27 ноября 2021 05:43

Первым делом самолеты

В Санкт-Петербургском университете гражданской авиации с 23 по 27 января прошел Всероссийский конкурс диспетчеров по управлению воздушным движением.

Конкурс состоялся впервые за последние 20 лет. Советские традиции решили возродить Росавиация и ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ». В финале за приз 250 тысяч рублей и звание лучшего диспетчера страны боролись 34 представителя филиалов госкорпорации – от Мурманска до Якутска.

«Диспетчер – запомни! Не сядет самолет, посадят тебя!» – листок-предупреждение висел на двери тренажерного центра. В тренажерный центр – два помещения с длинными рядами мониторов в каждом – запускали группами по несколько человек. Инструкторы, которые моделируют «полеты», – в первый зал, конкурсанты – во второй. Все ошибки фиксировались в протоколе, действия и переговоры записывались. Все максимально приближено к реальности.

– Говорит борт 47315. У нас пожар правого двигателя, терпим бедствие. Разрешите срочное снижение!

Дмитрий Холзаков из филиала «Аэронавигация Северо-Запад» едва успел «разрулить» ситуацию, как в эфире зазвучала английская речь: лайнер, идущий транзитом из Азии в Европу, запрашивал разрешение выйти в заданный коридор. На выполнение задания отводилось всего 20 минут. За это время авиадиспетчер должен был управлять 5 – 7 самолетами. «В жизни такая плотная работа выпадает, может быть, всего один раз, – признался Дмитрий. – Обычно самолеты подлетают по очереди, согласно расписанию. В аэропорту я работаю с одним-двумя судами».

Пока комиссия во главе с первым заместителем гендиректора «Госкорпорации по организации воздушного движения» Юрием Мелешко оценивала работу первой группы, конкурсанты собрались в курилке. «Главное – сразу составить в голове план разведения судов, – делился опытом Сергей Бехтир из Мурманска. – Как только я себе эту «этажерку» в воздухе представляю, уже знаю, как они полетят».

За компьютер садится Никита Заболоцкий из Якутска. Никита надеется, что его профессия вскоре опять станет престижной, а коллеги моложе. Значит, появится резерв (в 1990-х не хватало денег на подготовку кадров, и сейчас средний возраст диспетчера – 45 лет).

Жюри подвело итоги. Победителем стал Сергей Бехтир – тот самый, что учил коллег «этажерки» составлять.

Алексей ЛЕБЕДЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург

Единая лицензия для диспетчеров ЕС

Комиссия Европарламента по транспорту одобрила законопроект о введении в масштабах Евросоюза единой лицензии для авиадиспетчеров.

Целью принятия данного документа является не только обеспечение взаимного признания странами – членами ЕС разрешений на трудовую деятельность, выдаваемых контролерам воздушного движения, но и гармонизация правил их подготовки.

В Еврокомиссии, разработавшей проект закона, рассчитывают, что его принятие позволит повысить безопасность движения в небе над Европой.

Другой положительный фактор - получение лицензии единого образца откроет для европейских авиадиспетчеров возможность предлагать свои профессиональные услуги в любом из государств ЕС. Для решения проблемы нехватки работников диспетчерских служб аэропортов, а их сегодня в масштабах Европы требуется до 1800 человек, это очень важно.

В случае окончательного принятия законопроекта авиадиспетчеры стран ЕС получат также право на безусловеное признание выданных им лицензий, медицинских аттестатов и сертификатов, подтверждающих необходимую степень владения иностранным языком.

При этом в проекте закона оговорено, что знание английского языка как универсального средства общения авиадиспетчеров с экипажами авиалайнеров должно быть не ниже четвертого уровня по пятибалльной системе оценки.

В ЕС принятию закона о введении единой лицензии для авиадиспетчеров придается особое значение еще и с учетом планов создания так называемого «единого европейского неба».

Целью объединения воздушного пространства страны ЕС задались в 2004 году. По их мнению, это позволит повысить безопасность авиасообщения путем создания трансграничных воздушных зон и авиадиспетчерских служб.

Теперь проект закона о единой лицензии предстоит одобрить Европарламенту в целом.

Слушания и голосование состоятся в феврале на пленарной сессии.

Александр ШИШКИН
Брюссель

Газ пошел в Грузию

Восстановлена подача российского газа в Закавказье по газопроводу «Моздок – Тбилиси». Вчера к концу дня труба была заполнена до нормативного давления, и газ начал поступать потребителям в полном объеме, сообщил помощник главы МЧС Северной Осетии Владимир Иванов.

22 января в результате диверсии на административной границе Северной Осетии и Ингушетии были выведены из строя основная и резервная трубы газопровода «Моздок – Тбилиси». Ремонтные работы продолжались в непрерывном режиме неделю, в них было задействовано более 70 ремонтников «Газпрома» и 40 единиц тяжелой техники.

Прокуратура возбудила дело по статье «Терроризм». По предварительным оценкам, ущерб от взрыва газопровода составляет 30 миллионов рублей.

Выбор Суоми

Вчера в атмосфере острой интриги в Финляндии прошло голосование во втором туре президентских выборов. В третий раз в истории страны финны путем прямого всенародного волеизъявления выбирали нового главу государства на очередной шестилетний срок.

По данным опросов голосовавших на выходе с избирательных участков, кандидат от левых, действующая президент Тарья Халонен, с отрывом в 2 процента опережает представителя правых – экс-министра финансов Саули Ниинисте.

Не обошлось и без «грязных технологий». Так, в Интернете были распространены сообщения, согласно которым Халонен в 1976 году якобы высказалась за вхождение Финляндии в состав СССР. Сама кандидат опровергла эти слухи, назвав их «беспочвенными».

В Финляндии, население которой едва превышает 5 миллионов человек, избирательным правом обладают около 4,3 миллиона граждан. Из них 1,4 миллиона воспользовались своим конституционным правом, приняв участие в досрочном голосовании. На избирательные участки пришло около 79 процентов финнов, имеющих право голоса.

Эмир Кувейта принес присягу

Эмир Кувейта шейх Сабах аль-Ахмед ас-Сабах принес вчера присягу в парламенте и стал 15-м правителем эмирата. Ранее парламентарии и члены правительства единогласно поддержали решение кабинета министров о провозглашении премьер-министра шейха Сабаха эмиром в связи с неспособностью наследного принца шейха Саада управлять страной из-за болезни. В минувший вторник шейх Саад отрекся от престола. Вопрос назначения нового наследного принца и членов кабинета решит новый глава государства.

Шейх Сабах родился в 1929 году. На протяжении 40 лет он занимал высокие государственные посты, возглавлял министерство иностранных дел, с 2003 года – премьер-министр. В течение последних четырех лет в связи с болезнью эмира шейха Джабера и наследного принца шейха Саада фактически управлял эмиратом. Династия ас-Сабахов правит в Кувейте 250 лет.

Опора на собственные силы

Командование ВМС Южной Кореи решило вооружать свои новейшие корабли ракетами не американского, а отечественного производства, что, как полагают, отражает стремление Сеула уменьшить зависимость от США в области поставок вооружений. Такое решение вчера было принято правительством Республики Корея.

Крылатыми ракетами собственной разработки предполагается, в частности, вооружить строящийся сейчас в Южной Корее эсминец, который будет оснащен автоматизированной системой ПВО «Иджис». К 2012 году планируется построить три таких корабля водоизмещением около 7 тысяч тонн каждый. Контракт на поставки системы «Иджис» для этих кораблей получила американская корпорация «Локхид Мартин». В результате Южная Корея станет четвертой страной в мире, которая будет иметь эсминцы с такой системой, после США, Японии и Испании.

Поезда пошли в обход

В Узбекистане из-за обильных снегопадов закрылся перевал «Камчик», соединяющий центральные районы республики с областями Ферганской долины. По перевалу (свыше 1100 метров над уровнем моря) проходит единственная автомобильная трасса. В связи с этим узбекские власти восстановили железнодорожное сообщение с Ферганской долиной через территорию Таджикистана. «Это сделано для тех, кто пользовался услугами автотранспорта. Кроме того, с городами Ферганской долины есть регулярное авиасообщение. Таким образом, сделано все для того, чтобы люди не испытывали сложностей в эти зимние дни», – сообщила пресс-служба государственной акционерной компании «Узбекские железные дороги».

«Аэрофлот» работает над «дочкой»

ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» создает чартерную компанию, на баланс которой будет передан весь топливонеэффективный авиапарк. По словам генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова, в настоящее время идет активная работа над ее созданием. По сведениям информагентств, речь идет об учреждении к концу 2006 года стопроцентной дочерней компании «Аэрофлота». В первую очередь туда будут переданы самолеты Ил-86. Как сообщила пресс-служба «Аэрофлота», в настоящее время в парке компании осталось шесть таких лайнеров.

Дни России в Давосе-2007

Иностранные инвесторы считают, что России должно быть уделено центральное внимание на следующем ежегодном заседании Всемирного экономического форума (ВЭФ). Это предложение прозвучало на состоявшейся в Давосе рабочей встрече Консультативного совета по иностранным инвестициям в РФ, в которой принял участие глава Минэкономразвития Герман Греф. «Мы договорились о выработке совместного плана мероприятий по улучшению имиджа России», – сказал Герман Греф.

По мнению инвесторов, России «нужно активнее принимать участие в Давосском форуме», поскольку «это отличная площадка для объяснения политики России», пояснил министр. Члены Консультативного совета «выступили с предложением поставить в центр следующего Давосского форума Россию по примеру того, как нынешнее заседание ВЭФ было посвящено Индии и Китаю».

По словам Германа Грефа, участники встречи «обратили внимание на недостаточную работу с имиджем России, с пиаром». «Сейчас налицо очень негативная волна публикаций, в том числе касающаяся надежности России как поставщика энергоресурсов», – констатировал министр.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Польский Трансвааль

Вчера Президент РФ Владимир Путин направил телеграмму соболезнования президенту Польши Леху Качиньскому в связи с трагедией в Катовице.

От имени всех россиян и от себя лично выражаю искреннее сочувствие польскому народу и прошу передать глубокие соболезнования родным и близким погибших, пожелания скорейшего выздоровления всем пострадавшим, говорится в телеграмме.

По последним данным, в результате обрушения крыши выставочного зала в Катовице обнаружено 65 человек погибшими, более 150 ранены.

Трагедия произошла в субботу во второй половине дня на территории международной ярмарки в Катовице. По предварительной версии, под тяжестью снега рухнула крыша самого большого и современного павильона, где в тот момент проводилась выставка почтовых голубей. В момент обрушения в помещении могло находиться от 500 до 1000 человек. Спастись можно было только тем посетителям, кто находился в момент обрушения кровли у боковых стен. По мнению спасателей, шансы обнаружить живых людей под развалинами «практически равны нулю». Ситуация усугубляется 15-градусным морозом, который практически исключает возможность спасения заживо погребенных под обломками людей.

Как сообщили в генеральном консульстве РФ в Кракове, граждан России среди погибших и пострадавших во время катастрофы в Катовице нет.

В город в срочном порядке прибыл премьер-министр Польши Казимеж Марчинкевич, другие представители власти. Как сообщил на пресс-конференции руководитель канцелярии президента, «таких масштабов катастрофы в Польше еще не было».

Евгения ПЯДЫШЕВА

У Лужкова есть план

Московские власти продолжают искать способы борьбы с автомобильными пробками в столице.

В субботу Юрий Лужков сообщил о том, что мэрия планирует к 2008 году завершить реконструкцию транспортных развязок от Пушкинской площади до МКАД. По словам градоначальника, работа по началу реконструкции главной московской улицы начнется уже в текущем году. «На Тверской улице будет организовано практически бессветофорное движение, а на Триумфальной площади создан подземный паркинг, наверху обустроены газоны и цветники», – сказал господин Лужков. Кроме того, площадь Белорусского вокзала радикально перестроят. Мэр пообещал, что в этом месте будут освоены подземные пространства и сюда вернется памятник Горькому. Другие подробности изменения облика площади Юрий Михайлович не раскрыл. Между тем в Москве поговаривают, что реконструкция улицы может коснуться каким-то образом и другого памятника – Пушкину.

Говоря о реконструкции Ходынского поля, Юрий Лужков отметил, что здесь будет создана связка с Ленинградским проспектом и Третьим кольцом. «Движение с Ленинградского проспекта на Ходынку и обратно планируется организовать без перекрещивания дорог и без светофоров», – сказал мэр. При этом он добавил, что на самом сложном участке – развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе будет использован эстакадно-тоннельный вариант. «Светофоры останутся только на одном второстепенном участке, главные потоки автомобилей пересекаться не будут», – отметил столичный градоначальник.

Соб. инф.

Пассажиров подвесили на новый транспорт

На этой неделе в ускоренном режиме пройдут испытания столичной монорельсовой дороги. Это позволит с начала лета осуществлять регулярные пассажирские перевозки.

Московские власти распорядились прекратить экскурсионные поездки по монорельсовой дороге и форсировать ее перевод в «формат» общественного транспорта. Менеджер Московского метрополитена Евгения Морозова сообщила «Гудку»: «В соответствии с постановлением городского правительства монорельсовая дорога должна начать перевозку пассажиров в первой половине этого года. Сейчас идут испытания подвижного состава, проверка систем безопасности и электроснабжения». По словам Морозовой, с этой недели обкатка всего комплекса значительно ускорится, и ,по прогнозам, монорельс включится в систему муниципального транспорта к началу летнего сезона.

Напомним, что прежде был установлен другой срок – апрель 2006 года. Как сказала «Гудку» сотрудник департамента транспорта правительства Москвы Мария Проценко, до сих пор монорельс не переводили в режим пассажирского движения, поскольку это «абсолютно новый вид транспорта» как для Москвы, так и для всей России и «для проверки безопасности и надежности необходимо длительное время». Она сказала также, что на основе анализа работы дороги в пассажирском режиме возможна разработка проекта использования монорельса на территории Всероссийского выставочного центра, и подтвердила, что «перспективы дальнейшего развития этого вида транспорта в столице, безусловно, есть».

По словам Марии Проценко, еще неизвестна стоимость проезда – этот вопрос сейчас рассматривает Региональная энергетическая комиссия. Предполагается, однако, что цена не превысит стоимость проезда на метрополитене, которая сегодня составляет 15 рублей (экскурсантов катали за 50 рублей).

Монорельсовая дорога насчитывает шесть станций: две конечные – «Улица Сергея Эйзенштейна» и «Тимирязевская», а также станции «Выставочный центр», «Улица Академика Королева», «Телецентр» и «Улица Милашенкова», мимо которых экскурсионные поезда до сих пор следовали без остановок. Протяженность первой в России монорельсовой дороги составляет 5 километров. В перспективе она сможет перевозить до 7 тысяч пассажиров в час, а максимальная скорость составов достигнет 40 километров в час.

Андрей МОШАТИН

Премьер не остановил автомобилистов

В субботу в Москве автовладельцы протестовали против новых Правил дорожного движения. Более тысячи машин проехали колонной по Садовому кольцу.

Инициаторами выступило движение автомобилистов «Свобода выбора» – «19 мая». Водители выехали на улицы не только в Москве, но и в других городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Магадане, Владивостоке. Автомашины двигались по проезжей части со скоростью 40 – 50 километров в час с включенной аварийной сигнализацией, украшенные клубными флагами и лозунгами: «Нас все больше, мы все злее», «Нет – новым ПДД» и т.п.

Новые Правила дорожного движения с 1 января этого года запрещают перевозку детей до12 лет в автомобиле без специальных кресел; эксплуатацию автомобилей с поворотными сигналами всех цветов, кроме желтого, задних фонарей – кроме белого. И хотя накануне премьер Михаил Фрадков заявил об отсрочке введения измененных ПДД – до 1 января 2007 года, автовладельцы были настроены скептически.

– Год проблемы не решит, – объяснил «Гудку» представитель оргкомитета акции. – За это время все равно нельзя наладить производство требуемых компонентов. А импортные – очень дорогие. Новые правила необходимо отменить совсем.

– С 1 марта вводят новый ГОСТ, и ни одна машина не пройдет техосмотр, – сказал лидер «Свободы выбора» Вячеслав Лысаков. – Запрещено что-либо менять в конструкции автомобилей, а замена, например, задних фонарей на американских марках невозможна без вмешательства в конструкцию.

Участники акции рассказали «Гудку», что с начала года гаишники уже штрафуют водителей по новым ПДД.

– Даже не знают, на какую сумму штрафовать, – возмущался водитель красного кадиллака Алексей. – За одно и то же нарушение я отделался 300 рублями, а мой знакомый заплатил 100 долларов.

Несмотря на противодействие инспекторов ГИБДД, колонна проехала несколько кругов по Садовому кольцу.

– Они переключали светофоры с зеленого сразу на красный, пытались «разрезать» колонну, останавливали на 10 – 20 минут для проверки документов, – рассказал участник акции Евгений Краснов.

Кстати, на сайте «Свободы выбора» заранее были даны подробные рекомендации, как вести себя во время акции: «Машина должна быть в полном порядке, документы – тоже, ремень пристегнут. Подчиняйтесь требованиям сотрудников ГАИ. Если остановили одного, останавливаются трое. Если остановили колонну – останавливайтесь все».

Юрий СУШИНОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30