил Низов. Чтобы компенсировать рост расходов, вызванный ростом цен на топливо, транспортные предприятия вынуждены сокращать зарплату водителям и темпы обновления парка. А это в свою очередь ведет к росту аварийности.

Страдают и авиаперевозчики. По словам президента Союза транспортников России Виталия Ефимова, при существующих ценах на керосин российские компании становятся неконкурентоспособными. «До сих пор нашими конкурентными преимуществами были дешевое топливо, дешевая рабочая сила и низкие затраты на обновление парка. Теперь керосин стоит у нас даже дороже, чем в Европе», – отметил он. При этом цены на топливо для других видов транспорта составляют в России 60% от европейских.

Как сказал Виталий Ефимов, в России транспортные средства расходуют на 30% топлива больше, чем в Европе. Это в значительной степени обусловлено работой на устаревшем подвижном составе. Однако для того, чтобы вывести расход топлива на европейский уровень, необходимо заменить 4 млн. автомобилей, 20 тыс. судов и 3 тыс. самолетов. Сделать это быстро невозможно.

«Высокий расход топлива отечественными перевозчиками обусловлен и низким качеством дорожного покрытия, и рваным режимом движения», – отметил вице-президент АСМАП. «В результате рентабельность транспортных предприятий приближается к нулю, – считает Виталий Ефимов. – Если транспортные предприятия откажутся от теневой экономики, они перестанут существовать».

Между тем, как считают в Союзе транспортников России, высокие цены на топливо обусловлены в основном недостатками российского законодательства. Рост цен на нефть оказывает свое влияние в меньшей степени.

По данным Михаила Низова, 50% стоимости топлива составляют налоги и сборы, а рентабельность нефтяных компаний – 20%. Такой уровень рентабельности не позволяет инвестировать в оборудование, необходимое для выпуска топлива стандартов «Евро-3» и выше. По мнению вице-президента АСМАП, необходимо снизить до нуля ввозные пошлины на оборудование для глубокой переработки нефти, чтобы отечественные НПЗ могли выпускать высококачественное топливо. По его словам, дешевле экспортировать сырую нефть и импортировать высококачественное топливо.

Кроме того, как считает господин Низов, качество топлива необходимо контролировать непосредственно на АЗС, поскольку пока качество топлива проверяется на НПЗ и эта проверка ничего не гарантирует. По его словам, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) продают независимым АЗС топливо по высоким ценам. Михаил Низов считает: чтобы снизить цену, независимые АЗС добавляют в солярку судовое и печное топливо и суррогат. Это позволяет АЗС установить цену ниже, чем у ВИНК. Однако при этом двигатели автомобилей выходят из строя.

Союз транспортников собирается внести в правительство несколько законопроектов. Среди них проект закона о конкуренции. Виталий Ефимов утверждает, что документ не принимается в течение двух лет. Но именно этот закон будет обязывать компании, виновные в сговоре, перечислять 10% от дохода в госбюджет. Закон предполагает и более простой механизм обнаружения и доказательства сговора.

С необходимостью преобразований согласен и глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Внутрироссийские цены на нефтепродукты привязаны к мировым, напоминает он. Цена на внутреннем рынке рассчитывается по формуле: цена на мировом рынке минус таможенные пошлины и транспортная составляющая. При этом цена, основанная на себестоимости, совсем другая. Повышение цен на топливо автоматически приводит к увеличению доли суррогатного горючего на рынке. Выправить ситуацию может изменение акцизной политики. «Чем выше качество топлива, тем ниже должен быть акциз», – считает Евгений Аркуша.

Союз транспортников России и Торгово-промышленная палата России планируют 7 февраля провести Всероссийский тарифный съезд, целями которого являются мозговой штурм и согласование пакета документов для регулирования топливных цен. Как сказал Михаил Низов, на съезде будет обсуждаться согласованный вариант, собранный из предложений представителей каждой отрасли транспорта: авиационной, автомобильной и речной.

Директор департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей Владимир Быков сообщил, что весной планируется провести конференции с представителями других отраслей: нефти и газа, автомобилестроения.

Юлия КАРУЛИНА
Светлана КОМАГОРОВА

Срок приватизации продлят

Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников считает возможным перенос срока окончания приватизации жилья на два года. Он полагает, что для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, повысить качество подготовки правоустанавливающих документов, увеличить количество пунктов приема граждан и число сотрудников, отвечающих за приватизацию. Во-вторых, информировать граждан об их возможностях в сфере прав собственности на жилье и процедурах их реализации. В-третьих, привлекать к ответственности лиц, саботирующих приватизацию жилья гражданами, особенно общежитий.

НДС все-таки снизят

Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы) предусматривает снижение ставки НДС до 13% при условии успешного развития экономики и сохранения сбалансированности бюджетной системы.

Этот проект был утвержден распоряжением председателя правительства Михаила Фрадкова. Снижение ставки НДС, как ожидается, повысит темпы экономического роста, поможет развитию высокотехнологичных секторов экономики, увеличит долю инвестиций, направляемых в основной капитал.

Угольщики подняли тарифный вопрос

Угольные компании Кемеровской области намерены добиваться снижения железнодорожных тарифов на перевозку угля на экспорт. На заседании координационного совета угольщиков Кузбасса была сформирована рабочая группа, которая должна подготовить обращение о ситуации с железнодорожными тарифами к премьер-министру РФ, а также к руководству ОАО «РЖД» и Федеральной службы по тарифам (ФСТ). В рабочую группу вошли представители собственников и руководства ОАО «СУЭК», АО «Кузбассразрезуголь», АО «Южкузбассуголь», ЗАО «Распадская угольная компания» и другие.

Как отмечают представители компаний, в январе 2006 года тарифы на перевозки коксующегося угля выросли на 25%, энергетического – на 14%. В результате снижается рентабельность экспортных поставок. Так, в январе из 90 тыс. вагонов, заявленных угольщиками Кузбасса на экспортные поставки, неотправленными оказались 18 тыс. вагонов, или 1,2 млн. тонн коксующегося угля.

Кроме обращения в РЖД и ФСТ, угольщики намерены продолжить обсуждение темы тарифообразования с Михаилом Фрадковым, который собирается посетить Кемерово в середине февраля.

Прокурор за Евдокимова просит пять лет

В суде Зонального района Алтайского края в ходе прений сторон по делу о гибели в ДТП губернатора Михаила Евдокимова прокурор попросил приговорить обвиняемого Олега Щербинского к пяти годам колонии-поселения с лишением права управлять автомобилем на три года. Щербинский обвиняется в нарушении Правил дорожного движения, которое привело 7 августа 2005 года к гибели алтайского губернатора, его водителя и охранника.

По версии обвинения, водитель «Тойоты» должен был уступить дорогу автомобилю с включенным проблесковым маячком.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

«Аэрофлот» сливает убытки

Авиакомпания ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» до конца года собирается перевести все свои самолеты Ил-86, отличающиеся избыточным расходом горючего, в специально создаваемую дочернюю компанию. Новая «дочка» займется чартерными рейсами.

Как сообщила «Гудку» представитель «Аэрофлота» Ирина Данненберг, все 100% акций чартерной «дочки» останутся в собственности у «Аэрофлота». «Там будут работать наши самолеты, какой смысл делить пакет?» – добавила она. Структура и бизнес-план новой компании подготовят уже к лету. Однако сама чартерная «дочка» будет создана ближе к завершению 2006 года, а расписание полетов будет составляться только на 2007 год.

Первоначально, по словам Ирины Данненберг, в новой структуре будут эксплуатироваться только самолеты Ил-86. «Мы создаем это предприятие в том числе и для того, чтобы снять самолеты Ил-86 с регулярных рейсов, – заявила представитель «Аэрофлота». – Основная причина создания «дочки» – экономия расходов. А самолеты Ил-86 не только неэкономны – их не пускают в Европу по шумам. Они будут летать там, где их принимают, – в Китай, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Турцию, ОАЭ. Таким образом, выводя Ил-86 в дочернюю компанию, «Аэрофлот» может планировать для этих машин спецпрограммы полетов».

Отметим, что «Аэрофлот» первым из российских перевозчиков произвел массовый перевод самолетов одного класса в отдельную структуру. Советник компании Infomost Дмитрий Манаков назвал этот шаг «разумным решением, позволяющим обеспечить рентабельную эксплуатацию расходующих большие объемы топлива самолетов». По его словам, чартерные лайнеры летают, как правило, полностью загруженными, за счет чего легче просчитать издержки и риски. И конкуренция на таких маршрутах меньше. Регулярные рейсы из-за жесткого расписания часто летают недогруженными.

Между тем планам «Аэрофлота» может помешать Минтранс и базовый аэропорт Шереметьево (МАШ). Из-за загруженности его терминалов вылеты чартерных рейсов из Шереметьева могут быть запрещены. Ирина Данненберг отметила, что сейчас еще неизвестно, какой аэропорт станет базовым для «дочки»: «Возможно, это будет Шереметьево, возможно, другой аэропорт Московского авиаузла». Но представитель аэропорта Шереметьево Анна Захаренкова заявила, что дочернее предприятие «Аэрофлота» может базироваться там же, где и головная авиакомпания. По ее словам, МАШ располагает всеми необходимыми ресурсами для обслуживания чартерных рейсов.

Конкуренты «Аэрофлота» считают иначе. По словам представителя авиакомпании «Сибирь» Ильи Новохатского, только новый терминал, который в Шереметьеве планируют построить в 2007 году, мог бы значительно облегчить жизнь базирующимся там авиакомпаниям. А «дочка» «Аэрофлота» будет создана уже в этом году, и проблемы могут быть самые разные. «Это зависит от аэропорта, – добавил Илья Новохатский, – который вообще не очень любит чартеры. Если совпадут по срокам с терминалом, то все будет хорошо, если нет – «Аэрофлоту» придется идти в другой аэропорт. Что, конечно же, создаст определенные сложности».

Леонид ГРИГОРЬЕВ

АвтоВАЗ нарулил

Вчера АвтоВАЗ официально сообщил, что направил своим дилерам уведомление об отзыве с рынка более 6 тысяч машин «Лада Калина» из-за обнаруженного специалистами компании дефекта рулевого управления.

В России это первый случай, когда автопроизводитель отзывает свою продукцию.

– Создан прецедент. Прежде подобное случалось, однако не в таких масштабах, – рассказал «Гудку» заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Сергей Доросеев. – Например, автовладельцев извещали по почте, через станции гарантийного обслуживания и так далее. Между тем этот случай может даже позитивно сказаться на авторитете АвтоВАЗа. Всем известно качество отечественных авто, но публичное признание недоделок и их своевременное устранение лучше, чем невнимание к ним.

На заводе корреспонденту «Гудка» заявили, что речь идет о трещине во втулке рулевого колеса. Несколько дней руководство компании старалось скрыть массовый брак и отказывалось от комментариев. Однако после того, как в автосалоны обратились несколько клиентов с одинаковыми претензиями и просьбой произвести гарантийный ремонт, АвтоВАЗу пришлось публично заявить об отзыве автомобилей.

В автосалоне «Екатеринбург-Лада», вазовском дилере, подтвердили, что уже заказали новые рулевые колеса. Менять их будут за счет производителя. В московских же автосалонах отметили, что об отзыве пока ничего не знают. Представители «Автомира» отметили, что не получали никаких предписаний, «Калины» продолжают продаваться и жалоб от покупателей не поступало. Равно как не были обнаружены и указанные производителем дефекты.

В то же время в салоне «Лада Фаворит» факт заводского брака подтвердили. Корреспондент «Гудка» дозвонился в технический отдел компании и, представившись покупателем, поинтересовался, что ему делать с неисправностью. Инженер по гарантии предложил приехать в салон и произвести оперативную замену бракованной детали.

Сколько автомобилей всего реализовано на рынке и был ли в них указанный производителем дефект, точно выяснить не удалось. Однако в том же автосалоне «Екатеринбург-Лада» уже успели реализовать около 600 «Калин». Но заменить неисправную деталь приехали лишь несколько их владельцев.

– Если придет официальное сообщение из АвтоВАЗа, мы пригласим всех покупателей произвести замену, – сказал представитель «Автомира». – При стоимости детали примерно 3000 рублей весь ремонт будет оплачивать производитель.

Легко посчитать, что замена втулки у всех отозванных автомобилей новой серии обойдется АвтоВАЗу более чем в 600 тысяч долларов. Назвать точную цифру предполагаемых убытков в пресс-службе компании отказались.

В любом случае, как сказали корреспонденту «Гудка» в одном из столичных автомобильных сервисов, прежде чем оценивать последствия действий производителей и объем предстоящей работы, необходимо выяснить, какой характер имеет дефект, насколько он опасен для автолюбителей и как быстро нужно отзывать автомобили. Ведь от этого зависят судьбы людей.

Юрий СУШИНОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31