27 ноября 2021 06:02

ХАМАС спутал «Дорожную карту»

С приходом к власти в Палестине радикального исламского движения ХАМАС политическая ситуация на Ближнем Востоке предельно обострилась. Одни называют это катастрофой, другие – кошмаром. Но ведь может быть и третий вариант…

Ни опросы общественного мнения (подтасованные бывшим палестинским руководством), ни так называемые «экзит-полы» (тот же опрос, но только на выходе – «exit» – с избирательного участка) не предвещали поражения лидерам правящего в Палестине уже 41 год движения ФАТХ.

Вплоть до момента, когда боевики ХАМАС начали, празднуя победу, стрелять в воздух, осыпая градом свинца и «своих», и «чужих», самые солидные источники продолжали придерживаться мнения, что ФАТХ пусть с незначительным перевесом, но победит.

Так казалось.

Но почему мало кто обращал внимание на то, как зеленели экраны телевизоров во время трансляции репортажей с Ближнего Востока? Это еще задолго до начала выборов многотысячные колонны сторонников ХАМАС маршировали под зелеными знаменами ислама. И не мелькало в этих рядах черно-красно-бело-зеленое знамя движения ФАТХ. Под этим знаменем и начал почти сорок один год назад основатель движения ФАТХ и палестинский вождь Ясир Арафат борьбу за освобождение всех оккупированных Израилем палестинских земель.

Арафату понадобилось почти тридцать лет, чтобы отказаться от планов опрокидывания Израиля в Средиземное море и согласиться на создание палестинского государства на территории сектора Газа и Западного берега реки Иордан. Начал налаживаться процесс переговоров с Израилем. Его подталкивали, как могли, международные посредники – квартет России, США, ООН, ЕС. Огромный, без преувеличения, шаг к миру с палестинцами сделал минувшим летом премьер-министр Израиля Шарон, когда эвакуировал еврейские поселения из сектора Газа. Мир ждал прорыва в решении ближневосточной проблемы. Но вот Ариэль Шарон тяжело заболел. А к власти в Палестине пришла группировка, которая ставит своей целью уничтожение Израиля и которая совершила на его территории сотни террористических актов.

По предварительным подсчетам, группировка ХАМАС получила 76 депутатских мандатов в 132-местном палестинском парламенте. Правящее движение ФАТХ – 43. Представители руководства ХАМАС уже заявили о том, что не намерены прекращать вооруженную борьбу за создание независимого палестинского государства...

Большинство палестинцев, отдавая предпочтение ХАМАС, выбирали отнюдь не какой-то «исламский путь развития», они просто голосовали против политики действующей в Палестине власти: против нищеты, безработицы. Против герантократии лидеров ФАТХ, которое стало палестинским аналогом ЦК КПСС (он приложил в свое время немало усилий для идеологической подковки палестинских вождей и их финансового благополучия). Люди опускали избирательные бюллетени не столько за ХАМАС, сколько против выстроенной в ФАТХ пирамиды привилегий, кумовства, коррупции.

Еще месяца за два до выборов зарубежные спецслужбы, отслеживающие изменение ситуации в ПА, отмечали, что администрация Махмуда Аббаса полностью утратила контроль над ситуацией и перестала функционировать в секторе Газа, где царит полная анархия. Аббас, указывала зарубежная печать, не контролирует происходящее, утратил доверие приближенных, постоянно находится в подавленном состоянии духа и обдумывает возможную отставку. С победой ХАМАС эта отставка стала вынужденной.

Как встретили известие о победе исламских радикалов в Израиле, Европе и Америке? В специальном заявлении канцелярии действующего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта говорится, что Израиль отказывается от переговорного процесса с палестинским правительством, в состав которого будут входить представители ХАМАС. «Израиль не будет вести каких-либо переговоров с палестинским правительством, если в него войдет хоть один представитель вооруженной террористической организации, призывающей к уничтожению Израиля».

Квартет международных посредников в деле урегулирования конфликта на Ближнем Востоке считает деятельность вооруженных группировок несовместимой с созданием демократического палестинского государства. Это подчеркивается в письменном заявлении квартета, принятом в четверг.

Европейский союз еще не выработал единой позиции. Она определится в понедельник в Брюсселе на встрече министров иностранных дел.

Самой прагматичной в сложившейся ситуации представляется позиция Японии. Токио по сравнению с другими столицами находится на самом большом расстоянии от Ближнего Востока. Но, оказывается, издалека порой виднее.

Япония призывает мировое сообщество вовлечь группировку ХАМАС в процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке. «Мы должны приложить все усилия, чтобы ХАМАС активно включился в мирный процесс», – заявил в пятницу журналистам генеральный секретарь кабинета министров Японии Синдзо Абэ. Важно, отметил он, чтобы Япония и все международное сообщество «работало совместно с Израилем и Палестиной, не откладывая в долгий ящик реализацию шагов, предписанных «Дорожной картой».

Что ж, еще самураи знали: сделай своего врага другом, и ты победишь.

Сможет ли международное сообщество и Израиль найти общий язык с ­ХАМАС? А почему бы и нет. Самого непримиримого вождя этого движения шейха Ясина уже нет в живых. А новый лидер движения Халед Машаль, как и многие его коллеги, вовсе не так уж прост. Он понимает, что объявленные им в качестве первоочередной задачи проведение реформ и улучшение социальной и экономической ситуации в автономии невозможны без финансовой помощи извне (и не только из Саудовской Аравии и Ирана), без сотрудничества с международным сообществом, в первую очередь с США ­
и ЕС.

Сейчас повисло в воздухе много вопросов. Будут боевики ХАМАС стрелять, взрывать, совершать набеги на Израиль или хотя бы на время если и не сложат совсем, то хотя бы зачехлят оружие?

Будут ли лидеры этого исламского движения и дальше призывать к уничтожению Израиля или, сменив защитную военную форму на цивильное платье правительственных чиновников, откажутся от экстремистских лозунгов?

Удовлетворят ли новое палестинское правительство и теневых генералов, которые будут стоять за ним с совсем не виртуальными автоматами в руках, те уступки, на которые уже пошел Израиль на захваченных арабских землях, или опять раздастся клич борьбы до конца (до полного освобождения всех палестинских земель, включая Восточный Иерусалим с мусульманской святыней Аль-Акса) по кубинскому принципу «родина или смерть»?

Вопросы, вопросы, вопросы. И все пока без ответа.

«Спит» в мраморной гробнице в Рамалле Ясир Арафат. Ушел со сцены его преемник Махмуд Аббас – одно из действующих лиц ближневосточного процесса. Второе лицо – израильский премьер Ариэль Шарон умирает в клинике «Кадаса». В отсутствие этих главных фигур, считает глава МИД Италии Джанфранко Фини, «мирный процесс между Израилем и палестинцами остановится на один год».

Пауза будет. Несомненно. Но по поводу сроков я бы выводов пока не делал. Скорее всего, ближневосточные пески потекут быстрее сразу после парламентских выборов в Израиле, где, вне всяких сомнений, победит (отчасти благодаря ХАМАС) израильский же радикал, лидер правой партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху.

Одним словом, караван, как говорят на Ближнем Востоке, идет. Независимо от того, лают собаки или молча лежат на песке…

Александр КАПРАЛОВ

Юных водителей ограничат в правах

Два из трех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом в США происходят с участием водителей в возрасте от 15 до 17 лет.

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Американской ассоциацией автолюбителей.

Проанализировав данные Национального управления безопасности движения на шоссейных дорогах США за период с 1995 по 2004 год, специалисты ассоциации установили, что за это время в ДТП с участием водителей-подростков погибли 30 тысяч 917 человек. Причем в 64 процентах случаев это были пассажиры молодого водителя и пешеходы. То есть, согласно выводам экспертов, автомобилисты-подростки, получающие «юношеские» права, гораздо опаснее на дорогах, чем водители старшего возраста. Более того, как установили эксперты, риск ДТП со смертельным исходом увеличивается в два раза, если к сидящему за рулем подростку подсаживается в машину приятель, и более чем в два раза, если в машине не один, а несколько молодых людей.

Данные доклада указывают на то, что необходимо пересмотреть существующие правила обучения и подготовки молодых водителей, отметил представитель Национального управления безопасности движения на шоссейных дорогах США Джим Шампейн. В каждом из штатов существуют свои законы, согласно которым молодые люди в возрасте от 15 до 17 лет могут получать так называемые «юношеские» права с рядом ограничений, которые по достижении их владельцем 18 лет автоматически обмениваются на обычные «взрослые».

По мнению представителя управления, необходимо унифицировать процедуру подготовки автолюбителей-подростков. Кроме того, добавил Джим Шампейн, необходимо увеличить обязательное по окончании автошколы время вождения в присутствии в машине взрослого человека по меньшей мере до 50 часов, а также жестко ограничить время, в течение которого начинающий молодой водитель будет ежедневно пользоваться машиной.

«Несмотря на соответствующие законы, действующие в том или ином штате, родители не должны разрешать подросткам ездить пассажирами с такими же подростками, и не должны позволять им возить друзей», – отметил господин Шампейн. Вместе с тем в ходе занятий в автошколе следует акцентировать внимание учащихся не только на специфических предметах, но и уделять время изучению аварийных ситуаций и объяснению ответственности водителей за жизнь других людей, добавил он.

Олег СЕВЕРГИН

    Кстати

    В США в результате дорожно-транспортного происшествия в штате Флорида погибли 7 детей из одной семьи, в том числе грудной ребенок, еще 10 человек получили ранения. По данным полиции, машину под управлением 15-летней девушки ударил грузовик. Девочка-водитель не справилась с управлением, и автомобиль влетел в стоявший на обочине автобус. Все 7 детей, находившихся в машине, погибли, ранения получили 8 детей из школьного автобуса, а также водитель автобуса и водитель грузовика.

Страшилки в балтийском небе

В этом году воздушное пространство Балтии охраняет эскадрилья из четырех истребителей МиГ-29 польских ВВС. Вступив в НАТО, поляки не спешат расставаться с надежной российской техникой. Они сменили на боевом дежурстве в литовском Зокняе 23-ю экспедиционную эскадрилью самолетов США.

Еще до прибытия на базу альянса в соседней Литве польские асы заявили, что им предстоит ответственная боевая работа и они опасаются возможных провокаций со стороны России. Своим авиаторам посочувствовала авторитетная Gazeta Wyborcza.

В беседе с ее корреспондентом анонимный представитель министерства обороны некоей страны НАТО заявил: «Русские воспользуются случаем проверить уровень подготовки и быстроты реакции польских пилотов. Поляки могут быть уверены в том, что скучать в Прибалтике им не придется». По утверждению источника-анонима, прошлогодний случай с аварией в Литве российского Су-27 показывает, что «русские таким образом проверяют боевую готовность прибалтов и установленную ими два года назад натовскую систему радаров». Опровержение этой глупой версии польские журналисты в расчет не приняли.

Ранее газета опубликовала материал о том, что, по ее информации, немецкие пилоты, которые охраняли небо Латвии, Литвы и Эстонии минувшим летом, восемь раз поднимались по тревоге в связи с нарушениями воздушного пространства НАТО российскими военными самолетами. Издание далее утверждает, что во время дежурства американского контингента такое тоже случалось. «Для русских это была весьма ценная информация о никудышной координации военных систем альянса», – приводит Gazeta Wyborcza слова одного из своих экспертов.

Экстравагантные страшилки солидной газеты сначала поставил под сомнение командующий ВВС Польши генерал-лейтенант Станислав Таргош. На встрече в Зокняе он чистосердечно сказал: «Я не верю, что Россия в мирное время предпримет провокацию или нарушит воздушное пространство балтийских стран». Пана командующего поддержал коллега по блоку министр обороны Литвы Гядеминас Киркилас: «Я не думаю, что нарушения в нашем небе возникнут только потому, что к выполнению миссии приступили польские пилоты. Они знают свое дело, хорошо знакомы с регионом. Я верю, что их работа будет успешной».

Окончательно рассеял выдумки варшавского издания о провокационном настрое русских у натовских границ прибывший на совещание с базы ВВС по наблюдению воздушного пространства в Рамштайне американский генерал-майор Боб Дьюлени. По его словам, за три месяца службы американские авиаторы выполнили сто пятьдесят полетов. Генерал особо подчеркнул: за это время не было зафиксировано ни одного нарушения воздушного пространства Балтии. И не без гордости добавил, что американские авиаторы поставили рекорд взлета по тревоге – 4 минуты и 22 секунды при нормативе НАТО 15 минут. Но все рекордные взлеты были только учебные.

Евгений ВОСТРУХОВ
Рига

Железная поступь китайского дракона

Как сообщили на совещании, созванном в Пекине министерством железных дорог КНР, в предстоящие три года Китай планирует вложить 20 млрд. юаней в строительство железных дорог в автономном районе Внутренняя Монголия.

За последние 30 лет на эти цели правительство выделило примерно 5 млрд. юаней. Протяженность строящихся во Внутренней Монголии железных дорог сейчас превышает 2500 км. Недавно в городе Гуйян – центре провинции Гуйчжоу – началось строительство крупнейшего в Юго-Западном Китае железнодорожного узла, в которое министерство железных дорог КНР и местное правительство вложат более 3 млрд. юаней. Этот узел, который создается на основе южного вокзала города, объединит железные дороги, связывающие Гуйчжоу с провинциями Сычуань, Хунань, Юньнань и с Гуанси-Чжуанским автономным районом, и таким образом свяжет юго-запад, центр и восток страны.

По словам заместителя министра железных дорог Лу Чуньфана, сооружение нового узла улучшит железнодорожные транспортные условия в юго-западных районах и смягчит напряженность на железнодорожном транспорте в регионе. К июлю 2006 года. завершится реконструкция 1453-километровой железной дороги Пекин – Шанхай. По окончании электрификации магистрали скорость движения поездов по ней достигнет 200 км в час. Сейчас на участке в провинции Цзянсу ведутся работы на десятке строительных объектов в рамках реконструкции магистрали.

Цинхай-Тибетская магистраль, сообщение по которой должно начаться 1 июля 2006 года, станет одним из наиболее популярных туристических маршрутов Китая. По данным газеты «Чайна дейли», «Цинхай-Тибетская железнодорожная корпорация» и американская компания «Кэйлпартнерс Инк» заключили соглашение о создании совместного предприятия, которое станет оператором туристического бизнеса по самой высокогорной железной дороге в мире. Первым проектом этого СП станет организация туристических туров на комфортабельном поезде, который будет курсировать между административным центром провинции Цинхай (Северо-Западный Китай) и столицей Тибетского автономного района Лхасой, делая остановки в самых живописных уголках высокогорья и у всемирно знаменитых памятников древней тибетской цивилизации.

Данный проект ориентирован на состоятельного туриста. Впрочем, остальные желающие побывать в одном из самых труднодоступных районов мира тоже смогут это сделать в комфортных условиях. По словам начальника транспортного управления министерства железных дорог КНР Чжан Шугуана, после ввода Цинхай-Тибетской магистрали в эксплуатацию путешествие из Пекина в Лхасу займет всего двое суток.

«Так как средняя высота железной дороги составляет 4500 метров над уровнем моря, поезда будут оборудованы специальными системами, насыщающими кислородом разреженный воздух», – сообщил он. Каждый пассажир получит кислородную маску на случай, если он вдруг почувствует себя плохо. Функционирование новой железной дороги не окажет отрицательного влияния на хрупкую экологию региона. На всех поездах будут установлены особые системы утилизации отходов.

Расширение сети железных дорог – стратегическая линия правительства КНР, и для решения этой общегосударственной задачи мобилизуются все средства. В восточной провинции Чжэцзян в декабре началось строительство первой в стране железной дороги с участием негосударственного капитала. Линия протяженностью 41 км свяжет расположенные на западе провинции города Цюйчжоу и Чаншань. Проект стоимостью 675 млн. юаней, предусматривающий движение пассажирских и грузовых составов со скоростью 140 км в час, планируется завершить к середине 2007 года. Первым частным инвестором в железнодорожный сектор страны стала Чаншаньская цементная компания при негосударственном объединении «Хуань Гюй».

В сентябре Китай разрешил иностранным и отечественным частным предприятиям участвовать в строительстве железных дорог в стране, а также инвестировать в развитие транспорта и сферы услуг в данной области. Вместе с тем присутствие иностранного капитала в этой сфере будет ограничено: компаниям запрещено приобретать контрольный пакет акций предприятий. По оценкам экспертов, привлечение частного капитала в железнодорожный сектор позволит к 2020 году довести протяженность железных дорог с нынешних 73 тысяч км до 100 тысяч км.

Особое внимание власти КНР уделяют улучшению качества обслуживания на железнодорожном транспорте. К 1 октября 2006 г. скорость движения на 22 тысячах км железнодорожных магистралей Китая превысит 120 км в час, а на 5300 км железных дорог даже достигнет 200 км в час. С 1997 г. в Китае уже пять раз повышалась скорость движения поездов. Шестое по счету повышение скорости движения поездов было запланировано начать к октябрю 2005 г., но затем отложено по различным причинам.

По прогнозу, в 2006 году пассажирооборот железных дорог Китая достигнет 1,184 млрд. человек, а грузооборот – 2,8 млрд. тонн, сообщил министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь. В ближайшие месяцы пассажирооборот центрального и западного железнодорожных вокзалов Пекина, как предполагается, составит соответственно 7,46 млн. и 6,166 млн. человек, увеличившись на 6,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В стране после завершения электрификации ряда действующих и строительства новых магистралей в этом году ожидается заметное увеличение объема железнодорожных перевозок. Лю Чжицзюнь отметил, что китайские железнодорожники в 2006 году будут по-прежнему обеспечивать перевозки угля, нефти, зерна, химических удобрений и других грузов.

Владимир КОРОЧАНЦЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30